Астрономические казусы и ошибки на картинах художников. «Ошибки великих мастеров

Ни у кого на Земле нет иммунитета от кретинизма, которому подвержены не только простые смертные, но и общепризнанные гении. Поэтому давайте побалуем свое самолюбие и посмотрим, какие ошибки совершали мэтры изобразительного искусства в своих работах.

7. Большое романское распятие Сан Дамино

(San Damiano)

Было изготовлен рукой неизвестного мастера за 4 века до разворачивающихся в игре Assassin’s Creed 2 (XI век) событий. Он известен, прежде всего, тем, что Святой Франциск Ассизский молился перед ним незадолго до того, как получил в дар от Бога видение реформирования Римской католической церкви.

Приглядимся поближе к этому изделию древних мастеров.

Распятие Сан Дамино задало стандарты для всех религиозных христианских икон, которое оставался неизменным на протяжении многих сотен лет. Это продолжалось до тех пор, пока его репродукция не украсила одну из стен церкви в Ворр Акрес (Warr Acres), Оклахома на которой большинство верующих людей с содроганием в душах и сердцах узрели божественный пресс в виде… лучше сами посмотрите на оригинал и на работу художника неумехи, или просто озорного шутника, решившего привнести в образ кумира миллионов людей немного неприкрытой эротики. А может бедолага просто считал, что настоящий пресс имеет именно фаллическую форму!? В конечном счете, горе-художника призвали к ответственности и заставили переделать свое творение.

6. Норман Роквелл одарил мужчину третьей ногой

Люди, которые абсолютно ничего не понимают в искусстве, чаще всего замечают в картине Нормана Роквелла (Norman Rockwell) нечто, скрывающееся от глаз экспертов и любителей живописи.

Норман Роквелл был настоящим печатным станком, выпустившим за свою жизнь немного-нимало 4000 картин, большинство из которых демонстрируют жизнь среднестатистических американцев, занимающихся совершенно обычными и ничем непримечательными делами.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту, его работы находили и продолжают находить своих почитателей, утверждающих что Роквелл является величайшим художником 19 века.

Его картины, написанные для разворотов газеты The Saturday Evening Post, являются ярчайшим примером творчества этого человека, прославлявшего культуру всего американского общества. Каждые две недели он рисовал для этой газеты новые обложки, которые были пропитаны американским духом и выставляли напоказ всему миру американскую мечту во всей ее красе.

Этот художник не просто приукрашивал действительность, а превозносил США на недостижимую для других стран высоту, тем самым проталкивая в массы идею «Американской Мечты».

Его классическое произведение под названием «Люди, читающие сводки фондовой биржи» (People Reading Stock Exchange),на котором изображены четыре человека, внимательно изучающие котировки акций, украшало первую страницу газеты. Однако, переутомившийся мастер допустил одну ошибку, углядев которую, европейский житель мог растолковать задумку художника только одним единственным образом: Америку населяют мутанты!

Что тут не так?

Молодой человек в красной рубашке, судя по всему, опирается на третью ногу! Как вы можете видеть, две его ноги сведены вместе и выпрямлены, в то время как скрываемая передником третья согнута в колене, позволяя ему опереться на нее рукой.

Роквелл осознал, что нарисовал что-то не то, только спустя несколько месяцев и был откровенно шокирован своей невнимательностью. Описывающий биографию этого выдающегося человека писатель по имени Ричард Халперн (Richard Halpern) писал, что господин Норман Роквелл неохотно рассказывал о картине «Люди, читающие сводки фондовой биржи» и называл третью ногу не иначе как неопознанным фаллическим объектом.

Создается такое впечатление, что все выдающиеся художники прошлого были помешаны на мужских детородных органах!? Неужели вся статья будет посвящена выискиванию фаллических образов на старых картинах?

5. Любимые женщины Микеланджело… или все-таки мужчины?

Однако любой современный человек, решивший поближе познакомиться творчеством Микеланджело, сделает для себя вывод, что художник был либо небезразличен к перекаченным бодибилдершам, коих в XVI веке еще не существовало в природе, либо питал скрытую страсть к атлетично сложенным трансвеститам.

Микеланджело является общепризнанным гением в истории всего человечества, но невольно напрашивается вопрос: о чем он думал, когда рисовал женщину, которая выглядит в точности, как Арнольд Шварценеггер в свои лучшие годы?

В принципе, все было бы не так плохо, если бы в один прекрасный день в голову художника не взбрела идея начать рисовать этих грудастых геркулесов обнаженными.

Разгадка!

Большинство историков убеждены в том, что Микеланджело был гомосексуалистом. Чтобы отвести всякие подозрения от своей ориентации он разбавлял изображения голых мужчин в своих работах женскими телами, моделями для которых служили тяжелоатлеты, позировавшие для художника.

Именно поэтому большинство представительниц слабого пола, вышедших из под его пера, выглядят отнюдь не слабыми. В пользу данного факта говорят и формы женских грудей, которые выглядят аляповато и неестественно.

Только посмотрите на эту прекрасную ‘женскую’ грудь, которую можно было бы назвать силиконовой, если бы в XVI практиковали пластические хирурги:

Еще более ужасной, словно приклеенной, выглядит грудь ‘женщины’ на фреске «Страшный суд», которая украшает собой алтарную стену Сикстинской Капеллы:

4. У Моисея не было рогов… или все-таки были?

Нет, это рогатое исчадие ада не дьявол, а Моисей, каким он был изображен в Десяти Заповедях - предписаниях 10 основных законов, которые, как считают верующие, были даны еврейскому пророку самим Господом Богом.

Существует огромное множество картин, скульптур и других художественных произведений, представляющих библейского героя в сатанинском обличье.

Какого черта на голове Моисея делаю дьявольские рожки?

Если Бог и существует на самом деле, то он определенно точно не имеет никакого отношения к дошедшей до наших дней Библии. В пользу этого говорит и тот факт, что за всю свою историю священное писание переписывалось бессчетное множество раз, обрастая все новыми доктринами и правилами, которые церковники навязывали верующим людям на протяжении всего существования христианства.

Еще одной преградой на пути ‘Слова Божьего’ стали языки; так одно предложение на библейском иврите может иметь совершенно иное значение, например, на русском. Причиной этой неразберихи стало присутствие в первоисточнике слов, у которых просто не существует синонимов в других культурах. Свою ложку дегтя в понимание священного писания внес и менталитет носителей различных языков, которые могут воспринимать одну и ту же фразу совершенно по-разному.

Поэтому существует большая вероятность того, что Моисей приобрел свои демонические рожки благодаря трудам небезызвестного святого Иеронима (Saint Jerome), который сделал довольно неуклюжий перевод Библии с иврита на латынь. Кстати, впоследствии этот перевод получил название Вульгата (лат. общедоступная) и стал чрезвычайно популярным.

Невинная оплошность автора, решившего, что верующим больше придутся по вкусу рога, как у долбанного дьявола, чем сопливые роговидные лучи, освещающие лицо пророка, вылилась в настоящее творческое цунами, бушующее в умах людей-искусства на протяжении без малого 1000 лет.

Самым известным порождением этого катаклизма стала мраморная статуя «Моисей» работы нашего старого знакомого - Микеланджело, занимающая центральную часть в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи:

Во время работы над скульптурой Микеланджело узнал об ошибке в переводе, но чтобы не вступать в конфликт с духовенством все же оставил рога.

Таким образом, наш старый-добрый Майк стал первым из плеяды талантливых художников, кто посредством своего творчества укрепил в сердцах верующих заблуждение об истинном облике еврейского пророка.

3. Уильям Пенн приветственно машет жителям Филадельфии своим… пенисом

Если кто не знает, то Уильям Пенн (William Penn) - один из отцов-основателей американского государства, основавший колонию-убежище для свободомыслящих европейцев, которую назвал в свою честь Пенсильванией.

Гигантский бронзовый колосс основателя Пенсильвании был воздвигнут в 1894 году на самой вершине башни с часами филадельфийского ситихола (Philadelphia City Hall).

Высота бронзового истукана, смеющегося во всю глотку над многострадальными жителями города, составляет без малого 11,28 метров, что ставит это монументальное творение рук человеческих на первое место в списке самых высоких из установленных на вершинах зданий статуй.

Что общего между отцом-основателем и мужским половым органом?

Путешествуя по США непременно загляните в прекрасный городок под названием Филадельфия и задайте этот нескромный, но так терзающий вашу душу вопрос, одному из местных жителей… лучше конечно же выбрать парня или группу парней поздоровее - они то уж точно должны знать.

Ваш собеседник, залитый краской стыда и смущения, непременно пошлет Вас куда подальше, но перед этим укажет выставленным вверх средним пальцем в направлении величественной статуи Уильяма Пенна, приветственно машущего Вам своим… Вы не поверите, гигантским бронзовым пенисом.

Однако, подойдя поближе к статуе, Вы поймете, что ваше извращенное воображение сыграло свами злую шутку - нет, отец основатель Вам действительно машет, но не своим мужским достоинством, а правой рукой.

Скульптором сего монумента стал Александр Милн Калдер (Alexander Milne Calder), который, скорее всего, думал, что жители города будут взирать на его творение снизу вверх, стоя под часовой башней.

Однако, самый лучший вид этой статуи открывается для шествующих по улице Пен-Сквер 1 (1 Penn Square) пешеходов, которые смущенно отпускают свои взгляды при виде торчащего причиндала отца-основателя.

Посмотрите, как вытянутая в приветственном жесте вперед рука Уильяма Пенна выглядит со стороны площади JFK (JFK Plaza):

Нам остается только гадать, была ли рука-пенис задумкой автора или всему виной деградация современного общества, улавливающего намек на половые органы во всех объектах, обладающих фаллическими формами.

2. Шаловливые ручонки или тайные пристрастия Рембрандта

Это конечно же полная хрень, попахивающая гомофобией, но некоторые историки убеждены в том, что Рембрандт был гомосексуалистом и приводят в доказательство этому написанную им в 1642 году картину «Ночной Дозор» (De Nachtwacht), на которой, якобы, гениальный художник изобразил тень от руки отдающего приказ мушкетерам капитана Франса Баннинга Кока (Frans Banninck Cocq), тянущуюся к паховой области лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга (William van Ruytenburch).

Несмотря на всю свою абсурдность, эта нелепая теория наделала немало шума и получала дальнейшее развитие.

Любители исторических тайн и заговоров сошлись во мнении, что недолюбливавший вояк Рембрандт хотел таким образом высмеять заказчиков картины, от написания которой он при всем своем желании не мог отказаться.

Масло в огонь подливает и стоящая на заднем плане девушка, на поясе которой висит мертвый петух, мягко намекающий на нетрадиционную ориентацию мушкетеров.Помимо этого, высмеивая недалекий ум капитана Кока, Рембрандт изобразил его с умным видом, держащим в правой руке в перчатке еще одну правую перчатку.Рентгенограмма картины так же показала, что наибольшему числу изменений в ходе написания полотна подверглась паховая область Рёйтенбюрга.

1. Мемориал Неистового Коня от Корчака Зюлковски

Скульптура Корчака Зюлковски (Korczak Ziolkowski) изображает знаменитый эпизод в истории американских индейцев, когда бледнолицый спросил у воина племени краснокожих Оглала Лакота (Oglala Lakota) по имени Неистовый Конь (Crazy Horse): “И где теперь твои земли?”, на что Неистовый Конь указал вдаль и ответил завоевателю: ”Мои земли там, где моя могила”.

В разных культурах жесты руками имеют различные значения, например, то, что в России означает доброжелательное приветствие, у африканских племен может расцениваться как вызов на смертельный бой.

Корчак Зюлковски, в данном случае, изобразил Неистового Коня с вытянутой рукой и выставленным вперед указательным пальцем, что у индейцев является грубым, полным агрессии, ненависти и презрения жестом, наимягчайшим аналогом которого является выставленный вверх средней палец руки, сопровождающийся излюбленной во всем мире фразой «FUCK YOU».

Таким образом, этот жест придает совершенно иной смысл фразе Неистового Коня, которую все коренные жителей Америки цитируют не иначе как: “Моя земля там, где ваши могилы”.

Есть произведения искусства, которые словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.

Мы тщательно просмотрели все главные достижения в мировой живописи и выбрали из них два десятка самых странных картин. Сальвадора Дали , чьи работы полностью попадают под формат этого материала и первыми приходят на ум, не включили в эту подборку намеренно.

Понятно, что «странность» - это довольно субъективное понятие и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства. Мы будем рады, если вы поделитесь ими в комментариях и расскажете о них немного.

«Крик»

Эдвард Мунк. 1893, картон, масло, темпера, пастель.
Национальная галерея, Осло.

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал четыре варианта «Крика», и есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

«Я шел по тропинке с двумя друзьями. Солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»

Поль Гоген. 1897-1898, холст, масло.
Музей изящных искусств, Бостон.

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево - три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.

Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще пять лет, так и получилось.

«Герника»

Пабло Пикассо. 1937, холст, масло.
Музей королевы Софии, Мадрид .

«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» - «Нет, это сделали вы».

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов, и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

«Портрет четы Арнольфини»

Ян ван Эйк. 1434, дерево, масло.
Лондонская национальная галерея, Лондон.

Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», превратившей картину не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реальность события, на котором присутствовал художник.

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.

В России в последние несколько лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

«Демон сидящий»

Михаил Врубель. 1890, холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Руки противятся ему»

Билл Стоунхэм. 1972.

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная, - это факт.

Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.

Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь - представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла - проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.

Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина - «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.

Как говорится в пословице, и на солнце бывают пятна. В мире нет ничего идеального, и если задаться целью, то найти мелкие и не очень мелкие грешки можно абсолютно во всём!

Сейчас вы узнаете о пяти шедеврах мировой живописи, на которых есть вопиющие ошибки. Неужели художники на самом деле могли так крупно ошибиться? Или они решили намеренно исказить реальность?

«Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти
Невероятно, но огрехи можно заметить даже на знаменитой «Сикстинской Мадонне»! В первую очередь внимание критиков привлекает рука изображенного на картине Сикста II. На первый взгляд кажется, что у него шесть пальцев!

Впрочем, при ближайшем рассмотрении становится ясно, что пальцев у Сикста II всё же пять. А за шестой перст ошибочно принимается изгиб ладони.

Но есть на картине и другой занятный момент. Если присмотреться к ногам Мадонны, можно заметить неестественно толстый мизинец. Некоторые даже считают, что первоначально у Богоматери было нарисовано шесть пальцев, но затем художник исправил эту оплошность.

«Рождение Венеры». Сандро Боттичелли
По логике вещей, богиня любви Венера должна выглядеть идеальной женщиной, вот только на полотне Боттичелли этого не наблюдается. У главной героини картины неестественно длинная шея и опухшая левая нога. И это при том, что ведущие художники эпохи Ренессанса славились анатомической точностью своих работ!

Некоторые искусствоведы полагают, что Сандро Боттичелли нарочно изобразил Венеру с такими недостатками. Якобы он полагал, что богиня должна брать личностными качествами, а не только одной внешностью.

«Бар в “Фоли-Бержер”». Эдуард Мане
Не нужно быть художником, чтобы заметить, что на картине отличается расположение предметов на переднем плане от их же отражения в зеркале. Бутылки отзеркалены вовсе не в том порядке!

Более того, дама отражается в зеркале вовсе не под тем углом! Так как же всемирно известный художник-импрессионист мог так оплошать? Многие искусствоведы сходятся в мысли, что Мане намеренно нарисовал неправильное отражение, чтобы показать иллюзорность нашего мира.

«Девятый вал». Иван Айвазовский
Айвазовский по праву считается одним из лучших маринистов, если и вовсе не лучшим. Но, несмотря на безграничную любовь к морю, в своих картинах художник нередко изображал его с ошибками!

Например, огромная волна на картине «Девятый вал» нарисована с эффектным изгибающимся гребнем. Но волны такой формы могут быть только у побережья, а в открытом море они имеют вид конуса! Конечно же, Иван Константинович рисовал свои полотна с берега и не мог изобразить реальный шторм.

«Ужин в Эммаусе». Караваджо
Дотошный наблюдатель может найти на этом полотне сразу ряд неточностей, главной из которых является несоответствие фруктов сезону. По сюжету, действие картины развивается в канун Пасхи, то есть весной. А в это время года не может быть свежего винограда, яблок и груш!

Более внимательные зрители верно подметили, что корзина с фруктами как бы парит в воздухе, тогда как в реальной жизни она бы рухнула со стола.

«Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюден – в деталях можно какие угодно ошибки делать», – доказывал Василий Иванович Суриков критикам своего шедевра «Боярыня Морозова», которые пеняли живописцу, что тот халтурит: места для кучера мало, рука боярыни слишком длинна и неестественно вывернута… А сколько еще таких ошибок великими художниками было совершено? «Тайны ХХ века» предлагают присмотреться к известным полотнам получше и взглянуть на творчество великих художников по-новому.

Я не узнаю вас в гриме!

Повествование начнем с одного из величайших мастеров кисти – Леонардо да Винчи.

Невольную ошибку он совершил в процессе создания знаменитой «Тайной вечери»: если вглядеться в нее повнимательней, то можно заметить, что Христос и Иуда – на одно лицо. Дело в том, что натурщика на роль Иисуса да Винчи нашел быстро – им стал певчий церковного хора, а вот поиски Иуды затянулись на три года. В конце концов Леонардо наткнулся на подходящего пьянчужку, валяющегося в грязи итальянской улочки. Художник отвел бродягу в ближайший трактир и принялся делать эскиз облика Иуды. Когда рисунок был закончен, выяснилось, что перед да Винчи… все тот же певчий, который позировал ему несколько лет назад.

Еще одна ошибка (если это можно так назвать) была допущена да Винчи в картине «Благовещение», где архангел Гавриил получил от художника столь маленькие крылья, что вряд ли смог бы без травм спуститься на них на грешную землю.

Леонардо оправдывался тем, что его крылья анатомически верны, потому что списаны с птиц, однако неизвестный автор позже добавил крыльям архангела солидности и ширины. Правда, в итоге композиция в картине нарушилась, и крылья стали выглядеть громоздкими и несколько гротескными.

Левой! Левой!

У полуанекдотической истории с памятником Ленину, где вождь мирового пролетариата позирует с двумя кепками – одной на голове, другой в руке – оказывается, есть исторический прототип.

Харменс ван Рейн Рембрандт в своей картине «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» (более известна как «Ночной дозор») изобразил командира дозора Кока с двумя правыми перчатками: одной на руке, а другой − в той же руке.

А известный живописец эпохи барокко Питер Пауль Рубенс при создании полотна «Союз Земли и Воды» почему-то наделил Венеру двумя правыми руками – изображенная левая, лежащая на руке Нептуна, на левую совсем не похожа.

Другой художник эпохи барокко, итальянец Караваджо, в картине «Ужин в Эммаусе» также учудил и изобразил корзинку, набитую фруктами и отрицающую законы физики – стоя на краю стола, она не переворачивается. Возможно, потому что за столом сидит сам Иисус?

Если продолжать тему перевертышей, то нельзя не упомянуть про ляп в картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге»: там артель тащит баржу, на которой флаг почему-то перевернут вверх ногами.

Перевернутым оказалось и лицо Винсента ван Гога в его знаменитом «Автопортрете с отрезанным ухом». Там эксцентричный художник изображен с забинтованным ухом, но в реальности-то он повредил себе левое – тогда как на картине поранено правое!

Родные березки

Что касается неточностей в картинах отечественных художников, то, кажется, здесь мы впереди планеты всей.

Так, когда все тот же Илья Репин в процессе написания картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» обнаружил, что антураж и одежда персонажей не совсем соответствуют реальности, он бросил первый вариант и принялся писать картину заново.

Однако сегодня неспециалисту будет очень трудно определить, какой же из вариантов мы можем увидеть в Интернете – правильный или неправильный.

На картине Виктора Васнецова «Богатыри» допущено сразу несколько ошибок. Если опираться на исторические данные и принять возраст Ильи Муромца за эталон, получится, что в то время Добрыня Никитич должен уже быть седобородым немощным стариком, а Алеша Попович – маленьким мальчиком, тогда как на полотне они изображены почти ровесниками. А Алеша, являющийся правшой (что подтверждается висящим слева мечом), почему-то повесил налево и колчан, здорово затруднив себе вытаскивание стрел из него в бою.

Весьма строгим критиком живописи оказался император Николай I, для которого баварский художник-баталист Петер фон Гесс взялся нарисовать 12 больших картин, изображающих главные битвы Отечественной войны 1812 года. Так, осмотрев первую картину «Вязьма», государь повелел «написать… Килю (придворному живописцу), что… император чрезвычайно был доволен картиной Гессе… но… сюртуки офицеров застегнуты на картине на левую сторону, у нас все офицеры застегивают на правую сторону, и число пуговиц на оных сторонах должно быть только по 6. На шинели унтер-офицера галуну не должно быть. У портупей-юнкера перевязи для ношения не употребляются. Выпушки белой из-под галстуков не делать». Впрочем, доделывать работу фон Гессу не пришлось – перечисленные государем ошибки были исправлены профессорами и учениками батального класса Академии художеств.

Досталось живописцу и от следующего императора, Александра II, который, осмотрев очередное полотно, повелел, «чтобы на картине, изображавшей сражение при Клястицах, у солдат лейб-гвардии Павловского полка, что на первом плане, профессор Виллевальде переписал форму мундиров, какая существовала в то время». К счастью для фон Гесса, ни Николай I, ни Александр II не разглядели в «Сражении при Вязьме» в руках русских солдат ружей из будущего, тогда на вооружении еще не имевшихся, и вензель вместо восьмиконечной звезды у лейб-кирасирских императорских величеств полков в «Бородинском сражении».

«С величайшим любопытством рассматривали мы… „Переход французских войск через Березину в 1812 году“, – писал известный русский писатель Ф.В. Булгарин в газете „Северная пчела“. – В этой картине, по нашему мнению, красот и недостатков наполовину. Смейтесь над нами все великие художники и знатоки, но мы откровенно скажем, что первая вещь, бросившаяся нам в глаза, это нерусская рогожа на русской телеге. Что ни говорите, а эта безделица производит впечатление. Рогожа травяная, светло-палевая, в каких нам привозят из Америки кофе, и так велика, что покрывает всю телегу. Это не пахнет Русью! Зачем же, спросим, откуда явился новенький раскрытый чемоданчик на той же самой телеге? Спросим, как уцелели, у одной из дорожных колясок, зонтики и трости в кожаных футлярах, привязанных к заду коляски? А куда и зачем галопирует этот калмык в тесной толпе пехотинцев? Ведь он передавит их…» Вывод из всего написанного, впрочем, Булгарин делает неожиданный: «Колорит, как во всех картинах г-на Гессе, бледноватый, но картина вообще принадлежит к замечательным произведениям искусства».

И ведь прав, прав Фаддей Венедиктович!..

3 декабря 1961 года в нью-йоркском Музее Современного Искусства произошло знаковое событие – картину Матисса «Лодка», которая 46 дней провисела в перевёрнутом виде, перевесили должным образом. Стоит сказать, что это не единичный забавный случай, связанный с картинами великих художников.

Пабло Пикассо нарисовал один из своих известных портретов менее чем за 5 минут

Как-то один из знакомых Пабло Пикассо, рассматривая его новые работы искренне сказал художнику: «Извини, но понять я этого не могу. Таких вещей просто не существует». На что Пикассо парировал: «Ты и китайский язык не понимаешь. Но он всё-таки существует». Впрочем, Пикассо не понимали многие. Как-то он предложил русскому писателю Эренбургу, своему хорошему другу, написать его портрет. Тот с радостью согласился, но не успел расположиться в кресле, чтобы позировать, как художник заявил, что всё готово.

Эренбург выразил удивление быстротой исполнения работы, ведь не прошло и 5 минут, на что Пикассо ответил: «Я знаю тебя 40 лет. И все эти 40 лет я учился писать портреты за 5 минут».

Илья Репин помог продать картину, которую не писал

Одна дама приобрела на рынке всего за 10 рублей совершенно бездарную картину, на которой гордо красовалась подпись «И.Репин». Когда ценительница живописи показала эту работу Илье Ефимовичу, он рассмеялся и дописал «Это не Репин» и поставил свой автограф. Через некоторое время предприимчивая дама продала картину неизвестного художника с автографом великого мастера уже за 100 рублей.

Медведей на известной картине Шишкина нарисовал другой художник

В среде художников существует негласный закон – профессиональная взаимовыручка. Ведь у каждого из них есть не только любимые сюжеты и сильные стороны, но и слабые места, так почему бы не помочь друг другу. Так, доподлинно известно, что для картины «Пушкин на берегу моря» Айвазовского фигуру великого поэта нарисовал Репин, а для картины Левитана «Осенний день. Сокольники» даму в черном рисовал Николай Чехов. У пейзажиста Шишкина, который мог прорисовать на своих картинах каждую травинку и хвоинку, при создании картины «Утро в сосновом бору» никак не получались медведи. Поэтому мишек для известного шишкинского полотна нарисовал Савицкий.

Кусок фибролита, над которым просто разливали краску, стал одной из самых дорогих картин

Самой дорогой картиной в мире в 2006 году было полотно Джексона Полока «Номер 5, 1948». На одном из аукционов картина ушла за $140 миллионов. Это может показаться забавным, но над созданием этой картины художник особо «не заморачивался»: он просто разливал краску по куску фибролита, разложенному на полу.

Дату создания своей картины Рубенс зашифровал по звёздам

Искусствоведы и учёные долгое время не могли установить дату создания одного из самых известных полотен Рубенса – картины «Пир богов на Олимпе». Загадка разрешилась только после того, как к картине присмотрелись астрономы. Оказалось, что персонажи на картине расположились точно в таком же порядке, как располагались планеты на небосклоне в 1602 году.

Логотип «Чупа-Чупс» нарисовал всемирно известный сюрреалист

В 1961 году Энрике Берната, владелец компании «Чупа-Чупс», обратился к художнику Сальвадору Дали с просьбой придумать изображение для конфетной обёртки. Дали просьбу выполнил. Сегодня это изображение, хотя и в несколько изменённом виде, узнаваемо на леденцах этой компании.

Cтоит отметить, что в 1967 году в Италии с благословения Папы Римского была выпущена уникальная версия Библии с иллюстрациями Сальвадора Дали.

Самая дорогая картина Мука приносит несчастья

Картина Мунка «Крик» была продана на аукционе за $120 миллионов и является сегодня самой дорогой картиной этого художника. Говорят, что Мунк, жизненный путь которого – чреда трагедий, вложил в неё столько горя, что картина вобрала в себя негативную энергетику и мстит обидчикам.

Один из сотрудников музея Мунка как-то случайно уронил картину, после чего начал страдать от страшных головных болей, которые привели этого человека к самоубийству. Ещё один сотрудник музея, не сумевший удержать картину, буквально через несколько ней попал в страшную автомобильную аварию. А посетитель музея, позволивший себе прикоснуться к картине, через какое-то время сгорел в пожаре заживо. Впрочем, не исключено, что это просто совпадения.

У «Чёрного квадрата» Малевича есть «старший брат»

«Чёрный квадрат», являющийся, пожалуй, самой известной картиной Казимира Малевича, представляет собой полотно 79,5*79,5 сантиметров, на котором на белом фоне изображён чёрный квадрат. Свою картину Малевич написал в 1915 году. А ещё в 1893 году, за 20 лет до Малевича, Альфонс Алле, французский писатель-юморист, нарисовал свой «черный квадрат». Правда, называлась картина Алле «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи.

Как-то на улице художник увидал пьянчужку, который безуспешно пытался выбраться из выгребной ямы. Да Винчи отвёл его в одно из питейных заведений, усадил и начал рисовать. Каким же было удивление художника, когда, разоткровенничавшись, пьяница признался, что несколько лет назад уже позировал ему. Оказалось, что это тот самый певчий.