Анализ стихотворения бунина листопад. "Кружатся листья по полянам…" Анализ стихотворения И.А

Творчество Ивана Алексеевича Бунина популярно во всем мире. За время своей жизни он написал огромное количество произведений, которые создавали настоящий резонанс среди читателей. Очень популярным стихотворением раннего периода автора является «Листопад». Созданы стихотворные строки в начале девятнадцатого века, когда поэту уже исполнилось тридцать лет.

В этом же году данное произведение было опубликовано и представлено для обсуждения читателям того времени. В октябре 1900 года стих был презентован в известном журнале, именуемом «Жизнь». Посвящалось стихотворение Горькому и являлось своеобразной осенней поэмой.

Этот стих стал самым первым в создании поэтического сборника, который был напечатан спустя три года и удостоен премии имени Пушкина. Стихотворение «Листопад» понравилось многим, а сам автор очень сильно дорожил им всю жизнь.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу...
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся - она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой...

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, -
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив...

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

Произведение «Листопад» представляет собой своеобразную лирическую композицию с пейзажной тематикой, которая посвящена описанию природы в осенний период. В композиции Бунин использовал свои личные наблюдения, поэтому в стихотворении прослеживаются мотивы философии. Автор рассуждал по поводу течения человеческой жизни и изменения человеческих судеб по воле случая.

Стихотворение отличается своеобразным и необычным построением строк и рифм. Если рассмотреть рифмовку, здесь имеется определенный перечень четверостиший и отдельных двустиший, которые преподнесены читателю в виде четырехстопного ямба.

Главная особенность стихотворения «Листопад» - это своеобразная напевность, которая приближает данное произведение к фольклорной типологии.

Повествование стихотворения Ивана Алексеевича направлено на расширение временных и пространственных границ. Это отслеживается во всей сюжетной части.

Начало поэмы отличается краткостью временного промежутка – это всего-навсего один день из жизни. Действие в данном случае ограничивается простым пейзажем – поляной. Такая особенность позволяет имитировать ощущение последних счастливых моментов. Автор концентрирует внимание на мелочах, например, на мотыльке, который чувствует последние прощальные и теплые лучи солнца, а на этом фоне постукивает дрозд, напоминая об уходящем лете.

В ходе формирования сюжетной части действие постепенно расширяется на месяцы. Автор напоминает о «кружащем» сентябре. Пространственная значимость в сюжете уходит от мелочей, и особое внимание уделяется уже лесу, небу и всей окружающей природе, расширяя границы до масштаба всей планеты.

В представленном стихотворении пора года является собирающим понятием. Осень в произведении «Листопад» - это своеобразное существо, которое может существовать самостоятельно. Данная «госпожа» - некая тихоня-вдова, которая является хозяйкой всей природы – лесов, лугов, полей.

Автор с помощь такого эксклюзивного очеловеченного образа осени старается показать читателю все особенности внутреннего мира и жизненного цикла природы. Этот мир полон как радости, так и грусти, здесь есть как счастливые моменты, так и различные страдания.

Автору удалось удивительно правдиво передать смену настроений, заложенных глубоко в личности героя. Здесь присутствуют всевозможные художественные обороты. Они созданы таким образом, чтобы сущность человека и природных особенностей не имели явного разделения.

Бунин показывает читателю идеи о возможности вечной жизни, а также особенную цикличность, которая отслеживается в процессах мироздания. В поэме смена природы показана в виде специфического кольца. Красота поры года – осени, окутанной золотистым нарядом – передается через увядание. Может показаться, что природа гибнет и страдает, но это совсем не так. Просто всё живое готовится к длительному сну, который будет обеспечен в зимнюю пору.

Первая часть произведения представлена читателю в виде прекрасного образа леса, окутанного золотистой листвой и растительностью. Здесь используются практически все краски, встречающиеся в натуральной природе. Эта цветовая гамма искусно разукрашивает всё стихотворение: серебряная паутина, терем лилового оттенка, янтарная тональность листвы, освещенная солнцем поляна.

Поэт старается передать читателю осеннее время года в виде своеобразной сказки. Имитируя красоту и особенности этого времени. В строках также отслеживается сказочная лексика, например, автором приводится сравнение поляны с широкой дворовой территорией, в качестве терема используется лесной массив, а просветы между листьями на деревьях – это своеобразные окна.

Постепенно восприятие светлой картины разноцветной осени приобретает минорное, и даже грустное настроение. Таким образом, автор указывает на то, что осень – это «тихая вдова». Данные образы напоминают о мотивах смерти, страданиях и грусти. Дальнейшая часть стихотворения уже показана в виде картины, на которой преобладает безмолвный и уставший лес, которые ожидает скорой смерти. Это отслеживается практически в каждой строчке и навевает грусть на читателя.

Постепенно сюжетная линия переходит к третьей части. На данном этапе осень «умирает» и это заметно по многим вещам. Автор передает ощущение угасания с помощью различных звуков, а яркие краски начинают пропадать, и уходят в небытие. Осень покидает описываемые места.

Заключительная часть также имитирует смерть и гибель натуральной природы. Но, хотя дуют сильные ветры, и в права вступает зима, многим обитателям леса нравится такая погода.

В своём стихотворении «Листопад» Бунин старается передать читателю осенний период максимально ярко и выражено, чтобы человек смог ощутить натуральность происходящего. Для этого в произведении используются различные дополнительные приемы. Например, чтобы передать движения применяются специфические выразительные средства:

✔ Инверсия. Используется она в первой строфе – кружат листья, льет дождь.


Стоит заметить, что в стихотворении присутствует большое количество разнообразных тропов. Буниным изысканно используется и анафора, которая представляет собой ассонанс при замене буквы «О» на «Е». Такая особенность позволяет создать в произведении мелодичность. Замена букв «Ш», «С» в различных словосочетаниях олицетворяет звуки натуральной природы, стараясь передать читателю максимальную естественность происходящей ситуации на примере тишины и шуршания листьев.

В представленной читателю поэме имеется большое количество сравнительных оборотов, например, мотылек сравнивается с белым лепестком, а блеск ткани с серебром. В стихотворении достаточно и различных метафор, например, терем с пестротой, а также широкий двор вместо луга.

Имеются в произведении и специфические олицетворения, стараясь максимально качественно показать читателю то, что осень представляет собой своеобразное живое существо – осень, заходя в свой терем. Иногда олицетворения перекликаются вместе с метафорами, например, дым встает столбами. Полно в произведении и эпитетов – вдова, мертвая молчаливость, серебряный мороз.

В заключение нелишним будет отметить, что Иван Алексеевич Бунин – это настоящий художник мысли. Автор произведения «Листопад», благодаря своему таланту, смог передать в словесной форме множественные особенности окружающего мира, все красоту природы и ее величие.

О природе написано множество стихов. Поэты восхищаются её красотой, гордятся её богатствами, приэывают любить и беречь всё живое. «Листопад» Ивана Алексеевича Бунина — одно из самых замечательных стихотворений о природе. Бунин написал его в 1900 году. Это не просто стихотворение, а целая осенняя поэма.

Место действия — лес, а главная героиня — Осень. Сначала автор изображает светлую, тёплую, прекрасную пору, когда лес золотой, приветливый и чудесный.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
Многочисленные яркие сравнения подчёркивают красоту леса. Лес ещё полон обитателей и звуков. Мотыльки, паучки, скворцы, дрозды наполняют его. Шуршат листья, поют и хлопают крыльями птицы. Но вот наступают холода. Природа увядает и засыпает.

Осенний лес Бунина похож на сказку, таинственную, фантастическую и чудесную. В каждой строчке стихотворения «Листопад» чувствуется любовь поэта к родной природе, понимание её красоты и восхищение её великолепием.

Анализ стихотворения Листопад Бунина по плану

1. История создания . Стихотворение "Листопад" было написано И. А. Буниным в 1900 г. При публикации поэт посвятил его . Произведение дало название поэтическому сборнику а 1903 г., за который он получил Пушкинскую премию.

2. Жанр стихотворения - пейзажная лирика.

3. Основная тема произведения - осенняя природа. Осень выступает не просто временем года, но одушевленным существом, "тихою вдовой", вступающей в свой "терем расписной". Природа застыла в своем великолепии. Все живое наслаждается "последними мгновениями счастья". Этот "немой покой" уже очень скоро сменится холодами и ненастной погодой.

Безмолвие в природе постепенно становится пугающим, переходящим в "мертвый сон". "Застывшая красота" осеннего леса напоминает о смерти. Начавшиеся затяжные дожди заставляют Осень "запереться в тереме", который неуклонно теряет свои яркие краски и разрушается. Опустевший лес оглашается лишь звуками охотничьих рогов. Под их "грустный вопль" облетает последняя листва и улетают на юг птицы. Наступает день, когда сама Осень вынуждена покинуть "раскрытый терем" и отправиться вслед за птицами.

Автор не испытывает печали. Безрадостная картина осиротевшего леса вскоре совершенно преобразится и заиграет новыми красками ("засеребрится мертвый край"). Осенний терем будет окончательно разрушен новыми хозяевами ("ворвутся... ветры из тундры"), но лишь для того, чтобы воздвигнуть зимние "чертоги ледяные".

4. Композиция стихотворения последовательная. Оно состоит из семи строф.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с чередующейся рифмовкой (перекрестная, кольцевая и смежная).

6. Выразительные средства . Стихотворение изобилует средствами художественной выразительности. Автор использует огромное количество эпитетов при описании красоты осени ("лиловый", "золотой", "багряный", "расписной", "янтарный"), переходного состояния природы ("мрачны и ненастны", "грустный", "туманных") и будущей зимы ("сугробах мягких", "инеи сквозные").

Произведение построено на олицетворении. Главным одухотворенным персонажем является Осень, которая "вступает", "знает", "выходит". Особую красоту стихотворению придают различные образные метафоры ("березы желтою резьбой", "воздушной паутины ткани", "сентябрь... местами крышу снял") и сравнения ("точно терем расписной", "как вышки", "как сеть из серебра").

7. Главная идея произведения заключается в неизбежности годового цикла. Разрушение прекрасного "осеннего терема" может вызвать печаль и сожаление. Но "мертвый край" недолго будет пустовать. Вступив в свои права, Зима преобразит природу. Зимнее холодное царство обладает своей неповторимой красотой. Цикличность лежит в основе всей жизни и служит залогом ее вечности.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

На уроке литературы мы изучали творчество И.А. Бунина, меня, прежде всего, заинтересовала фотография дома, в котором родился поэт. Оказалось, этот дом я хорошо знаю, он находится в нашем городе на проспекте Революции. Естественно, заинтересовала меня личность этого человека, ведь он наш земляк. А когда я познакомилась с его произведениями, мне показались они просты и понятны, но за этой простотой скрывался такой глубокий смысл…Мне стало интересно детальнее узнать некоторые моменты биографии первого Нобелевского лауреата, познакомиться с его творчеством поближе.

На первый взгляд может показаться удивительным: многие из моих одноклассников знают Бунина понаслышке.

Так родилась цель нашей работы: изучить особенности бунинской поэтики на примере одного произведения, включенного в курс школьной программы, а именно, стихотворения «Листопад».

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

Углубить знания о фактах биографии И.А. Бунина, связанных с Воронежским краем.

Проанализировать стихотворение И.А. Бунина «Листопад»

Выявить, какие образно-выразительные средства позволяют поэту создать неповторимый образы природы

Определить, какие образы нашли отражение в этом стихотворении

Выяснить, почему И.А. Бунин, называл это произведение «поэмой».

2. Основная часть

2.1 И.А. Бунин и Черноземный край

Черноземный край,- земли воронежские, орловские, липецкие,- отчий край Ивана Алексеевича Бунина, великого отечественного писателя, первого русского нобелевского лауреата в области литературы. В Воронеже он постигал первые слова и краски, в Бутырках и Озерках Елецкого уезда текли его детские и раннеюношеские годы, в Ельце, в гимназии он учился, в Каменку-Бунино, Огневку, Воргол он наезжал к родственникам; в Орле - городе его начальной литературной деятельности - издал первый поэтический сборник; в Г лотове-Васильевском написал «Суходол», «Деревню»; здесь же создавались «Господин из Сан-Франциско», «Соотечественник». А сколько прекрасных страниц навеяно увиденным, пережитым в нашем крае, памятью о нем!

Иван Алексеевич родился 23 октября 1870 года в Воронеже. Он прожил в нашем городе всего три первых года жизни, тем не менее, мы, воронежцы, с гордостью называем его своим земляком. Сейчас двухэтажный приземистый дом на проспекте Революции, 3 выбивается из общего ряда новостроек и только по мемориальной табличке можно узнать, что это особо охраняемое здание и памятник истории. Во дворе есть сад. И, возможно, старые сосны и груши, которые там растут, помнят те времена, когда в доме жил Бунин. Вот что вспоминает сам поэт о том времени в автобиографических заметках: «В Воронеже-то и родился я. Там прошли первые три года моей жизни. (Очень слабо, но все-таки помню кое-что из того времени). Но расти в городе мне не пришлось. Страсть к клубу, к вину и картам заставила отца через три с половиной года возвратиться в Елецкий уезд, где он поселился на своем хуторе Бутырки. Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной» .

Обратимся к воспоминаниям А. Прасолова, воронежского поэта: «Мы решили посмотреть дом на проспекте, там родился Бунин в 1870г. Мы смотрели дом с улицы. Опишу его подробно. Первый этаж - кирпичный, с полуарочными проемами, второй деревянный, видимо, восстановленный после оккупации. Зашли во двор. Глухо, бело от нетоптаного снега. Вот тут и увидели особенность дома. Четырехугольные, из кирпича колонны, обвисший балкончик, романтичная в своей ветхости лестница, лепящаяся зигзагами по стене, мертвые плети дикого хмеля, узкие, вроде бойниц, окошки…

И здесь раздался крик младенца, которому суждено было в зрелости… скитальчески проплыть океаном, чтобы навсегда уйти из России и унести ее в памяти такой, какой она только в этой неизмеримо глубокой памяти и могла тогда сохраниться…»

Рос мальчик (он был третьим сыном после старших братьев Юлия и Евгения) в усадьбе среди среднерусской природы в Елецком уезде Орловской губернии. Потом учился в гимназии, в городе, живя у чужих людей. Мальчик любил много гулять по городским улицам, наблюдать - у него был дар интересно рассказывать и изображать в лицах увиденное.

Стоит отметить, что любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и эмигрировать в Париж. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами, которые ассоциировались с родиной, домом и самым счастливым периодом жизни.

Мы выяснили, что Октябрьскую революцию Бунин не принял и в мае 1918 года уехал из Москвы в Одессу. 26 января 1920 года Бунин вместе с женой отбыл из Одессы в Константинополь. Начались долгие 33 года эмиграции. Вдали от родных мест. Но притягательная сила родины была такова, что и десятилетия спустя он неизбывно все помнил. «Тысячи верст отделяют великий город, где мне суждено писать эти строки, от тех русских полей, где я родился, рос…Но стоит мне хоть немного напрячь мысль, как время и пространство начинают таять, сокращаться… Нет слов передать всю боль и радость этих минут, всю печаль и нежность их!» - напишет И. Бунин в «Книге моей жизни»

2.2 История создания, особенности жанра произведения И.А. Бунина «Листопад»

Поэзия Бунина полна внутреннего достоинства и уважения к собеседнику. Редкая сжатость и простота, а порой и монументальность. Монументален и его «Листопад».

Бунин написал его летом 1900 года (ему было 30 лет). Гостил он в ту пору в доме брата — в деревне Огневке Тульской губернии. В августе «Листопад» был завершён, а в октябре напечатан в петербургском журнале «Жизнь» - с подзаголовком «Осенняя поэма» и посвящением М. Горькому. Свою книгу стихов 1901 года Бунин открыл этим произведением и назвал «Листопад». Получилась она глубокой, свежей. Вместе с переводом «Песни о Гайавате» сборник «Листопад» был удостоен Пушкинской премии 1903 года.

Первый вопрос, с которым мы начали разбираться, это жанр произведения.

«Поэма - (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике)»

В поэме есть главное действующее лицо - это Осень. Этот образ является собирательным понятием. С одной стороны, это время года. Но с другой, осень предстает самостоятельным существом. Это хозяйка леса, «тихая вдова». Хозяйка леса немолода, печальна, умеет владеть собой и скрывать свои чувства. Через очеловеченный образ художник приоткрывает читателю внутреннюю жизнь природы. Ее мир наполнен радостью, болью и страданием.

При поверхностном прочтении произведение воспринимается как один цельный осенний пейзаж, однако можно проследить, как меняется настроение лирического героя от первых до последних строк.

Но в современных изданиях у этого произведения нет подзаголовка «Осенняя поэма», на всех ссылках в Интернете тоже нет авторского указания на жанр, поэтому-то мы привыкли относиться к этому произведению, включенному сейчас в учебники по литературе и обязательному заучиванию отрывка наизусть, как к стихотворению.

По жанру современные исследователи относят его к дескриптивным (discripto - лат. «описание»), или описательным произведениям. Автор «Поэтического словаря»(1966г) назвал его «чисто дескриптивным» стихотворением . Но это стало предметом спора литературоведов. По определению А. Квятковского, discripto - это стилистический прием, который, задерживая развитие сюжета, является боковым приемом развития повествования в целом. Но листопад, течение русской осени Бунина не боковой приём развития повествования, а само повествование. Никакого иного сюжета в поэме нет.

Нам кажется, что уместнее всего в своей работе пользоваться термином, который оставил сам автор, определяя жанр «Листопада», а именно - поэма.

Анализ поэмы «Листопад»

Строчкой про лес, уподобленный сказочному терему, начинается «Листопад» - одно из удивительных чудес русской лирики. Но при внимательном прочтении этого произведения мы понимаем, что поэт не описывает именно листопад как явление природы, нет ни одного описания падающих листьев, здесь он показывает нам скоротечное состояние затишья именно перед началом листопада.

Первые строки сразу же переносят нас в красивую сказку. Бунин уподоблял лес терему: любовь к природе перемешивалась в этом образе с интересом к национальным истокам, с любовью к родине. Он не любил всякой подделки под старинный лад - поэт делал это со вкусом и сдержанностью.

В первом четверостишье автор создаёт яркий образ осеннего леса-терема, используя сравнения и эпитеты: «лес, точно терем расписной… весёлой, пёстрою стеной стоит», «стоит…, заворожённый тишиной». Кажется, лес в пору золотой осени должен вызывать лишь восхищение буйством красок, а их немало. Здесь присутствует лиловый т.е. светлый оттенок фиолетового, образованный благодаря сочетанию страстного красного и благородного синего. Золотой, т.е. желтый, изумительно сочетается с багряным (насыщенно красным). Из 14 слов в этом четверостишье половина - эпитеты.

Следующие 10 строк продолжают ослепительную картину сказочного леса. Для завершения этого образа автор сравнивает просветы в листве с оконцами, елочки - с вышками у терема, а пустую поляну - с широким двором. Лирический герой словно становится свидетелем некоего таинства - осенней сказки, создаваемой сказочной лексикой: «терем расписной», «оконца», «терем», «вышки». Добавляются цвета: берёзы «жёлтою резьбой блестят в лазури голубой», «синеют… просветы в небо», синяя вышина. Ощущается запах дуба и сосны… Всё такое же восприятие картины осеннего леса - бодрое и светлое.

Появляется главная героиня, хозяйка - Осень - «тихая вдова». Но эта печаль - светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…

С образом Осени в стихотворении возникает мотив смерти, который усиливается словами «последний мотылёк», «замирает», «мёртвое молчание», «тишина». Даже «светлая поляна» с приходом Осени становится «пустой поляной». Единственный одушевлённый персонаж произведения - играющий мотылёк, однако и он - последний, погибает в паутине.

В создании звуковых образов тишины и шуршащего листка на фонетическом уровне помогает аллитерация - повторение шипящих звуков [ш] и [с] в последних двух строфах («Что можно в этой тишине/ расслышать листика шуршанье»)

Повтором первых двух строчек следующая строфа вновь возвращает нас к поэтическому образу леса-терема, но акцент делается не на яркой красоте леса, а на объявшей всю природу тишине. И вот нам кажется, что уже скоро листва облетит, польют дожди, все в природе изменится. В этой строфе в плане лексики внимание останавливается на слове «подсед». Так в биологии называют нижний слой растений на лугах.

Следующие 16 строчек начинаются с восклицательного предложения («Последние мгновенья счастья!»), но сразу же мы видим антитезу - «счастье - ненастье». Ночь сменила день, и все чаще прослеживаются мотивы смерти: «помертвелая чаща», «все холодно и бело». Этот мотив продолжается в следующей строфе: «…бледностью пугая, и месяц медленно встает», «Лес…будто смерть себе пророчит», «Листьев сырость гнилая»). Ночь сравнивает поэт с мертвым сном.

«Многие стихи Бунина развивают тему неизбежности смерти. Поэт принадлежит к людям, которые, по его словам, «с младенчества имеют обостренное чувство смерти («чаще всего в силу столь же обострённого чувства жизни»). Уже в детстве ему представлялось, что смерть « порой находит на мир истинно как туча на солнце, вдруг обесценивая все наши «дела и вещи»… всё покрывая печалью и скукой». Точно так тень этой печали находит на лирику Бунина»

Человечность бунинских решений «вечной» темы смерти в том, что никогда не покидает поэта чувство меры и такта, а горесть не превращается в беду…

Иван Алексеевич Бунин рисует картину безмолвного оцепенения ночного леса, который готовится к скорому умиранию.

В «Листопаде» пронзителен мотив одиночества, вдовства и связанного с одиночеством отъезда, странствия. «Мотив одиночества в лирике Бунина уходит корнями в ощущение детства, проведенного в глуши, в степи. (Одна из его метафор: «жизнь, как степь, пуста и велика»). В молодые годы поэт испытывал крайнюю стесненность в средствах, бедность, бездомность; он стал свидетелем полного упадка своего дворянского гнезда». Гимназию не окончил - нечем было платить за учение. В одном из ранних стихотворений изобразил поэта бедняком, задавленным нуждой. Сообщал в письме брату: «Дома? Бедность. Грязь, холод, страшное одиночество…»

Одушевленной Осени, хозяйки леса, становится жутко «в пустынной тишине ночной». Может, и пожила бы наша хозяйка-Осень и подольше в лесу, но «не жди: наутро не проглянет на небе солнце».

Даже в охоте под звуки туриного рога нет утешения, хотя и хороша охота.

Теряясь в глубине лесов,

Угрюмо воет рог туриный,

Скликая на добычу псов,

Разносит бури шум пустынный.

Хозяйке леса совсем одиноко. И она тоже отправляется вслед за шумными стаями - на юг! Она прощается с лесом: «Прости же, лес!»

Зима вступила в свои права. Неизбежна смена времен года. Вместо сказочного терема будут «чертоги голубые» дворца.

…В пестрый терем свой.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной.

…Пурпурный блеск огня и злата

Пожаром терем освещал.

…Запрется в тереме своем…

Лес, точно терем без призора…

…В пустом бору

Раскрытый терем…

Заканчивается образ сказочного терема весьма печально: зимние ветра «разрушат старый терем, оставят колья»… От оставленных ветрами «кольев» поэт и поднимет глаза вверх, к звездам, к полярному сиянию.

«Произведению Бунина характерна кольцевая композиция, дело в том, что многие ученые - лингвисты отмечают, что «есть у Бунина слово, которое является своеобразным, хотя и не единственным, ключом к его поэзии: блеск.

Первое воспоминание детства: большая, освящённая предосенним солнцем комната, «его сухой блеск над косогором». Первый ребячий восторг: коробочка ваксы - черной, густой, с тусклым блеском.

Пятнадцатилетним подростком он написал: «И дверь распахну я на солнечный блеск для новой работы, для нового счастья!» И что же? Вся его поэзия распахнута на солнечный блеск. Свечение, сверкание, мерцание, свет, огонь, сполохи… Повсюду блеск, повсюду яркий свет…» Блеск превращается и в глагол, и в прилагательное. Поэту видится то атласный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный отблеск свечей, то синий блеск звезд; то сон при первом блеске дня, то блеск пурпурный, то веселый, то стеклянный, то пустынный, то влажный, то золотой с голубыми переливами».

Мы решили проанализировать произведение И.А.Бунина «Листопад» на предмет употребления данного слова.

Вначале ослепляет блеск, разноцветный, «лиловый, золотой, багряный», а далее:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

Листва янтарный отблеск льет…

Кончается ясный день. Закат - это пожар, это

Пурпурный блеск огня и злата…

Серебрится туман… зеленым огнем светятся волчьи очи. Над хрустальными, над серебряными деревьями:

Заблещет звездный щит Стожар. (стожары- так в древней Руси называлось звёздное скопление Плеяды).

«Листопад» завершается торжеством холодного зимнего блеска: одновременно сияют чертоги оледенелого леса, разгорается пламя полярного сияния, всегда, по словам Бунина, манившее его. Итак, мы выяснили, что слово «блеск» с его многочисленными синонимами - это своеобразный ключ ко всей его поэзии. А значит, и к его душе, к характеру. Любимое, лейтмотивное слово.

Значение этого слова предельно выявлено и означает у Бунина не только жизнь (живой блеск), но и смерть (мертвый блеск). Блеск в самом конце стихотворения буквально стиснут холодом и ветром. Да и сам блеск - ледяной. Печаль -мертвая. А стихотворение живое, могучее; его мрачность вызывает не только скорбь, и даже не столько скорбь, сколько гордость за человеческий дух.

Еще К. Н. Батюшков сделал в своих раздумьях об отношении человека и природы разделение стихотворцев на северян и южан. «Бунин по нравственному бытию - южанин; по выражению своего мировосприятия, по форме - сдержан, а то и строг, как поэт севера» . Это строгость, сдержанность формы не должны вводить в заблуждение.

В заключение надо отметить, что Иван Алексеевич Бунин является настоящим мастером композиции. «Листопад» - поэма, которую отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны четырехстопным ямбом. При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы. Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью. А повторение звуков [о] и [е] (ассонанс) создаёт благозвучие всего стихотворения.

Особенность бунинской поэтики - кажущаяся внешняя суровость при внутренней свободе и способности запечатлеть тонкое, сокровенное движение души, открыть свое через чужое, выйти на свет и одновременно остаться в тени.

2.4 Осенняя поэма - гимн русской осени

Есть в нашей поэзии строки, автора которых читатели называют мгновенно и безошибочно. Стоит сказать: «Унылая пора! очей очарованье!» - и все радостно отзовутся: - Пушкин!.. Прочитать вслух: «Лес, точно терем расписной...»- и услышишь: - Бунин!

Целую поэму «Листопад» - одно из замечательнейших произведений русской пейзажной лирики, посвятил Бунин осенней поре. Картины природы поражают богатством красок, оттенков. В них ярко выражено русское национальное начало. Вдова - осень, терем - лес… Эти образы связаны с русским фольклором, со старинными сказками. Нам кажется, именно поэтому это произведение близко и понятно всем россиянам без исключения.

Перед нами возникают чарующие пейзажи, овеянные чувством любви к родине. Бунин, как и многие другие писатели, склонен одушевлять природу, отождествлять ее с человеком. Но у него это не простое олицетворение окружающего мира — он сам полностью растворяется, сливается с этим миром. Человек и природа совершенно неразделимы, внутренняя жизнь человека отражается во внутренней жизни природы. И это ощущается в каждой строчке, в каждом слове поэта.

«Листопад» И.А. Бунина - это не только яркий образец пейзажной лирики. Описание природы у Бунина - это всегда повод для глубоких размышлений о смысле жизни, о её быстротечности. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце - тишине, увядании. Автор пишет о красоте и величии природы, о ее постоянном движении и обновлении, что приобщает человека к гармонии и вечности.

Хотя в последующие десятилетия Бунин написал немало прекрасных стихов, он до конца жизни дорожил «Листопадом». Бунин умер 8 ноября 1953 года; и когда хоронили Ивана Алексеевича, его жена Вера Николаевна вспоминала строки про терем - лес, «лиловый, золотой, багряный», и её как-то успокаивало, что это случилось осенью в такой солнечный день, какой Бунин особенно любил. Так «Листопад», принёсший поэту славу, проводил его и в последний путь...

И.А. Бунин - мой земляк

В нашем городе бережно хранят память об Иване Алексеевиче Бунине. Одной из достопримечательностей Воронежа является дом, где родился поэт. Долгое время месторасположение дома, где обитали Бунины, не было известно. Заслуга обнаружения этого памятника русской культуры принадлежит воронежскому писателю Юрию Даниловичу Гончарову, написавшему книгу о предках Бунина. В 1990 году на доме №3 на проспекте Революции появилась гранитная мемориальная доска с надписью: «В этом доме родился 10 (22) октября 1870 года выдающийся русский писатель Иван Алексеевич Бунин».

Решение об установке памятника в Воронеже принимало правительство России ещё в 1990 году. Монумент открыли к 125-летию писателя, 13 октября 1995 года. Автором памятника стал московский скульптор Александр Бурганов. Сама бронзовая фигура сидящего на поваленном дереве «хозяина» сквера, с раскрытой книгой и прильнувшей к его ногам собакой, как бы предлагает замедлить темп, остановиться, прислушаться к себе, отдохнуть от городской суеты. Специалисты считают, что писатель изображен в очень непростое для себя время - он прощается с Родиной. Поскольку в творчестве литератора много иносказательных символов, в каждой детали монумента тоже можно усмотреть дополнительный смысл.

Например, полагают, что поза писателя выдаёт его тревогу за будущее и надежду на лучшее. В его породистой собаке видится намек на уходящее с арены русской жизни дворянство. Одновременно в ней читается символ одиночества. Поваленное дерево - потеря корней, Родины, неопределенность в будущем.

В Воронеже есть литературный музей им. Никитина, а в нем есть целая экспозиция, посвященная Ивану Бунину. Мы с мамой были в этом музее, познакомились с его экспонатами, и я обратила внимание, с какой заботой хранят экскурсоводы первые экземпляры книг И.А. Бунина, с какой теплотой рассказывают пришедшим о его жизни и творчестве.

В нашем городе на сцене театра, идут спектакли, поставленные по произведениям И.А. Бунина. Мне удалось посмотреть только спектакль «Надписи» в новом театре «Никитинский». Многое мне было непонятно, но заинтересовала меня постановка тем, что среди своих героев в начале и конце спектакля появляется и сам автор сочинения в исполнении Бориса Алексеева (режиссера театра). Спектакль «Надписи» погрузил зрителя в мир старой России и дал ему возможность прикоснуться к той самой «загадочной русской душе».

Заключение

Бунин много путешествовал. Он изъездил многие страны, побывал в землях восточных и радостных. Судьба распорядилась так, что ему долгое время пришлось жить во Франции. Но забыть свою Родину И.А. Бунин не мог, все его мысли были обращены к стране, которой он лишился, всегда. Восхищение красотой русской природы не могло оставить равнодушным никого. Последующие поколения писателей продолжали «вечные» бунинские мотивы, а главное - учились у него владению словом. Горький называл Бунина «прекрасным знатоком души каждого слова». Имя Бунина ставят рядом с именами Толстого, Чехова, Горького. Чем же привлекал слог поэта?

В лирике поэта главенствует напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии. Прикосновение к богатствам природы возвышает душу лирического героя, оно становится истоком его мужания и мудрости. Почти неизменным мотивом лирики Бунина является мотив смерти. Чаще всего в осенней лирике печальное настроение лирического героя придаёт образам природы ощущение неуютности и опустошённости. Но к этому чувству всегда добавляется и ожидание того, что на смену этой прощальной красоте скоро придёт слякоть и ненастье. И хотя в «Листопаде» нет прямых упоминаний о предстоящих изменениях, они ощущаются в незначительных деталях, в многоточии...

Поэт изображает смену состояний природы, используя различные художественные приемы и средства. В то же время Иван Алексеевич удивительно тонко описывает смену настроения не только природы, но и самого лирического героя. Бунин в своем стихотворении проводит идею цикличности процессов мироздания, а также вечной жизни. Для этого он создает кольцевую композицию в поэме. Мы видим, как красоту золотой осени сменяет красота страдания и увядания природы, а затем появляется новая красота - холодная, зимняя и прекрасная. Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный образ осеннего леса. Для этого он использует различные контрасты и краски ("серебро паутины", "лиловый терем", "светлая, солнечная поляна", "янтарный отблеск листвы"). Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну - с широким двором, а просветы в листве для него - словно оконца.

Жизнь и смерть во всей лирике поэта взаимосвязаны. В третьей части поэмы умирание передается с помощью соответствующих звуков. Мы видим, что уже канул в небытие карнавал ярких красок, а осень отправляется все дальше на юг. Но на смену ненастью приходит другой герой - Зима, которая побеждает смерть. Автор, говоря о смене времен года, размышляет и о жизни человека. Такое видение мира в гармонии, такие потрясающе сильные строки никого не могут оставить равнодушными. Бунина должен помнить и знать молодой читатель.

Выводы:

Мы побывали во многих местах, связанных с пребыванием И.А.Бунина на воронежской земле, убедились, что воронежцы бережно хранят память о нашем земляке.

Мы проанализировали произведение И.А.Бунина «Листопад» и обратили внимание, что осенняя грусть увядания, оскудения завуалирована пёстрыми красками золотой осени. В стихотворении множество тропов: сравнений - «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «мотылёк…, точно белый лепесток», эпитетов - «мёртвое молчание», «тихая вдова», «лес.. заворожённый», метафора «среди широкого двора», «пёстрый терем», олицетворение «Осень… вступает в терем свой».

Анализ осенней поэмы Бунина «Листопад» позволяет заметить, что светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ «тихой вдовы», а также мотив смерти.

В заключительной части стихотворения наступает радостное событие: зимние ветры приносят новую жизнь, которая опять сменяет смерть. Так наполняется жизнеутверждающим смыслом стихотворение, которое создал Иван Бунин.

Говоря о жанре произведения, мы склонны оставить то определение «осенняя поэма», которое дал сам автор. Ведь, читая эти строки, складывается ощущение, что перед глазами настоящая картина, да еще живая, в движении и развитии. Такое под силу только очень большому мастеру. Образная система пейзажной живописи кажется внешне простой, но это - обманчивая простота. Достичь такой яркости и выразительности столь скромными средствами могут очень немногие.

5. Список литературы

1.Акаткин В. Живые письмена: Стихотворения И.Бунина // Подъем, 1996, №7

2. Бунин И.А. Собрание сочинений в четырех томах.- М., Издательство «Правда»,1988

3. Бунин и Воронежский край.- [Электронный ресурс].- Режим доступа.- http://lk.vrnlib.ru/?id=102&p=post

4. Крутикова Л.В. Неугасимый свет: перечитывая Бунина // Нева 1995, №10

5. Монина Т.С. Семантика синтаксических структур пейзажных зарисовок на материалах произведений И.А.Бунина. // Русский язык в школе. 1995, №5

6. Приходько В. «Повсюду блеск, повсюду яркий свет…» Бунин И.А. Стихотворения.- М., 1986

7. Поэтический словарь Квятковского А. - [Электронный ресурс].- Режим доступа.- http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/

8. «Словарь литературоведческих терминов» под редакцией С.П. Белокурова М., 2005г.

9. «Утраченный рай» Ивана Бунина.- [Электронный ресурс].- Режим доступа.- http://kafabella.ru

10. Эрнер Е.Н. Творческое наследие И.А.Бунина и мировой литературный процесс. // Русская литература,- 1996, №2

11. Ясенский С.Ю. Пассеизм Бунина как эстетическая проблема. // Русская литература,- 1996, №4

6. Приложение 1

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая —

И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой —

Предвестник долгого ненастья.

Глубоко, странно лес молчал

И на заре, когда с заката

Пурпурный блеск огня и злата

Пожаром терем освещал.

Потом угрюмо в нем стемнело.

Луна восходит, а в лесу

Ложатся тени на росу...

Вот стало холодно и бело

Среди полян, среди сквозной

Осенней чащи помертвелой,

И жутко Осени одной

В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:

Прислушайся — она растет,

А с нею, бледностью пугая,

И месяц медленно встает.

Все тени сделал он короче,

Прозрачный дым навел на лес

И вот уж смотрит прямо в очи

С туманной высоты небес.

О, мертвый сон осенней ночи!

О, жуткий час ночных чудес!

В сребристом и сыром тумане

Светло и пусто на поляне;

Лес, белым светом залитой,

Своей застывшей красотой

Как будто смерть себе пророчит;

Сова и та молчит: сидит

Да тупо из ветвей глядит,

Порою дико захохочет,

Сорвется с шумом с высоты,

Взмахнувши мягкими крылами,

И снова сядет на кусты

И смотрит круглыми глазами,

Водя ушастой головой

По сторонам, как в изумленье;

А лес стоит в оцепененье,

Наполнен бледной, легкой мглой

И листьев сыростью гнилой...

Не жди: наутро не проглянет

На небе солнце. Дождь и мгла

Холодным дымом лес туманят, —

Недаром эта ночь прошла!

Но Осень затаит глубоко

Все, что она пережила

В немую ночь, и одиноко

Запрется в тереме своем:

Пусть бор бушует под дождем,

Пусть мрачны и ненастны ночи

И на поляне волчьи очи

Зеленым светятся огнем!

Лес, точно терем без призора,

Весь потемнел и полинял,

Сентябрь, кружась по чащам бора,

С него местами крышу снял

И вход сырой листвой усыпал;

А там зазимок ночью выпал

И таять стал, все умертвив...

Трубят рога в полях далеких,

Звенит их медный перелив,

Как грустный вопль, среди широких

Ненастных и туманных нив.

Сквозь шум деревьев, за долиной,

Теряясь в глубине лесов,

Угрюмо воет рог туриный,

Скликая на добычу псов,

Разносит бури шум пустынный.

Льет дождь, холодный, точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Но дни идут. И вот уж дымы

Встают столбами на заре,

Леса багряны, недвижимы,

Земля в морозном серебре,

И в горностаевом шугае,

Умывши бледное лицо,

Последний день в лесу встречая,

Выходит Осень на крыльцо.

Двор пуст и холоден. В ворота,

Среди двух высохших осин,

Видна ей синева долин

И ширь пустынного болота,

Дорога на далекий юг:

Туда от зимних бурь и вьюг,

От зимней стужи и метели

Давно уж птицы улетели;

Туда и Осень поутру

Свой одинокий путь направит

И навсегда в пустом бору

Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,

День будет ласковый, хороший,

И скоро мягкою порошей

Засеребрится мертвый край.

Как будут странны в этот белый

Пустынный и холодный день

И бор, и терем опустелый,

И крыши тихих деревень,

И небеса, и без границы

В них уходящие поля!

Как будут рады соболя,

И горностаи, и куницы,

Резвясь и греясь на бегу

В сугробах мягких на лугу!

А там, как буйный пляс шамана,

Ворвутся в голую тайгу

Ветры из тундры, с океана,

Гудя в крутящемся снегу

И завывая в поле зверем.

Они разрушат старый терем,

Оставят колья и потом

На этом остове пустом

Повесят инеи сквозные,

И будут в небе голубом

Сиять чертоги ледяные

И хрусталем и серебром.

А в ночь, меж белых их разводов,

Взойдут огни небесных сводов,

Заблещет звездный щит Стожар —

В тот час, когда среди молчанья

Морозный светится пожар,

Расцвет полярного сиянья.

7. Приложение 2

Вступление……………………………………………………..2

Краткие биографические сведения………………………..3

Первый сборник стихов……………………………………...4

Выход в большую литературу……………………………...7

Поэма “Листопад”…………………………………………..—

Рассказ “Антоновские яблоки”…………………………….8

Повесть “Деревня”……………………………………………9

Повесть “Суходол”………………………………………..…11

Книга “Чаша жизни”………………………………………..13

Автобиографический роман «Жизнь Арсеньев଻………14

Сборник ""Темные аллеи""…………………………………….16

Последние годы жизни………………………………………18

Список использованной литературы……………………..20

Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его - по преимуществу - мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний.

Я хочу посвятить свой реферат одному замечательному поэту - Ивану Алексеевичу Бунину.

Так уж сложилось, что Бунина принято называть «взрослым» писателем, ведь нет ни одного его рассказа или стихотворения, которые могли бы войти в круг детского чтения. Но когда юноше открывается мир этого художника, становится очевидным: знакомство с «Листопадом», «Деревней» и «Митиной любовью» является немалым нравственным приобретением.

Эту тему я выбрала не случайно, потому что в произведениях Бунина мне удалось увидеть ту красоту, ту силу русской природы, которую никто до него не смог так точно донести до читателя.

Но не только тема природы звучит в его творчестве. На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы.

Мгновения любви по Бунину становятся вершиной жизни человека. Это состояние возвышает души, оно не бесплодно для героев его произведений.

Темы его рассказов, повестей, стихотворений настолько разнообразны, что кажется, что это - сама жизнь.

В своем реферате я попытаюсь раскрыть читателю все темы творчества Бунина. А так как тематика его рассказов менялась на протяжении всей жизни, то она также будет меняться и на этих страницах.

Алексей Николаевич, отец поэта, помещик Орловской и Тульской губерний, родился в 1824 году. В молодости был офицером, участвовал в Крымской кампании в 1855-1856 годов, куда отправился добровольцем. Там встретился с А. М. Толстым.

Учился он в Воронежской гимназии, вместе с Н. С. Лесковым, но очень недолго: бросил занятия с первого класса. В старости много читал.

Из девяти его детей пять умерло в раннем возрасте.

(23) 10 октября 1870 года родился Иван Алексеевич Бунин, в Воронеже, куда его родители переселились на время из деревни для воспитания старших сыновей: Юлия (13лет) и Евгения (12 лет). Что же касается младшего, то мать его всегда говорила, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он «особенный», «ни у кого нет такой души, как у него».

В 1874 году Бунины решили перебраться из города в деревню на хутор Бутырки, в Елецкий уезд Орловской губернии, в последнее поместье семьи.

В деревне от матери и дворовых маленький Ваня «наслушался» песен и сказок. Воспоминания о детстве, лет с семи, как писал Бунин, - связаны у него «с полем, с мужицкими избами» и обитателями их. Он целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе с крестьянскими детьми, с некоторыми из них дружил. Подражая подпаску, он и сестра Маша ели черный хлеб, редьку, «шершавые и бугристые огурчики», и за этой трапезой, «сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан мир», - писал Бунин в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева». Именно в этом возрасте обнаружилось в нем художественное восприятие жизни, что, в частности, выражалось в способности изображать людей мимикой и жестами; талантливым рассказчиком он был уже тогда. Лет восьми Бунин написал первое стихотворение.

На одиннадцатом году он поступил в Елецкую гимназию. Там он писал стихи, подражая Лермонтову и Пушкину.

Свои первые литературные опыты - стихи и рассказы - Бунин посылал в столичные газеты и журналы. В эти годы испытал серьезное воздействие этического учения Л. Н. Толстого, который позднее станет для него главным художественным авторитетом.

С осени 1889 года началась его работа в редакции газеты «Орловский вестник», печатал в ней свои рассказы, стихи, литературно-критические статьи, и заметки в постоянном разделе «Литература и печать».

В редакции Бунин познакомился с Варварой Владимировной Пащенко. В 1891 году она вышла замуж, но брак их не был узаконен, жили они не венчаясь. Юношеский роман Бунина составил сюжетную основу пятой книги «Жизнь Арсеньева», выходившей отдельно под названием «Лика».

В конце 1891 года Бунин издает первый сборник стихов - как приложение к газете «Орловский вестник» «Стихотворения 1887-1891гг.», который позднее сам автор оценивал отрицательно. Стихотворение «Не пугай меня грозою» из этого сборника включалось Буниным в большое количество последующих изданий.

Многие представляют себе Бунина сухим и холодным. В. Н. Муромцева - Бунина говорит: «Правда, он хотел таким казаться, - он ведь был первоклассным актером». Он был из тех, кто не перед каждым раскрывался.

К концу 1892 года стихи и проза Бунина стали чаще появляться в «толстых» журналах - «Вестник Европы», «Мир Божий», «Русское богатство» - и привлекали внимание корифеев литературной критики. В эту пору лирика поэта приобрела более объективный характер; автобиографические мотивы, свойственному сборнику стихов, по определению самого автора, не в меру интимных, постепенно исчезали из его творчества, которое получало теперь более завершенные формы.

Весной и летом 1894 года он путешествовал по Украине. «Я в те годы, - вспоминал он, - был влюблен в Малороссию, в ее села и степи, жадно искал сближения с ее народом, жадно слушал песни, душу его».

1895год - переломный в жизни Бунина: после «бегства» Пащенко, в январе он оставил службу в Полтаве и переехал сначала в Петербург, затем в Москву. Теперь он входил в литературную среду, где познакомился с множеством писателей. Особенно важными были знакомство с А. П. Чеховым и сближение с участниками московского литературного кружка «Среда» (в него входили: М. Горький, А. Куприн, Л. Андреев, Н. Телешов и другие молодые писатели-дебютанты 1890-х годов). Большой успех на литературном вечере, состоявшемся 21 ноября, ободрил его. Там он выступил с чтением рассказа «На край света».

Но только в 1897 году этот первый сборник рассказов «На край света» вышел в печать. Повествуя о нищете и голоде крестьян, о переселенцах («Танька», «Вести с родины», «На край света»), о разорении мелкопоместных («На хуторе», «В поле»), Бунин тогда уже двупланово изображал деревню. Социальные драмы и трагедии он оттенял поэзией и красотой природы и человеческой души.

Быть естественным, как сама природа - вот идеал юного поэта. Не только восторг перед природой, а и страстная жажда соединения с ней - эта тема классической поэзии звучит в стихотворении шестнадцатилетнего Бунина программно: «Ты раскрой мне, природа, объятия, чтоб я слился с красою твоей!» («Шире, грудь, распахнись для принятия…»).

В 1896 году во всю силу поэтическое дарование писателя раскрылось в переводе «Песни о Гайавате» Лонгфелло. И это не случайно. Нравственный и эстетический пафос поэмы был созвучен бунинскому мироощущению, которое не поддавалось полновесному выражению в собственных произведениях: скрывали робость, власть традиции, неопытность.

В июне 1898 года Бунин уехал в Одессу. Здесь он сблизился с членами «Товарищества южнорусских художников», собиравшихся на «Четверги», подружился с художниками Е. И. Буковецким, В. П. Куровским (о нем у Бунина стихи «Памяти друга») и П.А. Нилусом (от него Бунин взял кое-что для рассказов «Галя Ганская» и «Сны Чанга»).

Блестящий перевод Лонгфелло, успех первых книг, дружба с Чеховым, расширение литературно-художественных связей - словом, выход в большую литературу, - все это расковало духовные силы Бунина. К началу века он стал писать более смело, самостоятельно, не оглядываясь на авторитеты.

В 1990-е годы большая часть бунинских стихотворений и рассказов публиковалось издательством «Знание», которым руководил М. Горький, дороживший сотрудничеством с самым ярким, как он считал, талантом своего писательского поколения. Одним из первых предсказал Бунину неординарную литературную судьбу А. П. Чехов. Чеховское дружеское участие очень много дало молодому писателю, а его предсказание скоро подтвердилось: вышедший в 1901 году поэтический сборник Бунина «Листопад» был отмечен Пушкинской премией Российской Академии наук, появление его новых произведений одобрительно встречалось большей частью влиятельных критиков. Куприн писал о «редкой художественной тонкости» в передаче настроения. Блок за «Листопад» и другие стихи признавал за Буниным право на «одно из главных мест» среди современной русской поэзии.

Поэма «Листопад» и рассказ «Антоновские яблоки» открывают новый период в творчестве Бунина. Он пишет о красоте и величии природы, о ее постоянном движении и обновлении, что приобщает человека к гармонии и вечности.

О книге стихов Бунина «Листопад» Горький написал: «Я проглотил ее, как молоко! Какое-то матовое серебро, мягкое, теплое, льется в грудь со страниц этой простой, изящной книги». «Листопад» стал прологом, «дверью» в художественный мир, который современники красиво назвали «бунинским материком». Этот «материк» состоял из трех больших тем: темы России; темы нового буржуазного мира с его материальным прогрессом и обесцениванием духовных приоритетов в жизни и темы любви.

Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так в рассказе «Антоновские яблоки» восхищение щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосоветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий. Бунину запомнились радостные лица осенью, когда в деревне всего вдоволь. Автор и рассказчик - герой «Антоновских яблок» - любовно рассматривает старинные альбомы со стихами, книги в коже. Тут у Бунина ничего своекорыстного, «помещичьего» нет.

Расставаясь с прошлым, писатель пытается сохранить в памяти потомков то, что достойно преемственности.

М. Горький двойственно оценил «Антоновские яблоки». «Это - хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно». А рядом сомнение: «Хорошо пахнут «Антоновские яблоки» - да! - но - они пахнут отнюдь не демократично».

Сопоставляя «старое» и «новое», И. А. Бунин отдает предпочтение «старому». Прошлое для него идеально и не подлежит критическому анализу.

Ностальгическая грусть Бунина о текучести жизни, о смене форм и содержания ее - прекрасное, благородное чувство признательности тем, кто жил, трудился, воспитывал детей в любви к Отечеству, к родной земле, в уважении к семье, роду.

С надеждой ждать грядущее, но не исключать из памяти ушедшее, помнить о связи времен, - эта мысль Бунина, в разных вариантах, прошла через всю русскую литературу двадцатого века.

С 1902 года начало выходить отдельными нумерованными томами собрание сочинений Бунина в издательстве Горького «Знание».

Революция 1905 года и наступившая затем реакция обострили раздумья художника о судьбах России и народа, о русском национальном характере.

У него возрос интерес к истории, к прошлому не только родины, но и всего человечества. Чуть ли не ежегодно совершал он поездки по Европе и по странам Ближнего Востока.

Впечатления от путешествий по Ближнему Востоку вылились в цикл путевых поэм «Тень птицы» (1907-1911). В них отразилось своеобразие и противоречивость социально-философской мысли писателя тех лет, его раздумья о прошлом и будущем человечества. Они сочетают в себе дневниковые записи - описания городов, экскурсы в историю их культуры и гибели царств.

Проза и стихи Бунина обрели теперь новые краски. Предшествовавшая проза, как отмечал сам Бунин, была такова, что «заставила некоторых критиков трактовать» его, например, «как меланхоличного лирика или певца дворянских усадеб, певца идиллий». Академия наук присудила Бунину в 1909 году вторую Пушкинскую премию за стихи и переводы Байрона; третью - тоже за стихи. В этом же году Бунин был избран почетным академиком.

Повесть «Деревня», напечатанная в 1910 году, вызвала большие споры и явилась началом огромной популярности Бунина.

Эта повесть вобрала в себя всю боль и скорбь, всю силу негодующей авторской мысли и горькой мучительной любви к России, ее замученному народу.

«Деревня» - книга эпохальная, мужественная, высокогражданская. «Так глубоко, так исторически деревню никто не брал; - не раз говорил Горький, видевший значение повести в том, что она заставила «разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом - быть или не быть России?», «заставила мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически».

Своеобразным ключом ко всем сценам и лицам «Деревни» могут служить слова писателя: «опять всем нутром своим ощутил я эту самую Русь… опять сильно чувствовал, как огромна, дика, пустынна, сложна, ужасна и хороша она».

Бунинская «Деревня» потрясла безрадостью картин народной жизни, постановкой общих вопросов о судьбе России, раздиравшейся изнутри, особенно после революции 1905 года, непримиримыми противоречиями.

На грустные мысли наводила вековая народная серость и разорение. Что за край такой, чернозема полтора аршина, да такого, а пяти лет не проходит без голода. А что за дороги - в деревню въехать нельзя, грязь по колено. Тысячу лет лапти носят, ничего лучшего не придумают. Бабы хлеба спечь не умеют: корка отваливается, а внутри кислятина. Несчастный народ! Чего с него спрашивать! Какие тут могут быть улучшения: вся деревня таскает зимой щиты с железной дороги, тем и топится. Даже природа здесь лишена очарования: не просторы, а десятины, годные для купли - продажи.

В такой терпкой правде нуждалось само русское передовое движение. В данном случае пессимизм Бунина не был клеветой на народ, он помогал вывести «нацию рабов» к светлому будущему. Сам далекий от революции, Бунин подводил к мысли, что только ее очистительная буря сметет царский строй, сонную одурь с народа и спасет Россию. Бунин не уставал повторять, что века татарского ига, первобытнообщинного и патриархально-крепостнического прошлого не канули в Лету. Понимая неизбежность новых народных мятежей, Бунин попадал в мучительный круг неразрешимых противоречий, что придавало трагическое звучание всей книге.

«Деревня» - действительно этапное произведение Бунина. Демократизм писателя стал конкретнее и многостороннее. Все внимательнее он вглядывается в мир простого человека, ищет в забитом мужике, в его кажущемся бессилии внутреннюю силу.

Взгляд на русскую деревню выработался у Бунина отчасти под влиянием путешествий, «после резкой заграничной оплеухи».

Мрачную, жуткую картину возрождения деревни нарисовал Бунин. Он верил в необходимость реформ, но полагал, что русскому народу еще предстоит пройти долгий путь самовоспитания и самоочищения прежде, чем он сумеет организовать жизнь на началах разума и красоты.

После жгуче современной «Деревни» Бунин почти сразу взялся писать «Суходол» - книгу о временах крепостного права, об оскудении и разорении мелкопоместных. Если в «Деревне» преобладал интерес к быту, устоям, укладу русской жизни, то в новой повести главной стала проблема национального характера, «русской души», «психики славянина».

Повесть «Суходол» обозначила новый творческий взлет Бунина после «Деревни» - в смысле большой психологической глубины и сложности образов, а также новизны жанра. Этих два произведения объединяла мысль о России, о народе, о русском характере, - мысль тревожная, полемически страстная.

«Суходол» показывает выморочную судьбу мелкопоместной массы дворянства - не культурных «верхов», а наинизших, близких деревне и мужику. Жизнь предков сохраняет былое очарование и влечет к себе Бунина.

Эта повесть, пожалуй, первая вещь Бунина, где в нерасторжимом единстве схвачена монолитность русской жизни, ее истории, быта, природы, характеров с их крайностями, изломами, странностями.

Суходол, как символ русского бытия, - вершинный образ, в котором наиболее сгущенно полнокровно отразилось сложное представление Бунина о России и русском характере.

Нет предела косности судохольского быта, доживающие свой век женщины живут одними воспоминаниями о прошлом. Заключительная картина церковного кладбища, «потерянных» могил символизирует потерю целого сословия. В «Суходоле» Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, все различия сводятся лишь к материальной стороне.

Бунин шел своим собственным путем, не примыкал ни к каким литературным течениям или группировкам. Критика отмечала мощный язык Бунина, его искусство поднимать в мир поэзии «будничные явления жизни». «Низких» тем, недостойных внимания поэта, для него не было.

Бунин превосходно чувствует и мастерски изображает обыденную жизнь. Для его прозы простая композиция, отсутствие острой интриги, резко выраженных завязок и развязок.

Только в двух рассказах - «Лирник Родион» и «Хороших кровей» - раскрыл писатель целесообразную направленность внутренних сил, талантливости простого человека. Лирник Родион и коновал Липат, в отличие от многих других бунинских персонажей, достойно реализует свои способности: один радует людей пением, другой лечит животных, «смиряет, уравновешивает буйные силы природы». Эти рассказы, в особенности «Лирник Родион», дают представление об авторском идеале человеческой личности. Сокровенная связь с народом, родиной, ее историей и природой, многогранностью чувств, простота и отзывчивость свойственны Лирнику Родиону. На развитие именно этих качеств возлагал надежды писатель, мечтая о том, чтобы «жизнь, люди были прекрасны, вызывали любовь, радость».

Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало. В поле зрения писателя попадает вся жизнь героя. Пример этого - книга «Чаша жизни» (1915 год)

Это произведение затрагивает проблемы человеческого бытия. Французский писатель, поэт и литературный критик Рене Гиль писал Бунину о созданной по-французски «Чаше жизни»: «Как все сложно психологически! А вместе с тем, -- в этом и есть ваш гений, все рождается из простоты и из самого точного наблюдения действительности: создается атмосфера, где дышишь чем-то странным и тревожным, исходящего из самого акта жизни! У вас есть излучение жизни, полной сил, и тревожит именно своими силами, силами первобытными, где под видимым единством таится сложность, нечто незбывное, нарушающее привычную ясную форму».

Рассказ «Чаша жизни» всем содержанием раскрывает смысл своего заглавия. Просто физическое существование, сколь бы длительным оно ни было, не имеет цены, «чаша жизни» в ее одухотворенности, в любви прежде всего.

Чувство родины, языка, истории у него было огромно. Бунин говорил: «Все эти возвышенные слова, дивной красоты песни, соборы - все это не нужно, все это создавалось веками…». Одним из источника его творчества была народная речь.

В июле1911 года появился в «Русском слове» рассказ «Мертвое поле» (позднее озаглавленный «Страна содомская»).

Писал Бунин в эти дни и стихи. Вот что он писал о своих произведениях: «… В мои задачи входило изображение жизни мужиков и мещан. Меня интересуют не мужики сами по себе, а душа русских людей вообще».

Одно из ярких свидетельств буржуазной действительности - знаменитый рассказ «Господин из Сан-Франциско», написанный в 1915 году, в разгар первой мировой войны.

Жизнь, чувства, красота природы—вот что является, по мнению И. А. Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги. Они иссушили в господине из Сан-Франциско чувство прекрасного, ослепили его.

Рассказ страшный, трагический, о самых гнусных и чреватых духовной гибелью страстях: сребролюбии и алчности, тщеславии и гордыне, чревоугодии и сладострастии, обольщении ценностями мира, где властвует культ золота, культ потребления.

Трагическая духовная слепота постигла поэта в 1917 году. Началась социальная драма писателя, жившего интересами человечества. Он не разглядел грядущего великого социального обновления России. Не поняв Октябрьской революции, охарактеризовать ее словами, читать которые было «больно и противно» (Горький), в 1920 году Бунин навсегда покинул свою родину.

Он говорил своей жене Вере Николаевне, что «не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру, к миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга; что поэзия только там, а в новом мире он не улавливает ее».

Бунин как художник постоянно рос. «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925), а затем «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933) и многие другие произведения знаменовали новые достижения в русской прозе. Бунин сам говорил о «пронзительной лиричности» «Митиной любви». Это больше всего захватывает в его повестях и рассказах в последних трех десятилетий. В них также можно сказать словами их автора - некая «модность», стихотворность. В прозе этих лет волнующе передано чувственное восприятие жизни. Современники отмечали большой философский смысл таких произведений, как «Митина любовь» или «Жизнь Арсеньева».

В них Бунин прорвался «к глубокому метафизическому ощущению трагической природы человека».

С прежней силой раскрывалась им тема возвышенной любви. На первое место здесь следует поставить такой рассказ, как «Митина любовь». Погибает юноша, не выдержав потери любимой, недостойные люди зло сыграли на ее любви к искусству. Герой не вынес «прозы жизни». Гадким подобием любви предстала перед ним сцена: «господин в смокинге, с бескровным, бритым лицом» «снисходительно» обнимает молодую няньку. Убеждение Бунина в необходимости утверждения истинной, чистой, естественной любви осталось неизменным.

То, что писатель оставался всю жизнь верен своим лучшим убеждениям, подтверждается, в частности, его автобиографическим романом «Жизнь Арсеньева».

К. Г. Паустовский писал, что это произведение - «одно из самых замечательнейших явлений мировой литературы».

Пять книг «Жизни Арсеньева» - это своеобразная летопись душевной жизни героя, начиная с младенчества, первых проблесков сознания до юности, исполненной самых поэтических и самых тревожных дум и чувств.

Необычность жанра произведения связана, прежде всего, с тем, что многоцветная и трепетная жизнь дана одновременно в нескольких планах: в восприятии Арсеньева-ребенка и Арсеньева-рассказчика, прожившего долгую жизнь. Такое совмещение создает ту особенную многомерность изображения, действительности, которая вообще была свойственна таланту Бунина.

Размышления Арсеньева-старого и разнообразие детских и юношеских ощущений рождают в книге то богатство интонаций, которое придает многогранность сознаний и эмоций талантливого человека. В итоговой книге писатель добился той предельной раскованности повествования, к которой стремился давно, еще в рассказах в начале века. При этом автор редко навязывает читателю свое мнение. Скорее он приглашает нас вместе с ним подумать о жизни, в которой далеко не все просто, ясно, легко разрешимо. Многое осталось неясно самому художнику.

Защищая право человека на самобытность, на выявление своих способностей, художник подошел к постижению самых таинственных, интересно-психологических рубежей, которые разделяют людей, мешая их полному взаимопониманию и счастью.

В 1927-1930 года Бунин написал краткие рассказы («Слон», «Небо над стеной» и многие другие) - в страницу, полстраницы, а иногда в несколько строк, они вошли в книгу «Божье дерево». Профессор Софийского Университета П. Бицилли писал: «Мне кажется, что сборник «Божье дерево» - самое совершенное из всех творений Бунина и самое показательное. Ни в каком другом нет такой четкости и тонкости письма, такой творческой свободы. Это - то самое, казалось бы, простое, но и самое редкое и ценное качество, которое роднит Бунина с наиболее правдивыми русскими писателями, с Пушкиным, с Толстым, с Чеховым: честность, ненависть ко всякой фальши…».

В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия, как он считал, прежде всего, за «Жизнь Арсеньева». Когда Бунин приехал в Стокгольм получать Нобелевскую премию, в Швеции его уже узнавали в лицо. Фотографии Бунина можно было увидеть в каждой газете, в витринах магазинов, на экране кинематографа. Бунин надвигал на глаза барашковую шапку и ворчал:

Что такое? Совершенный успех тенора.

Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи».

«Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена», - эти слова из сборника «Темные аллеи» (1937-1944) могли бы повторить все «герои-любовники» у Бунина. Эту книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны, можно назвать энциклопедией любовных драм. «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что написал я в жизни…» - признавался Бунин другу Телешову в 1947 году.

В годы тяжких испытаний, в годы жестокости и страданий, которые принес человечеству фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть в мире.

«…Разве бывает несчастная любовь?… Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» - В этих словах Натали, героини одноименного рассказа, без нажима, музыкально передан сокровенный смысл бунинской книги. Как сказал сам Бунин, книга «Темные аллеи» повествует о любви, о ее «темных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях». В этих рассказах он утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие русской женщины, способной на большое самоотверженное чувство.

Основной темой цикла становится уже не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем.

Рассказы цикла «Темные аллеи» - образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда были одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин, по моему мнению, был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.

При немцах Бунин ничего не писал, хотя жил в большом безденежье и голоде. К завоевателям относился с ненавистью, радовался победе русских и союзных войск. В 1945 году он навсегда распрощался с Грассом, где провел шесть лет с 1939 года и первого мая возвратился в Париж. Последние годы он много болел. Все же написал книгу воспоминаний и работал над книгой «О Чехове».

Книга «Воспоминания» (1950), в ряде очерков меткая и яркая (воспоминания о Л. Н. Толстом, Чехове, Куприне, Рахманинове и др.), оказалась ядовитой и злой в тех главах, где речь шла о революции и о советских писателях - Горьком, Маяковском, Блоке, Есенине, А. Толстом.

Книга «О Чехове» осталась незавершенной.

Он вновь и вновь правил свои сочинения стилически, был на редкость взыскательным художником, составлял «Литературное завещание», обращаясь к будущим издателям с просьбой печатать только достойное и отредактированное им.

«Всякий настоящий писатель, - говорил Бунин еще в 1930 году, - конечно, может кое-что сказать о себе не хуже других, ибо непременно должен быть хорошим критиком: ведь его работа каждую минуту требует строжайшей самокритики, ума, вкуса, такта, меры, тончайшего чувствования каждого слова…».

Подводя итоги своему многолетнему литературному труду, Бунин по-пушкински ясно произнес «сам свой высший суд»: «Жить мне осталось, во всяком случае, недолго. И, приводя в порядок по мере моих уже очень слабых сил мои писания, в надежде, - тоже довольно слабой, - что они будут когда-нибудь изданы, я перечитал их уже почти все и вижу, что я не ценил их прежде так, как они того заслуживают, что они во многих отношениях замечательны по своей оригинальности, по разнообразию, сжатости, силе, по внутренней и внешней красоте, - говорю это не стыдясь, ибо уже без всякого честолюбия, только как художник».

Надежда его осуществилась. Книги его издаются и переиздаются ныне огромными тиражами. Бунина читают сейчас на всех европейских языках и на некоторых восточных.

Прозу Бунина приравняли к произведениям Толстого и Достоевского, говоря при этом, что он «обновил» русское искусство и по форме, и по содержанию.

Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноября 1953 года на руках своей жены в страшной нищете. Был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в склепе, в цинковом гробу. Надгробие сделано по эскизу художника А. Н. Бенуа, исполненном на фотографии, которую прислал из древнего Изборска Л. Ф. Зуров.

Творчество Бунина - крупное художественное явление в русской литературе двадцатого века. Горький называл Бунина «прекрасным знатоком души каждого слова». Твардовский писал: «Бунин - по времени последний из классиков русской литературы, чей опыт мы не имеем права забывать, если не хотим сознательно идти на снижение требовательности к мастерству, на культирование серости, безъязыкости и безличности наши прозы и поэзии. Перо Бунина - ближайший к нам по времени пример подвижнической взыскательности художника, благородной сжатости русского литературного письма, ясной и высокой простоты, чуждой мелкотравчатым ухищрениям формы ради своей формы».

Вступительная статья Л. Крутиковой «Верность призванию» Изд. «художественная литература» 1970 год, И. А. Бунин «Избранное»

Вступительная статья О. В. Михайлова «Об И. Бунине» Изд. «Советская Россия» 1978 год И. Бунин «Рассказы»