Индивидуальное логопедическое занятие-игра по автоматизации звука ш. Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми со стертой дизартрией Открытое индивидуальное логопедическое занятие в старшей

Елена Ладыгина
Конспект логопедического индивидуального занятия. «Звуки [с]-[ш]»

Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах.

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость.

Оборудование:

индивидуальное зеркало, мяч, ваза с сушками, фишки зелёного, синего и красного цветов.

Лингвистический материал:

звуки [с] и [ш], обратные слоги: АС, ОС, УС, ЫС, ИС, ЕС, ЁС, ЮС, ЯС; АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЕШ, ЁШ, ЮШ, ЯШ.

План проведения занятия:

1. Организационный момент.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Пальчиковая гимнастика «Слон».

3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.

3. Динамическая пауза «Лягушки».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Игра «Поймай звук».

2) Игра «Звуки-слоги».

5. Итог занятия.

6. Самоанализ проведённого занятия.

7. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

В кабинете учителя-логопеда стоит ваза с сушками. Ребёнок входит в кабинет.

Учитель-логопед:

Илья, скажи, что лежит в вазе. (сушки)

Подумай и ответь: почему на занятии присутствуют сушки? (в слове «сушки» встречаются звуки [с] и [ш]).

За каждое правильно выполненное задание ты получишь сушку. В конце занятия мы посчитаем, сколько сушек ты набрал.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).

Учитель-логопед:

Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно выполнить артикуляционную гимнастику.

а) Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Бублик», «Трубочка», «Чашечка», «Лягушка», «Хоботок», «Лягушка-Хоботок».

б) Изолированное произнесение звуков [с], [ш] перед зеркалом.

Молодец, Илья. Ты получаешь одну сушку.

2) Пальчиковая гимнастика «Слон» (развитие мелкой моторики). Учитель-логопед:

Выполним пальчиковую гимнастику.

Слон

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Больше всех на суше он,

Очень, очень добрый слон.

Видно, даже у зверей

Тот и больше, кто добрей. (Б. Заходер)

Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Молодец, Илья. Ты очень старательно выполнял гимнастику, поэтому получаешь ещё одну сушку.

3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.

Учитель-логопед:

Произнеси звук [ш].

Что делали губы, когда ты произносил звук [ш]? (губы выдвигались вперед)

Они были похожи на бублик или на трубочку? (они были круглые, как бублик)

Что делал язык, когда ты произносил звук [ш]? (язык поднимался к нёбу, за верхние зубы)

Поднеси руку ко рту и произнеси звук [ш].

Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш]. Гласный или согласный звук [ш]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)

Произнеси звук [с].

Что делали губы, когда ты произносил звук [с]? (губы растягивались в стороны)

Они были похожи на лягушку или на трубочку? (они были растянуты, как у лягушки)

Что делал язык, когда ты произносил звук [с]? (широкий язык кончиком упирался в нижние зубы)

Поднеси руку ко рту и произнеси звук [с].

Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [с]. Гласный или согласный звук [с]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)

Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)

Сердито произносим звук (это твердый звук).

Какой фишкой будем обозначать звук? (синей)

Молодец, Илья. Правильно выполнил задание. Получаешь ещё одну сушку.

3. Динамическая пауза "Лягушки" (развитие общей моторики). Учитель-логопед:

А сейчас динамическая пауза.

Лягушки

У болота вдоль опушки Руки вытянуть вперёд, поднять вверх,

Мимо вспаханных полей Развести в стороны.

Шли весёлые лягушки Ходьба на месте,

В гости к бабушке своей. Губы растянуты в улыбку.

(И. Демьянова)

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы: 1) Игра «Поймай звук».

Учитель-логопед:

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш].

Ш-С-Ж-Ш-З-Ш

АШ, УС, АС, ЕШ, ОЗ, ОШ, ЕЗ, ЮЖ, ЮШ, ЯШ, ЯЩ.

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с].

С-З-С-Ж-С-Ш-С

АС, АШ, ОС, ОЖ, УС, УШ, ЯС, ЯЩ, ЮЖ, ЮС.

Молодец, Илья. Справился с заданием. Получай ещё одну сушку.

2) Игра «Звуки-слоги» (на развитие навыка звукового синтеза слогов).

Учитель-логопед:

А теперь игра с мячом. Я бросаю звуки, а ты мне возвращаешь слоги: а, ш. Какой слог вернешь?: (Слог АШ)

А, С; У, Ш; И, С; Е, Ш; О, С; О, Ш; Е, С; И, Ш.

Молодец, Илья. Получай ещё одну сушку.

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

Илья, назови звуки, которые чаще других встречались на занятии?

(звуки [с], [ш])

Считаем сушки, которые ты получил. Шесть сушек.

Произнеси, сколько сушек ты сегодня получил? (шесть сушек)

6. Самоанализ проведённого занятия.

Тема логопедического занятия: Звуки [с], [ш]. Оно спланировано в соответствии со 2 периодом обучения, перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые возможности, особенности психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, а также индивидуальные возможности ребёнка.

Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Цель занятия: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах.

Коррекционно-образовательные:

Формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] по звуковым и артикуляционным признакам;

Развивать умение характеризовать звуки [с] и [ш];

Развивать навык звукового синтеза слогов.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать устойчивость внимания;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль во время произношения звуков;

Воспитывать усидчивость.

При проведении занятия соблюдалась комплексность образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения ребёнком фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.

На занятии обучение строила как игру, состоящую из нескольких этапов, за прохождение каждого из которых выдавалось стимулирующее поощрение (сушки). В ходе занятия ребёнок выполнял различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность ребёнка и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала ребёнок произносил изолированные звуки [с], [ш], затем – обратные слоги.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Ребёнок динамично переключался со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена динамическая пауза «Лягушки», которая отражала звуковую тематику занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность ребёнка. Ему предлагались задания, побуждающие использовать в собственной речи изучаемый звук.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи ребёнка. Максимально учитывала интересы и способности данного ребёнка, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Анализируя деятельность ребёнка на занятии, хочется отметить, что он проявлял познавательную активность, эмоционально реагировал на приёмы активации деятельности, использовал имеющиеся знания и умения. Ребёнок был заинтересован, внимателен.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию ребёнка на достижение поставленных задач, помогли овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объёме и цель достигнута.

Использованная литература

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

3. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М. : Айрис-пресс, 2013.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М., 2007.

6. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говорим правильно. Логопедический альбом. М., 2003.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: звук «Ш»

Программное содержание:

Автоматизировать звук (ш) в слогах, словах, тексте.
Учить согласовывать существительные с числительным.
Закреплять названия диких животных и их детенышей.
Развивать мелкую моторику (учить сопровождать речь с движением рук).

Оборудование:

Фланелеграф: дикие животные на магнитах; два листа бумаги; два фломастера; две лягушки (игрушки).

Ход занятия:

Логопед:

Здравствуй. Сегодня будем продолжать учиться красиво, произносить звук (Ш). Сначала нужно подготовить язык к занятию и выполнить артикуляционные упражнения: Заборчик, трубочка, широкий язычок, подуй на широкий язычок, лошадка, грибок, гармошка, чашечка, чашечка на верхние зубы, пошипи как змея.

Пальчиковая игра «Игра на пианино»

При произнесении слогов ша - шо - шу - ши - шэ ребенок имитирует игру на пианино, прижимая поочередно к поверхности стола каждый пальчик, начиная с большого и наоборот.

Пальчиковая игра «Здравствуй пальчик»

(Левая рука - ашка - ошка - ушка - ышка - , правая рука - ошта - ушто - ишты - ашты), каждый палец дотрагивается до большого пальца.

Логопед:

Повтори слова за мной: шкаф, школа, шкатулка, штопор, штаны, штык, штаб, штопать, штора, шмель. Закончи слово одинаково: Бабу - шка; деду -; ми -; пу -; кату -; поду - ; ко - ; мо - ; пы - ; опу - … .

Логопед:

Плюшевому мишке мама штопает штанишки.
Игра: «Я - ты - он - мы - вы - они»
Штопаю штанишки
Плюшевому мишке.

Логопед:

Отгадай загадку.
Скачет зверушка -
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
Кто это?
Ребенок.
Лягушка.

Логопед:

Правильно лягушка.
Посчитай сколько их сидит в болоте?
А теперь скажи о двух лягушках.

Ребенок:
В болоте живут -
Мы увидели -
Дети подошли -
Они любовались -
Цапля подкралась к -
Она хотела съесть -
Дети рассказали о -
Учитель - логопед.
А давай и мы с тобой поиграем нашими лягушками.

Разыгрывается диалог между ребенком и учителем - логопедом.

Откуда идешь ты,
Лягушка квакушка?
- С базара домой,
Дорогая подружка!
- А что ты купила?
- Всего понемножку:
Купила квапусту, квасоль и квартошку.

Логопед:

Представь, что это болото в лесу. Посмотри, в лесу у зверей случилась беда. Они растеряли своих детенышей. Помоги детенышам отыскать своих родителей.

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Проводится дидактическая игра. Молодец. Сейчас мы с тобой друг другу сделаем подарок. Возьмем фломастер и лист бумаги. Повторяй все, что я говорю, и рисуй точно так же как я (правой рукой).

Логопед:

Жили, были два брата. Одного звали Мишка, другого Тимошка. Вырыли они колодец. Обложили соломой, чтобы не замерз. Обнесли его забором. Из-за забора торчали две трубы. Печка есть, топить нечем. Едет Мишка в лес за дровами. Едет, едет, бух в ямку, едет, едет, бух в ямку. Заблудился. Полез вверх на дерево. Смотрит: две трубы видны. Слез с дерева и поехал домой. Здравствуй, Тимошка. Вот тебе кошка.

Итог занятия:

Расскажи, что ты делал на занятии? Большое тебе сегодня спасибо, ты молодец!

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Виктория Пудова
Открытое индивидуальное логопедическое занятие «Скажем вместе правильно»

«Скажем вместе правильно » .

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Приключения Жужжалочки и Шипелочки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида 2 категории №22 «Зайчик»

Учитель – логопед : Пудова В. Ю.

Цель :Дифференциация звуков ш – ж

Задачи :

Образовательные :

Развивать фонематические способности ребёнка : различать звуки по звонкости и глухости (Ж – Ш)

Коррекционно-развивающие :

Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в слогах, словах и фразах.

Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата.

Развивать фонематический слух, восприятие, память, воображение, зрительное восприятие.

Расширять словарный запас детей (шлемофон, этажерка, абажур) .

Учить согласовывать прилагательное с существительным в соответствии с числом и родом имени существительного.

Учить составлять предложения.

Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитание отзывчивости, заботливости, желание сделать приятное.

Развитие стремления качественно выполнять задания.

Методы и приёмы :

Игротерапия

Элементы телесной терапии

Сказкотерапия

Оборудование :

«Волшебная палочка» , картонные фигурки Жужжалочки и Шипелочки, д/игра «Чаепитие» , д/игра «Коллекция, простой и цветные карандаши» , д/игра «Живое- неживое, д/игра «Путаница» , пластилин, доска для пластилина.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Доброе утро. Птицы запели.

Добрые люди вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам

Солнце встаёт и идёт по домам.

«Доброе утро!» и солнцу и птицам

«Доброе утро!» улыбчивым лицам.

Здравствуй, Ксюша! Ты любишь сказки? Приглашаю тебя в сказку! Для этого у меня есть специальная волшебная палочка. Закрой глаза и… .

Налево вокруг себя повернись

И в сказке волшебной окажись.

Логопед делает взмах «волшебной палочкой» .

2. Основная часть

Сказка начинается.

В одной волшебной стране жили-были две сестрёнки : Жужжалочка и Шипелочка. - Они, как и ты, очень любят делать зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Язычок знаком нам, дети, широко улыбнуться

Мы его улыбкой встретим. растянуть губы

Это язычок пришёл. высунуть язык

Вправо он сейчас пошёл . тянуться кончиком

Всё, что нужно, увидал языка вправо

И налево зашагал. тянуться кончиком

Погулял совсем немножко, языка налево

Широко открыл окошко . широко открыть

Он окно не закрывает, рот

Кверху кончик поднимает. кончик языка

Он окно не закрывает, тянется к носу

Книзу кончик опускает. к подбородку

Ротик свой не закрывает,

Индюков он приглашает. «Индюки»

Поиграл наш язычок, закрыть рот

Лёг поспать он и молчок

Ксюша, как ты думаешь, какой звук больше всего любит Шипелочка? Почему? Где мы слышим звук Ш в слове Шипелочка? А Жужжалочка? Почему? Где мы слышим звук Ж в слове Жужжалочка? А ещё есть звук Ж в этом слове? Что мы знаем про звуки Ш и Ж? (Они согласные и всегда твёрдые.) Чем отличаются эти звуки друг от друга? (Звук Ш –глухой, а звук -Ж- звонкий) Сегодня мы будем продолжать учиться различать эти звуки.

Развитие фонематического слуха.

Послушай, как они разговаривают. Повтори, делая шаг вперёд на каждый слог.

Ша-ши-шожи-ши-жижи-шо-жу

Жи-жу-жаша-жа-шаша-жо-ши

Д/игра «Чаепитие»

Однажды Шипелочка и Жужжалочка мыли посуду, но Жужжалочка мыла свою посуду неосторожно, и все чашки со звуком Ж треснули. Если в них налить чай, то чай вытечет и будет лужа. Прочитай слоги на чашках. Если в слоге звук и буква Ш, то чашка целая- нарисуй в чашке чай и над ним пар. Если в слоге звук и буква Ж, то чашка разбитая - рисуй трещину и лужу.

Наши пальцы разомнём.

Рисовать сейчас начнём.

Сжали пальцы и разжали

Карандаш мы в руки взяли (прокатать карандаш между ладонями)

Ребёнок выполняет задание, комментируя свои действия. Оценка выполнения задания.

Д/игра «Коллекция»

Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах

Шипелочка и Жужжалочка очень любят ходить в магазин и делать покупки. Но злой волшебник перепутал все товары и теперь они не знают, как быть… .

Для Жужжалочки выбери все товары в названии которых есть звук Ж, а для Шипелочки – товары в названии которых есть звук Ш и помести их в джип или в машинку. В джип мы соберём товары для кого? Почему? А в машинку для кого? Почему? (Ребёнок выполняет задание, комментируя свои действия.)

Сестрёнки в лес гулять пошли, они там ёжика нашли. Наша физкультминутка так и называется «Ёжик»

Физкультминутка с элементами гимнастики для глаз

По сухой лесной дорожке- идём мелкими шажками, кисти рук

Топ-топ-топ –топочут ножки. согнуты вниз перед грудью

Ходит, бродит вдоль дорожек ходьба, резкие движения руками вверх,

Весь в иголках серый ёжик. в стороны, вниз (пальцы разомкнуты)

Ищет ягодки, грибочки глазами водим направо- налево

Для сыночка и для дочки. приседаем, «срываем» грибочки

Если подкрадётся волк- смотрим вдаль

Превратится ёж в клубок. присели, закрыли глаза, наклонили голову вниз

Ощетинит ёж иголки- одна рука у головы другая за спину

Не достанется он волку. поменять положение рук 2 раза

Ёж не тронет никого, указательным пальцем рисуем дугу, следим

Но и ты не тронь его. глазами за кончиком пальца, грозим пальчиком

Д/игра «Живое - неживое»

Однажды Шипелочка и Жужжалочка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано не живое, а кто – живой. Ребенок размещает всё неживое в домик, а всё живое в беседку с бабочками и птичками. Объясняет свой выбор; согласовывает прилагательное с существительным.)

Дифференциация звуков Ш и Ж во фразах

Д/игра «Путаница»

Шипелочка и Жужжалочка знают, что ты очень любишь сказки и на прощание попробовали сочинить сказку для тебя, но перепутали все слова в предложениях. Исправь , пожалуйста, их ошибки, в этом тебе помогут картинки.

Они написали :

У мышки в лапах кошка.

Маша надела голову на шапку.

Лужайка летает над шмелём.

Шлем надел Женю.

У шеи шарфик на мишке.

Пожар тушит пожарника.

Паша обводит жабой карандаш.

Гимнастика для глаз «Радуга»

В небе гром, гроза. (движение глаз вправо- влево )

Закрывай глаза! (закрыть глаза на 30 секунд)

Дождь прошёл, (широко открыть глаза )

Трава блестит, (взгляд вниз)

В небе радуга стоит. (рисовать рукой дугу и прослеживать движения взглядом)

3. Заключительная часть

Чтобы Шипелочка и Жужжалочка очень любят подарки. Мы для них приготовили золотые сумочки. Они совершенно одинаковые, как наши звуки. Но чтобы они не путали свои сумочки, мы сделаем на них пластилиновую аппликацию в виде букв Ш и Ж.

Наши пальцы разомнём,

Мы сейчас лепить начнём.

Сжали пальцы и разжали

Пластилин мы в руки взяли.

Изготовленные сумочки накладываем на фигурки наших героев - «вешаем сумочки на руки сестрёнкам» .

Картинки, которые мы с тобой сегодня рассматривали, Шипелочка и Жужжалочка дарят тебе. Из них мы сделаем книжку (с помощью степлера) .

А чтобы она была более красивой и интересной, дома разукрась все картинки и правильно произнеси все слова .

Возвращаемся из волшебной страны. Закрывай глаза (взмахнуть «волшебной палочкой» , звучит музыкальное сопровождение)

Направо вокруг себя повернись

И обратно возвратись.

4. Итог занятия :

Где мы побывали сегодня с тобой?

Каких сказочных персонажей мы там встретили?

Какие звуки и слова с ними любит Шипелочка? А Жужжалочка?

Чем звук Ш отличается от звука Ж?

Понравилось тебе в сказочной стране?

Молодец! Со всеми заданиями ты сегодня справилась .

Шипицына Ольга Ильинична

Учитель-логопед МОУ «Детский дом-школа №95»,

город Новокузнецк

Этап автоматизации звука Р в словах.

Цель: формирование звуковой стороны речи.

Коррекционно – образовательная задача: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Р в словах.

Коррекционно – развивающая задача: развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, голос, речевое дыхание.

Коррекционно – воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: картинка Буратино, презентация слайд-шоу овощей, бумажные пчёлы на ниточках, картинка Буратино с друзьями, два квадрата с расчерченными квадратиками, четыре плоскостных изображения квадрата и круга, десять пуговиц, плоскостные изображения двух труб (музыкальных): большой, маленькой.

Ход занятия
I. Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятие к тебе пришёл Буратино.

Он хочет показать тебе слайды.

На слайдах изображены: помидор, картофель, горох, кукуруза, брокколи.

Показ слайдов.

Логопед. Посмотри внимательно на эти картинки, назови их.

Как назвать одним словом, всё то, что ты видел на картинках?

Ребёнок. Овощи.

Логопед. Какой общий звук встречается во всех этих словах?

Ребёнок. Звук Р .
II. Сообщение темы занятия.

Логопед. Сегодня на занятии мы вместе с Буратино будем учиться произносить красиво и правильно звук Р .
III. Артикуляция звука.

Заслушивается ответ ребёнка.
IV. Характеристика звука.

Заслушивается ответ ребёнка.
V. Дыхательная гимнастика.

Логопед. Когда Буратино шёл к тебе в гости, то он увидел, как ему на встречу летят пчёлы.

Показ бумажных пчёл на ниточках.

Логопед. Посмотри на пчёл и подуй на них, представь, что они летят.
VI. Артикуляционная гимнастика.

  • Маляр.
  • Вкусное варенье.
  • Индюк.
  • Барабанщик.

VII. Речевая зарядка.

Логопед . Буратино любит играть на трубе.

У него их две и звучат они по – разному.

Большая труба звучит сурово, а маленькая звучит нежно, мягко.

Перед ребёнком выставляются две картинки с изображением двух труб: большой, маленькой .

Логопед показывает попеременно картинки и произносит слоги, а ребёнок повторяет.

РА – РО- РУ

РЫ – РУ – РА

РУ- РА –РЫ
VIII. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра « Звуковая мозаика».

Перед ребёнком на столе лежит квадрат, расчерченный на несколько квадратов. А так же лежат геометрические фигуры: круг, квадрат. Такой же квадрат и геометрические фигуры лежат у логопеда.

Логопед. Посмотри, какие интересные фигуры тебе принёс Буратино.

Поиграем в игру. Я сейчас буду произносить слова со звуком Р , ты внимательно их слушай.

Если я произнесу слово со звуком Р , клади в первый квадрат маленький квадратик, а если я произнесу слово в котором не будет звука Р , то тогда клади в следующий квадрат круг.

Слова: картофель, помидор, капуста, лук, горох, редис.

Логопед одновременно с ребёнком на своём квадрате выкладывает соответствующие фигуры.

Затем два квадрата (логопеда и ребёнка) сравниваются между собой.
IX. Упражнение на развитие мелкой моторики, голоса.

Логопед. Посмотри, эта картинка, на которой изображён Буратино вместе со своими друзьями. Он подарит тебе эту картинку, если ты пройдёшь по волшебной дорожке.

Логопед достаёт пуговицы разных размеров от самых маленьких до больших в два ряда по пять пуговиц и выкладывает их к картинке.

Логопед. Сейчас я буду произносить слова, а ты внимательно их слушай и повторяй, нажимая пальчиками рук на пуговицы, начиная с самых маленьких пуговиц, говори при этом шёпотом, а потом всё громче и громче.

Ребёнок повторяет слова, нажимая при этом на пуговицы, попеременно всеми пальцами рук по-порядку, начиная с большого, а заканчивая мизинцем, так он проходит по дорожке и доходит до картинки, на которой изображён Буратино со своими друзьями .

Слова: торты, груши, помидоры, огурцы, моркови.
X. Упражнение в образовании творительного падежа.

Логопед. Посмотри на картинку и скажи, чем угощает Буратино своих друзей.

Ребёнок. Виноградом, тортом, зефиром, грушами
XI. Итог занятия. Оценка деятельности.

Логопед. Тебе понравилось заниматься с Буратино?

Ответ ребёнка.

Какой звук на занятии ты учился красиво произносить?

Ребёнок. Звук Р .

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «День рождения Лунтика»

Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука«Л». Продолжать учить правильно произносить звук «Л» в слогах, словах, предложениях. Продолжать учить определять наличие звука в слове, место звука в слове, умение выделять первый звук. Упражнять в склонении существительных. Активизировать словарь по темам «Продукты», «Игрушки», употребление обобщающих слов. Упражнять в согласовании существительных с прилагательным «сладкий».

Коррекционно-развивающие: Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику. Развивать умение систематизировать предметы, обосновывать свой ответ. Развивать мышление, внимание, навыки ориентировки в пространстве. Развивать темпоритмический слух. Закреплять знание основных и оттеночных цветов. Развивать фонематический слух, связную речь.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью. Прививать культурно-гигиенические навыки.

Оборудование:
Мультимедийная презентация, дид/пособие «Самолёт» (определение места звука в слове), массажный мяч, инд. зеркало, мяч, предметные картинки к игре «Найди пару», карточки к игре «Зашифрованное слово», цветные кружки для зрительной гимнастики.

Предварительная работа:
1. Проведение дид/игр «Найди пару», «Зашифрованное слово»
2. Заучивание комплексов самомассажа.
3. Проведение игр «Повтори стук», «Повтори мелодию»
4. Работа с деформированными фразами.I. Организационный момент.
Логопед: Я загадаю тебе загадку о мультипликационном герое. Угадай, о ком идет речь.
«Однажды на луне родился необычный малыш. И случилось так, что он попал на землю.
Там он нашел себе много друзей.» Ты догадался, о ком речь?
Ответ ребёнка.

II. Установка на выполнение задания.
Логопед: правильно, это Лунтик. Давай представим, что у Лунтика сегодня день рождения и посмотрим, что интересного произошло в этот день. Но мы будем не только смотреть и выполнять задания, но и вспомним правильное произношение звука «Л».
Давай посмотрим, как мы произносим звук «Л». В каком положении губы? (в улыбке)
Где находится язычок? (за верхними зубами).

III. Основная часть . (с просмотром мультимедийной презентации)
Логопед:
Сегодня у Лунтика день рождения. Он встал пораньше, хорошенько умылся.
Выполняется самомассаж «Нос, умойся!».
1. «Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.
2. «Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.
3. «Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.
4. «Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.
5. «Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.
6. «Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.
7. «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.
8. «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.
Потом Лунтик решил попускать пузыри в водичке.
Выполняется дыхательная гимнастика «Буль-бульки»

Хорошенько почистил зубки (упр-е «Почистим зубки»), причесался (упр-е «Расческа»), увидел свои любимые игрушки и решил немножко поиграть с ними. Это были лошадка (упр-е «Лошадка») и самолетик (упр-е «Самолет»). Потом Лунтик вышел на улицу и решил покататься на качелях (упр-е «Качели»).

Вдруг Лунтик услышал весёлое пение. Это пели бабочки. Он решил спеть вместе с ними. Давай подпоем бабочкам и Лунтику. (пропевание слогов со звуком «Л» по 2 раза)

Ла-ла ла-ла-ла
- ло-ло-ло ло-ло
- лу-лу лу-лу лу-лу-лу-лу-лу
- лы-лы-лы-лы лы-лы-лы

Логопед:
В гости к Лунтику пришли все его друзья: Мила, Кузя, Пчелёнок, Дядя Шнюк, Дядя Корней, Вупсень и Пупсень и даже жаба Клава.
Друзья подарили Лунтику много подарков. Назови эти предметы, чётко проговаривая звук «Л». В названии каких предметов нет звука «Л»? Определи место звука «Л» в названиях картинок.
Ребёнок определяет место звука в слове при помощи дидактического пособия «Самолётик» . (скакалка, ласты, пенал, юла, слоник)
- Скажи, где находится каждый подарок.
Проводится игра «Назови, где предмет» (ребёнок называет, употребляя слова «справа», «слева», «перед», «за», «на», «около»)
- Лунтику понравились все подарки. Но особенно ему понравился слоник.
Давай поиграем в игру «Подскажи словечко».
Проводится игра «Подскажи словечко»
- Лунтик увидел … (слоника). – Лунтик подошел к … (слонику). – Он стал любоваться … (слоником). – У него никогда не было такого… (слоника). – Когда он будет ложиться спать, он будет думать … (о слонике).

Гимнастика для глаз «Разноцветные кружки»
(ребенок переводит взгляд на кружок того цвета, который называет логопед)

Логопед:
Баба Капа приготовила угощение. Давай назовем, что она приготовила. Нужно сказать полным предложением. Образец: «Баба Капа приготовила калач.» и т.д. (калач, булочка, слойки, пирог с клубникой).
Скажи, как будет называться пирог с клубникой. (ответ ребёнка)
А какие на вкус эти продукты? Правильно сладкие. Давай скажем какой калач (сладкий), булочка (сладкая), слойки (сладкие), пирог (сладкий).

Логопед: - А из чего приготовлены все эти продукты? (ответ ребёнка)
Правильно, из муки. Когда в муку добавляют жидкость и начинают перемешивать, то получается тесто. Давай покажем, как мы «месим тесто».
Проводится упражнение для рук с использованием массажного мяча «Испечём мы каравай»
- Месим, месим тесто (сжимаем массажный мяч в правой руке)
Есть в печи место (сжимаем мяч в левой руке)
Испечем мы каравай (катаем мяч между ладоней круговыми движениями)
Перекладывай, давай (перекидываем мяч из одной руки в другую и сильно сжимаем)

После вкусного угощения Мила предложила поиграть в игру «Найди пару».
Нужно не только найти пары предметов, но и объяснить свой выбор.
Составь предложения по образцу: «Я объединил лошадь и осла, потому что это – домашние животные». (картинки: свекла, лопата, стол, лошадь, лук, осел, стул, пила.)
Проводится игра «Найди пару»

Логопед:
Пчелёнок любит сочинять стихи. Сегодня он сочинил стихотворение о Миле.

Проводится игра «Эхо» с перекидыванием мяча.
(Ребенок повторяет за взрослым чистоговорки)

Ла-ла-ла - Мила маме помогла
Ло-ло-ло – ловко вымыла стекло
Лы-лы-лы – Мила вымыла полы
Лу-лу-лу – Милочка полола лук
Ала-ала-ала – наша Мила вышивала
Ола-ола-ола – пальчик Мила уколола
Эла-эла-эла – Милу мама пожалела

Логопед:
А Кузя придумал игру «Зашифрованное слово». Необходимо определить первый звук в названиях картинок, потом соединив эти звуки, мы узнаем, какое слово зашифровано. (картинный материал:- стул, лампа, облако, ножи (слон), - ландыш, угол, пчела, акула (лупа), - пенал, игла, лось, алыча (пила)

Проводится игра «Зашифрованное слово»

Логопед: Вупсень и Пупсень собираются идти в школу. Они уже умеют писать. Только то, что они пишут не всегда можно понять. Давай попробуем разобраться и составить правильно предложения.
- Делать, Мила, куличи, песок, из.
- Помогать, Лунтик, баба, Капа.
- Бабочка, ловить, Лунтик, сачок.
- Пчелёнок, Кузя, и, футбол, в, играть.

IV. Заключительная часть.
Логопед:
Вот и подошел день рождения Лунтика к концу. Ты справился (лась) со всеми заданиями. Что тебе запомнилось и понравилось?

Презентация на тему: Индивидуальное логопедическое занятие День рождения Лунтика