Донателло произведения. Донателло – биография и работы

Донато ди Никколо ди Бетто Барди или как для всех привычнее и удобнее —
Донателло (Donatello ) являлся скульптором из Флоренции (около 1386-1466).
Являясь выдающимся мастером культуры раннего Итальянского Возрождения, он был также и родоначальником искусства Классицизма флорентийской школы.

Обучение Донателло получил в мастерской Л. Гиберти. Огромное влияние на его творчество оказала проторенессансная школа А. Пизано . Если судить по первым работам скульптора, то их выполнение приближенно к готическому стилю. Как искусно заметил М Дворжак: «художественной колыбелью» Донателло (впрочем, также как Ф. Брунеллески), являлась строительная мастерская собора Санта Мариа дель Фьоре.

Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Существует вероятность, что примерно в 1406-1408 годах им было выполнено две фигуры молодых пророков, которые были расположены над северным порталом собора. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Далее Донателло выполнил мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая предназначалась для одного из контрфорсов собора. Что примечательно, данная статуя была первым обнажённым произведением в итальянском искусстве, которое было не связано со стеной. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Данное произведение скульптора уже наполнено теми характерными чертами для зрелого периода его работ: стремлением к однородности элементов классического и готического искусства .

Давид / Донателло

Давид

Следом находятся статуи сидящих евангелистов: Иоанна и Марка (фасад Орсанмикеле ) 1411-1413 года. Примерно в 1417 году Донателло для Орсанмикеле сотворил одну из самых известных статуи Святого Георгия , которая в последствии была перенесена в Барджелло. Она выполнена в виде юного рыцаря, который выступает в роли первой портретной статуи Донателло.

Позднее были реализованы статуи пророков, получившие ещё большую индивидуализацию. Они были определены в качестве украшения кампанилы, среди фигур, которые в наивысшей степени сильны по своей внутренней напряженности и глубине: Иоанн Креститель , Иеремия , Цукконе (или иначе Лысый пророк).

Если говорить о работах определивших ранний период, то стоит непременно выделить бронзовую статую Святого Людовика . Её местоположение в настоящий момент — музей Санта Кроче. Данному периоду творчества Донателло обязаны также и три живописных рельефа, а именно: барельеф Вознесение Богоматери , Святой Георгий и дракон на пьедестале мраморной статуи Святой Георгий (отправленный в Неаполь для надгробия кардинала Бранкаччи) и бронзовый рельеф Пир Ирода (предназначенный для купели сиенского баптистерия).

Благовещение / Донателло

Благовещение

Второй период творческого пути Донателло относится примерно к 1434 году, вслед за созданием табернакля для старого собора св. Петра и завершения ряда других заказов. Мастер возвращается во Флоренцию из Рима, где и совершает работу над некоторыми художественными проектами, в которых главенствовали классические тенденции.
В 1440 году Донателло выполняет работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. 1430 год охарактеризован классическим сдержанным рельефом Благовещение для церкви Санта Кроче, Амур из Барджелло. К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида , которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло. Также масштабной работой второго периода мастера являются бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции, датируемые 1434-1443 годами.
Перейдём к третьему периоду. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) — первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Но не стоит забывать, что главной работой скульптора в Падуе выступает высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио, датируемый 1446-1450 годами. Вначале бронзовые статуи Мадонны и святых находились под балдахином, поддерживающим колонны, которые были назначены на высокий постамент и украшены рельефами. Алтарь был выполнен в определённой форме, которая и повлияла в значительной мере на облик живописных алтарных образов Мантеньи , Джованни и Кривелли Беллини .

Кафедра певчих для флорентийского собора Мария дель Фиоре / Донателло

Кафедра певчих для флорентийского собора Мария дель Фиоре

Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем , Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур, изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. В процессе работы над данным ансамблем скульптор неоднократно обращался за помощью к своим ученикам, коих было великое множество. Законы перспективы отразились в многофигурных бронзовых рельефах со сценами чудес святого Антония, а невысокий рельеф получил с помощью Донателло иллюзию глубины пространства.

Четвертый период. Работы, которые обрели жизнь после возвращения мастера (примерно 1454 год) имеют шероховатость в поверхности материала, создавалось впечатление не полной обработанности. Несомненно, статуи Святой Магдалины из Флорентийского баптистерия и Иоанна Крестителя из Сиенского собора — подлинные произведения искусства, которые не ограничены рамками нормы. Они являются проявлением наивысшей степени драматизма.

Конная статуя Эразмо ди Нарни / Донателло

Бронзовая скульптурная группа Юдифь и Олоферн (1456-1457 года), вначале была вхожа в состав композиции фонтана (сад палаццо Медичи), а в настоящее время находится на площади Синьории. Юдифи невозмутима, её образ близок стилю позднеготические статуи Мадонны. Расслабленность ее жертвы сильно потрясают наблюдателя и это даже невзирая на то, что изображенное здесь действие не кажется убедительным.

Великолепны работы, относящиеся к позднему стилю Донателло: бронзовые рельефы двух кафедр для церкви Сан Лоренцо (1460-е годы), которые были завершены его учениками уже после его смерти; яростные сцены Страстей Христовых — одни из самых пронзительных в своём драматизме работ во всем христианском искусстве.

Один из самых знаменитых скульпторов мирового искусства Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился в 1386 году во Флоренции. Мастер был настоящим гением гипсовой лепки, скульптуры в мраморе и бронзе, и считается одним из величайших художников итальянского ренессанса.

Из официальных источников довольно много известно о жизни и карьере Донателло, но совсем немного информации имеется о его характере и личности, а то, что известно, не может считаться полностью достоверным. Исходя из его биографии, Донателло никогда не женился, и был человеком, предпочитающим простоту и скромность в быту. Меценатам часто приходилось сталкиваться с трудностями в общении с великим скульптором, когда условия работы художников регулировались правилами гильдии. Донателло всегда требовал художественной свободы и отказывался подстраивать свои работы под общепринятые правила и стандарты.

Несмотря на близкое знакомство с рядом знаменитых гуманистов, художник не был культурным интеллектуалом. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Надписи на его произведениях являются одними из самых ранних примеров возрождения классической римской прописи. Донателло обладал более подробным и обширным знанием древней скульптуры, в сравнении с любым другим скульптором и художником того времени. Его работа была вдохновлена ​​древними визуальными примерами, которые он часто смело трансформировал. Хотя традиционно Донателло принято считать реалистом, более поздние исследования показывают, что нередко в своих работах мастер намеренно, подчеркивал самые неэстетичные стороны жизни.

Ранняя карьера

Донателло был сыном Никколо-ди-Бетто Барди, флорентийского шерстяного кардера. Доподлинно неизвестно, как он начал свою карьеру, но большинство историков уверяют, что будущий гений изучал техники работы с гипсовой лепниной и каменной резьбой у одного из скульпторов, работающих в соборе Флоренции (Дуомо) начиная с 1400 года. В период между 1404 и 1407 годами он стал учеником мастерской Лоренцо Гиберти, скульптора, работающего в основном с отливкой статуй из бронзы.

Одна из первых работ Донателло, в которой явно прослеживается умение работы с гипсом и мрамором, статуя Давида, демонстрирует сильное влияние Гиберти, который тогда был ведущим флорентийским экспонентом международной готики. Давид изначально создавался для главного флорентийского собора, но был перенесен в 1416 году в Палаццо Веккьо, мэрию, где он долгое время стоял как гражданско-патриотический символ. В XVI веке скульптуру Донателло затмил гигантский Давид Микеланджело, который служил той же цели.


Фото:

Другие ранние произведения Донателло - впечатляющая сидящая мраморная фигура святого Иоанна Богослова (1408-15), созданная для фасада собора Флоренции, и деревянное распятие (1406-08) в церкви Санта-Кроче, сохранили готические элементы, ставшие визитной карточкой мастера. Последний, согласно одному из популярных анекдотов, был сделан в дружеской конкуренции с Филиппо Брунеллески, скульптором и известным архитектором.

Полная мощь таланта и творческого потенциала Донателло впервые проявилась в двух мраморных статуях - Св. Марка и Св. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. В этих скульптурах , впервые после периода классической древности и в отличие от средневекового искусства, человеческое тело демонстрируется как функциональный организм, а личность человека излучает уверенность в собственной ценности.

Те же качества все чаще выходили на первый план в серии из пяти статуй пророков, над созданием которых Донателло работал начиная с 1416 года для ниш колокольни собора Дуомо. Внешность пророков, особенно характерные индивидуальные черты лица, вдохновленные древними романскими портретами, обладает исключительной выразительной силой и производит впечатление на каждого без исключения зрителя. Статуи настолько отличаются от традиционных изображений пророков Ветхого Завета, что к концу 15-го века их можно было ошибочно принять за портретные скульптуры.

Уникальная живописная тенденция в скульптуре и лепнине Донателло, во многом связана с техникой создания знаменитых рельефных панелей Гиберти, которые предназначались для северной двери баптистерия собора Дуомо. Мастеру удалось расширить видимую глубину сцены, смело округляя передние фигуры против более деликатно смоделированных элементов ландшафта и архитектуры. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа, известный как schiacciato («сплющенный»). Отличительной особенностью этой технологии эксперты считают чрезвычайно мелкую резьбу и тонкую лепнину, которая создает поразительный эффект атмосферного пространства.

Донателло продолжал изучать и расширять возможности новой техники в своих мраморных барельефах, созданных в конце 1420-х и начале 1430-х годов. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Его самой ранней бронзовой работой стала статуя Святого Луи из Тулузы в натуральную величину. Интересно, что долгое время ученые имели неблагоприятное мнение о Сент-Луисе, но позже ведущие искусствоведы стали считать скульптуру поистине уникальной, как технически, так и художественно. Одежда полностью скрывает тело фигуры, но Донателло успешно передал впечатление гармоничной органической структуры тела под драпировкой.


Фото:

Донателло поручили не только создание статуи, но и ниши и ее рамки. Ниша является самым ранним примером, демонстрирующим новый архитектурный стиль Ренессанса, существенно отличающийся от архитектуры Брунеллески, без остаточных готических форм. В своей работе Донателло активно сотрудничал с Микелоццо. Уход от стандартов Брунеллески привел к отчуждению между двумя старыми друзьями, которые так и не смогли восстановить отношения. Брунеллески даже сочинял эпиграммы против Донателло.

Многие ученые считают, что именно сотрудничество с Микелоццо легло в основу создания знаменитого бронзового Давида — первой крупномасштабной отдельно стоящей обнаженной статуи эпохи Возрождения. Хорошо сбалансированный и превосходно сложенный, он был задуман независимо от архитектурных установок. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Статуя, несомненно, была сделана для частного покровителя, но его личность до сих пор точно не установлена. Изначально скульптура занимала центр двора дворца Медичи во Флоренции во время свадьбы Лоренцо Великолепного в 1469 году. После изгнания Медичи в 1496 году статуя была помещена во двор Палаццо Веккьо, откуда далее переехала в Барджелло.

Независимо от того, был ли Давид заказан Медичи, Донателло работал для них с 1433 до 1443 года, создавая скульптурное украшение для старой церкви Медичи в Сан-Лоренцо. Его работа там заключалась в создании 10 больших барельефов из гипса и двух небольших бронзовых дверей.

Падуанский период

В 1443 году, когда Донателло собирался начать работу над двумя более амбициозными парами бронзовых дверей для собора Медичи, но его пригласили в Падую, заказав бронзовую конную статую знаменитого венецианского кондотьера Эразмо да Нарми, который умер незадолго до этого. На тот момент такой проект был беспрецедентным - действительно, скандальным, ведь бронзовые конные статуи до этого посвящались только величайшим Римским правителям.

Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Донателло выполнил большую часть работы в период между 1447 и 1450 годами, но статуя не была поставлена ​​на пьедестал до 1453 года. Он изображает Гаттамелату в великолепных доспехах, в спокойной горделивой позе, максимально реалистично отражая достоинство всадника. Лицо наездника - идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Еще до того как скульптура была представлена общественности, король Неаполя хотел, чтобы Донателло сделал для него такую ​​же конную статую.


Фото:

В начале 1450-х годов Донателло работал над декорированием церкви Падуан в Сан-Антонио. Здесь скульптор создал великолепное выразительное бронзовое распятие и новый высокий алтарь, самый амбициозный в своем роде, не имеющий аналогов в Европе 15-го века. Его богато украшенный архитектурный каркас из мрамора и известняка дополнен семью бронзовыми статуями в натуральную величину, 21 бронзовыми барельефами разных размеров и большим известняковым рельефом, изображающим Христа.

Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Работа для алтаря Сан-Антонио не оплачивалась, а памятник Гаттамелате не был размещен до 1453 года, в связи с чем он вынужден был отказаться от работы вспомогательных скульпторов и каменщиков, используемых в этих проектах. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». В 1456 году флорентийский врач Джованни Челлини в своей учетной записи отметил, что он успешно лечил мастера от длительной болезни.

Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами - деревянная статуя Св. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. Обе работы показывают новое понимание реальности автора, на фоне тяжелого психоэмоционального состояния. Ранее мощные и хорошо сложенные тела Донателло стали иссохшими, а лица выражали сильное эмоциональное напряжение внутри. Когда статуя Марии Магдалины была повреждена во время наводнения 1966 года во Флоренции, реставрационные работы показали оригинальную окрашенную поверхность, в том числе реалистичные оттенки плоти и золотые блики на волосах святой.

Поздний флорентийский период

Во время отсутствия Донателло во Флоренции возникло новое поколение скульпторов, преуспевших в чувственном и реалистичном изображении мраморных поверхностей. Таким образом, деревянные фигуры Донателло стали настоящим шоком для избалованных флорентинцев. Многие проекты после этого были приостановлены, а предложения отозваны.

В последние годы жизни Донателло занимался проектированием двух бронзовых кафедр для Сан-Лоренцо. В это время скульптор снова пребывал на службе у его старых покровителей Медичи. Именно в процессе работы над этим заказом мастер умер. Декорирование стен лепными рельефами, показывающими страсть Христа - работа огромной духовной глубины и сложности. При этом некоторые элементы барельефов остались незавершенными и были доделаны другими художниками уже после смерти Донателло.

Сегодня работы Донателло признаны настоящими шедеврами мирового художественного искусства и занимают важнейшее место среди экспонатов самых богатых музейных коллекций и архитектурных комплексов.

Скульптор Донато ди Никколо ди Бетто Барди, прозванный Донателло, родился во Флоренции в 1386 году. Он рано потерял отца, который был, видимо, человеком зажиточным, растяжчик шерсти по профессии.

Донателло – крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения . С его именем, как с именем Мазаччо в живописи и Брунеллески в архитектуре, связан период расцвета реалистической скульптуры флорентийского кватроченто (XV века). Он работал в мраморе, бронзе, дереве, камне, терракоте; был автором конного памятника, реалистического портрета, надгробий, круглой скульптуры, рельефов.

Мой Пушкинский. Печать Донателло

О годах учения Донателло нет достоверных сведений. Возможно, что свой трудовой путь он начал в качестве подмастерья у известного флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти .

В первой половине XV века Флоренция – «итальянские Афины», крупный промышленный и культурный центр страны – интенсивно отстраивалась и украшалась.

За короткий период было завершено строительство знаменитого собора Санта Мариа дель Фьоре. Это здание, заложенное на грани XIII – XIV веков, увенчал куполом друг Донателло – Филиппе Брунеллески. Первые работы Донателло были связаны с отделкой собора.

Автор «Святого Георгия» становится любимым скульптором Флоренции; правитель Козимо Медичи оказывает ему неизменное покровительство. Однако, достигнув славы, Донателло продолжал вести скромный образ жизни; его часто видели на улицах города в кожаном фартуке и грубых деревянных башмаках, громко стучавших о каменную мостовую. «Он был, – пишет Вазари, – человеком чрезвычайно щедрым, ласковым и приветливым и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда он не придавал никакой цены деньгам и держал их в корзинке, подвешенной веревкой к потолку, откуда каждый из его учеников и друзей мог черпать по мере надобности, не говоря ему об этом ничего».

В период между 1416 и 1436 годами Донателло работал над четырьмя статуями пророков для кампаниле Джотто (ныне в музее Флорентийского собора), дав в этих образах реалистические портреты своих современников. Особую популярность завоевала статуя пророка Аввакума. Флорентийцы нашли в ней сходство с одним из своих сограждан Джованни Керикини, прозванным за лысую голову Цукконе, что значит тыква. Сам Донателло высоко ценил «Цукконе» и зачастую даже клялся его именем, а в период работы над статуей в творческом порыве обращался к нему, как к живому: «Говори же, говори, чтоб ты лопнул!»

В 1431 году Донателло вместе с Брунеллески отправился в Рим, где изучал, обмеривал, зарисовывал античные памятники. Глубокое познание искусства древних поставило перед флорентийским скульптором ряд проблем, которые он разрешил в своих работах, созданных по возвращении домой на протяжении 1432 – 1443 годов.

Первой из них была проблема изображения обнаженной фигуры в монументальной пластике – проблема, разрешенная искусством древности, но преданная забвению средневековьем. В этом смысле бронзовый «Давид», исполненный Донателло по заказу Козимо Медичи, явился откровением.

В основу произведения положено сказание Ветхого завета о юноше-пастухе Давиде , убившем в единоборстве воина вражеского племени, великана Голиафа. Донателло представил Давида в момент апофеоза: он стоит погруженный в раздумье, опустив правую руку с мечом, захваченным у врага, попирая его голову ногою. Лицо Давида в рамке длинных волос, прикрытое полями пастушеской шапки, почти не видно из-за легкого наклона головы. Внимание привлекает прекрасно моделированное обнаженное тело – угловатое сухощавое тело подростка. Фигура тщательно обработана со всех сторон, т. е. рассчитана на круговой обзор (статуя первоначально стояла в одном из внутренних двориков палаццо Медичи, ныне – в Национальном музее Флоренции).

Донателло. Давид, 1430-е

Это было новшеством, так как средневековые статуи были тесно связаны со стеною, подчинены архитектуре; современники Донателло хотя и «оторвали» статую от стены, но не разрешили полностью проблему круглой скульптуры. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть торса ложится на правую, прямо и крепко стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис» – греч.), известный скульпторам древности, был возрожден Донателло и использован им еще ранее в статуях пророков.

Античностью навеяны и другие работы этого периода: «Благовещение» (церковь Санта Кроче, Флоренция), соборная кафедра для певчих (музей Флорентийского собора), бронзовый амур – Атис (Национальный музей, Флоренция) и портрет Никколо да Уццано (1432. Национальный музей, Флоренция).

Донателло был одним из первых скульпторов-портретистов эпохи Возрождения. Портрет Уццано, общественно-политического деятеля Флоренции первой половины XV века, выдержан в традициях древнеримского портрета: погрудный обрез, римская тога, обнаженная шея и главное – острая передача индивидуальных особенностей лица, раскрывающих духовный мир модели. Бюст выполнен в раскрашенной терракоте, что придает ему своеобразную выразительность.

Обращение Донателло к жанру портрета весьма показательно: эпоха Возрождения приносит интерес к человеческой личности. «Человек – великое чудо...», – писал флорентийский гуманист Пико делла Мирандола . Донателло не только утверждает в искусстве образ своего современника, но и героизирует его.

В 1443 году Донателло отправился в Падую, где пробыл десять лет. Около бокового фасада падуанского собора – Базилики дель Санто, в том месте, где площадь пересекает улицу, лицом к городу, спиною к собору, стоит «Гаттамелата» – конный памятник кондотьеру Эразмо Нарни – творение Донателло, поставившее его в один ряд с величайшими монументалистами всех времен.

Донателло. Кондотьер Гаттамелата, 1447-1450

«Гаттамелата» (ит. – «пестрая кошка», прозвище Эразмо Нарни) – первый конный памятник эпохи Возрождения – создан в 1443 – 1453 годах. Естественно, что в поисках образца для своего монумента скульптор обращался к традициям прошлого, но нашел его не в чуждых духу Возрождения произведениях средневековой пластики, а в искусстве античности. Во время путешествия в Рим он видел памятник римскому императору Марку Аврелию – единственную уцелевшую конную статую из тех, что во множестве украшали когда-то древний город.

Творение флорентийца в общих чертах напоминает античный монумент. Но трактовка образа у Донателло глубже и полнокровнее. Образ человека, профессия которого – война, передан с большой реалистической силой. Старый полководец, облаченный в доспехи, с непокрытой головою, уверенно сидит на тяжелом, неторопливо выступающем коне. В руках он держит жезл. Лицо статуи портретно – значительное, суровое лицо воина, состарившегося в битвах, равнодушного к опасностям и страданиям людей.

В эти же годы для Базилики дель Санто Донателло оформил алтарь, украсив его статуями и рельефами. Алтарь в целом не сохранился, но бронзовые рельефы и сейчас являются лучшим украшением собора, богатого произведениями искусства.

Когда в 1453 году Донателло вернулся в родной город, ему шел шестьдесят восьмой год. Он продолжал интенсивно работать. Из поздних вещей наиболее известны «Магдалина» и «Юдифь». Около 1455 года Донателло отлил в бронзе группу, которая изображала библейскую , отрубающую голову Олоферну. Казалось бы, идея подвига, вдохновлявшая мастера прежде, и теперь должна была вдохнуть жизнь в его произведение. Но этого не получилось – в нем нет ни ясности, ни гармонии, присущих ранее созданным вещам.

Донателло. Юдифь и Олоферн, 1455-1460

Первоначально «Юдифь» украшала фонтан во дворе дворца Медичи . После изгнания рода Медичи из Флоренции, в 1494 г., группа была поставлена у входа в палаццо Веккио, но в 1504 г. уступила место «Давиду» Микеланджело; затем ее перенесли в Лоджию деи Ланци. Сейчас она находится перед палаццо Веккио.

Деревянная статуя Магдалины с 1500 года находится во флорентийском Баптистерии: из темноты стенной ниши, подобно страшному видению, выступает фигура изможденной, беззубой старухи с пустым взглядом и спутанными космами длинных волос. Трудно поверить, что этот трагический образ старости, неумолимо разрушающей и тело и душу, создан автором «Георгия» и «Давида».

Последние годы жизни Донателло – время заката героической поры флорентийского кватроченто. Во второй половине XV века правители Флоренции Медичи стремятся подражать вкусам и быту аристократии. Не героика, а утонченность, изысканность, изящество – вот что требовалось от искусства. Это направление, характерное для позднего флорентийского кватроченто, выражало творчество художников так называемого медичейского круга.

Донателло умер 13 декабря 1466 года. Крупнейший скульптор Италии домикеланджеловского периода, он оставил много учеников и предопределил основную реалистическую линию развития итальянской пластики эпохи Возрождения.

О чем вам говорит имя Донатто ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolò di Betto Bardi, 1386–1466) ? Вероятно, ни о чем. Потому что этого человека весь мир знает как великого скульптора Донателло . Знаменитый флорентийский скульптор эпохи Возрождения жил и творил в XIV веке, но и сегодня его имя остается легендой.

Он работал с камнем, бронзой, деревом, глиной, штукатуркой и воском, а также разработал очень мелкий тип барельефа. Самые знаменитые его творения – «Давид», «Кающаяся Магдалина», «Пророк Аввакум», «Пир Ирода», «Юдифь и Олоферн», «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами».

Донателло прожил длинную и интересную жизнь, посвятив целых 60 лет творчеству. Новаторские идеи мастера удивляли современников своей смелостью и произвели настоящий переворот в итальянском искусстве. Критики утверждают, что его работы не вписывались в общепринятые рамки того времени. Видимо, это послужило причиной того, что Донателло стали называть «отцом раннего Ренессанса».

Скульптор получил признание еще при жизни, его работы неизменно вызывали восхищение у современников. Поэтому и самооценка у мастера была соответствующая: однажды без ложной скромности он заметил, что в своем искусстве является патриархом. Но это не мешало ему быть скромным и непритязательным в быту: он мало ел, стеснялся носить дорогой плащ, который ему подарили почитатели его таланта. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования.

Конечно, многие факты из биографии великого скульптора уже утеряны, так как прошло слишком много времени. И хотя некоторые даты и события являются всего лишь предположениями историков, но сохранились сведения, которые можно с большой долей вероятности считать достоверными. Так, у биографов не вызывает сомнения происхождение Донателло: он появился на свет в семье богатого чесальщика шерсти, но уже подростком потерял отца. В юности будущий великий скульптор был подмастерьем ювелира, затем занимался литьем из бронзы. Непревзойдённого скульптора мир узнал, благодаря флорентийскому меценату Мартелло, который заметил талантливого юношу и оплатил его учебу у Лоренцо Гиберти, ювелира, скульптора и историка искусства.

Во время учебы в самой большой ювелирной и литейной мастерской Флоренции Донателло познакомился с Брунеллески, будущим известным архитектором. Молодые люди подружились и позднее вместе отправились в Рим изучать античное искусство. Эта поездка оказала большое влияние на их творчество.

Вернувшись во Флоренцию, Донателло начал искать собственный стиль, так как его не устраивали готические формы, которым отдавалось предпочтение в мастерской Гиберти. Вскоре молодого новатора приняли в Гильдию живописцев, и он стал настоящим народным художником, выполняя различные общественные заказы. Первой крупной работой художника стала роспись фасада церкви Ор Сан Микеле и создание статуй для наружных ниш. Самые известные среди них – это статуи Евангелиста Марка, Святого Людовика Тулузского и Святого Георгия.

В процессе работы Донателло обращал большое внимание на две вещи: пропорции и построение фигуры и место, где будет стоять статуя, так как считал, что от этого зависит впечатление, которое она будет производить на зрителя.

Говоря о творчестве Донателло, нельзя не упомянуть о полутораметровой бронзовой статуе Давида (1430-е), которая сейчас находится в Национальном музее Флоренции. Есть сведения, что она создавалась для фонтана во дворце Риккарди-Медичи, но установлена была на мраморной колонне во дворе Палаццо Веккьо.



Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Герой изображен обнаженным, его тело совершенно и прекрасно. Скульптура отличается живостью исполнения. Гибкая фигура, длинные волосы, свободная поза, спокойное выражение лица – именно так герои-победители обычно описывались в эпосе. Нога юноши стоит на отрубленной голове поверженного врага, в руках он держит меч и камень от пращи, а у подножия скульптуры лежит лавровый венок, которым у древних греков награждали победителей.

Статуя интересна тем, что Давид создан обнаженным, хотя в Средневековье это считалось греховным. Культ красоты нагого тела человека появился позже, когда наступила эпоха Ренессанса. Поэтому неудивительно, что статуя произвела настоящую революцию в сознании людей того времени и открыла новую страницу в истории искусства.

Донателло - итальянский скульптор, который творил и создавал в эпоху Возрождения. Произведения искусства, принадлежащие ему, сохранились до наших дней. Сегодня ознакомиться с ними можно во многих европейских музеях.

Биография скульптора Донателло

В жизни этого великого человека происходило многое. Его творчество привлекало многих людей. Сказать кратко о биографии скульптора Донателло невозможно. Вся его жизнь была наполнена яркими событиями, которые сильно повлияли на эту известную личность.

Родился Донателло во Флоренции. Точный день появления на свет скульптора неизвестен. Историки утверждают, что его дата рождения выпала на 1386 год.

Семья скульптора Донателло ничем не отличалась от других рабочих семей. Отец мастера был простым чесальщиком шерсти, чем и зарабатывал на жизнь. Он никогда не понимал страсть и любовь сына к искусству. Поэтому считал, что заработать себе на жизнь таким способом почти невозможно. Неоднократно отец пытался втянуть Донателло в ряды обычных рабочих. Однако скульптор сопротивлялся и следовал за своей мечтой.

Еще в ранние годы мальчику представилась возможность учиться в мастерской. Первым наставником совсем юного скульптора Донателло стал Биччи ди Лоренцо, который на тот момент был владельцем этого небольшого местечка, где создавалось прекрасное. Вся мастерская спонсировалась одним из богатейших вельмож Флоренции.

Чтобы получить полное художественное образование, Донателло пришлось уехать в Рим, где тогда жили и развивались самые известные "рабы искусства". В этой учебной поездке юношу сопровождал его друг - не менее известный архитектор Брунеллески, который потом прославился своими волшебными и необыкновенными работами. Учителем для молодых талантливых людей стал Лоренцо Гиберти. Именно ему удалось заложить те основы прекрасного в этих парней, которые потом остались в памяти людей.

Если говорить о личной жизни скульптора Донателло, то о ней практически ничего неизвестно. Многие историки утверждают, что у столь талантливого человека не было возлюбленной, потому как всю свою жизнь он посвятил искусству. Не изменяя делу всей своей жизни, Донателло так и не оставил после себя потомков.

Стили искусства

Скульптор Донателло творил в двух стилях, которые были свойственны только ему. Первые работы отличались своим чрезмерным реализмом. Более поздние произведения уже выглядели куда приятнее. Два абсолютно разных стиля, которые выбрал для своего творчества мастер, стали основными. Именно благодаря им мы и сегодня знаем, кем был этот выдающийся человек.

Одной из работ скульптора Донателло, принадлежащих раннему этапу творчества, стала статуя. Она изображала худую и длинноволосую женщину. Именно так мастер представил миру святую Магдалину. Сегодня эта скульптура находится в Крестильнице во Флоренции.

Работа, которая стала представителем второго направления или стиля, это скульптура святого Георгия. Она была выполнена из мраморного камня. Сейчас эта статуя находится на территории Флоренции.

Новая работа

В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. От скульптора требовалось лишь одно - проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Работа удалась на славу. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Местоположение статуи не изменилось. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Самым интересным фактом остается то, что эта статуя стало первой, которую можно было бы поставить в один ряд с монументами древних римлян.

После удачно выполненного задания Донателло предложили работу в самом соборе. На это скульптор дал положительный ответ. Ему требовалось украсить церковный алтарь святого Антония. Коллегой по работе стала такая известная личность, как Никколо Пиццоло.

Именно кропотливый труд в Падуе стал решающим в карьере Донателло. За всю его жизнь ему не сделали ни одного более выгодного предложения, чем отливка бронзовой скульптуры и невообразимо богатое украшение алтаря.

Дальнейшая работа

Скульптор остался в Падуе и не стал возвращаться домой. Там он продолжил целиком отдаваться искусству.

До 1456 года Донателло жил в Венецианской республике, где создал множество прекрасных статуй и памятников. Собор святого Антония был украшен работами скульптора, среди которых особенно выделялись отлитые из бронзы барельефы. Они изображали жизненные события покровителя по имени Падуе.

Возвращение домой

В 1957 году Донателло работал над созданием памятника, который изображал образ святого Иоанна Крестителя из мраморного камня. Сегодня эту статую можно увидеть в музее Барджелло.

Работу мастер выполнял уже не в Падуе, а в родном краю - во Флоренции. Скульптура Иоанна способна впечатлить каждого и сегодня. Она изображает худого мужчину с пустым взглядом, в котором невозможно прочитать какие-либо мысли. Его уста слегка приоткрыты. Будто через несколько секунд он произнесет что-то невообразимое, пророческое. Статуя изображена в движении. Святой пророк спокойно идет, но из-за худобы даже обычный шаг уже кажется действием, к которому приложено немало усилий.

Другие отрасли искусства

Кроме скульптур, Донателло увлекался созданием бюстов. Всем известно, что портретный бюст - это отдельное направление искусства. Донателло преуспел и в этой отрасли. Произведения греческих и римских художников уже канули в века. Однако скульптору удалось воскресить и снова сделать этот вид искусства популярным.

Бюсты

Еще в детских работах Донателло можно увидеть, насколько сильно скульптор придерживался реализма. Одновременно с этим бюсты не казались жуткими от того, что они изображали лица людей в точности. Статуи выглядели мило и приятно.

Особенности работ великого мастера

Искусство мастера отличается еще и тем, что только он сам определял тот момент, когда скульптура будет завершена. Донателло заранее предугадывал, какое впечатление окажут его работы на людей, которые в скором будущем их увидят. Главная особенность работ мастера заключалась в том, что ему удавалось воплотить внутренний мир человека и духовное развитие в чертах его лица.

Работа во Флоренции

Самые лучшие и интересные произведения Донателло сегодня находятся на родной земле скульптора - во Флоренции. Барельефы, медальоны, различные изображения известных евангелистов того времени в тяжелых раздумьях - все это сохранилось и до наших дней. Двери, на которых были изображены апостолы, вылитые руками Донателло, стали входом в великие храмы эпохи Возрождения.

Все яркие эпизоды жизней святых мастер всегда изображал с присущей ему резкостью и даже некоторой жестокостью.

Смерть Донателло

До самых последних своих дней скульптор жил во Флоренции. Работал мастер до глубокой старости, не зная при этом истинного чувства усталости.

Донателло скончался в 1466 году. Его тело было погребено в Сан-Лоренцо - одной из самых больших и старых церквей Флоренции, которая была украшена работами мастера как снаружи, так и изнутри. Во время похорон этому поистине талантливому человеку было отдано огромное количество почестей. Его смерть была большим ударом для тех, кто знал скульптора лично. В качестве знака уважения к творчеству скульптора Донателло, его работы стали особенно оберегать, что помогло их сохранить до нашего времени.