Конспект занятия сюжетно-ролевой игры «Магазин. Конспект сюжетно ролевой игры «Театр Занятия по сюжетно ролевым играм

Конспекты сюжетно ролевых игр для

детей среднего дошкольного возраста.

Игра «Семья»

Цель

Цель.

взаимоотношений между детьми.

Игровой материал

: Кукла

-младенец, атрибуты для оборудования домика,

кукольная одежда, посуда, мебель, предметы

Заместители.

Подготовка к игре:

Игры-занятия: «Малыш проснулся», «Как будто мамы нет

дома», «Приготовим малышу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку».

Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго

года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтении художественной

литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья». На занятиях по

конструированию: постройка мебели.

Игровые роли

: Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка,

дедушка.

Ход игры:

Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н.

Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка.

После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает

приготовить игрушки для игры.

Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они

играли, оставшись дома одни.

В последующие дни воспитатель вместе с детьми может оборудовать домик на

площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть

пол, повесить шторы на окна.

После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями

недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились

о нем, как лечили его. Также можно провести игру

Занятие с куклой («Ясочка

простудилась»).

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью»,

наблюдая со стороны за игрой.

При последующем проведении игры педагог может внести новое направление,

предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения.Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили,

приносили из дому открытки, мелкие игрушки.

На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты

угощение, а вечером отпраздновать день рождения

Ясочки.

В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами

развивать различные варианты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.

С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме в приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а потом рассказать об этом в детском саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» педагог выясняет, у кого из детей есть младшие братья ил

и сестры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младший

брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же день в группу воспитатель приносит новую куклу

младенца и все необходимое для ухода за ней и предлагает

детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка,

рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.

Игру можно предложить группе детей из трех человек. Распределить роли:

«мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла

младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике,

переставить мебель, выбрать поудобнее место для «Алешиной» колыбели,

постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву

-«лук».

После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию

и предложить им роли «Ясочки», «друга папы

-шофера», который может отвезти

всю семью в лес отдыхать, и т. д.

Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии

сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые

взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных

взаимоотношений между ними.

Закончить игру воспитатель может предложением

идти всей семье обедать в

группу.

Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно

развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы»,

«бабушки и дедушки».

Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад»,

принимать участие в «утренниках», «днях рождения», чинить игрушки; «мамы и

папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку

в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в

«больницу»,

где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.

: продолжением игры в «семью» может быть

игра «Банный день».

Игра «Банный день»

Цель:

Развитие интереса в игре. Формирование положительных

взаимоотношений между детьми. Воспитание у

детей любви к чистоте и опрятности,

заботливого отношения к младшим.

Игровой материал:

Ширма, тазики, ванночки, строительный материал,

игровые банные принадлежности, предметы

заместители, кукольная одежда, куклы.

Подготовка к игре:

Чтение произведений «Девочка чумазая» и «Купание» из

книги А. Барто «Младший брат». Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Рассматривание картины Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой «Игра с куклой». Изготовление атрибутов для ванной комнаты, оборудование совместно с родителями большой комнаты (или бани) на участке.

Игровые роли:

Мама, папа

Ход игры:

Игру воспитатель может начать с чтения произведения «Девочка чумазая» и

«Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Побеседовать по содержанию текстов.

После этого целесообразно показать детям мультфильм К. Чуковского «Мойдодыр», рассмотреть картины Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой «Игра с куклой», а также провести беседу «Как мы купались», в которой закрепить не только последовательность купания, но и уточнить представления детей об оборудовании ванной комнаты, о том. как внимательно, заботливо, ласково относятся мамы и папы

к своим детям.

Также воспитатель может привлечь детей совместно с родителями принять участие в изготовлении атрибутов, оборудовании большой ванной комнаты (или бани) для кукол.

С помощью родителей и с участием детей можно соорудить вешалку для полотенец, решетку под ноги. Дети могут сконструировать коробочки мыльницы.

Скамейки и стулья для ванной комнаты могут быть изготовлены из крупного

строительного материала или же можно воспользоваться детскими стульчиками, скамеечками.

При проведении игры воспитатель говорит детям, что они вчера очень хорошо

убрали в игровом уголке; помыли все игрушки, красиво расставили их на полках.

Грязными остались только куклы, поэтому нужно их помыть. Педагог предлагает устроить им банный день.

Дети ставят ширму, приносят ванночки, тазики, сооружают из строительного

материала скамейки, стульчики, под ноги ставят решетку, находят расчески,

мочалки, мыло, мыльницы. Вот баня и готова!

Некоторые «мамы» торопятся начать

купать, не приготовив чистой одежды для кукол. Воспитатель спрашивает их: «А во

что вы переоденете своих дочек?». «Мамы» бегут к шкафу, приносят одежду и

складывают ее на стульчики. (У каждой куклы своя одежда). После этого дети раздевают и купают кукол: в ванне, под душем, в тазике. Если возникает

необходимость, воспитатель помогает детям, следит, чтобы они заботливо относились к куклам, называли их по именам; напоминает, что купать нужно осторожно, аккуратно, не налить воды в «уши». Когда куклы вымыты, их одевают,

причесывают. После купания дети выливают воду, убирают ванную комнату.

естественным продолжением этой игры может

быть «Большая стирка».

Игра «Большая стирка»

Цель :

Развитие интереса в игре. Формирование положительных

взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам результату ее труда.

Игровой материал:

Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы заместители, кукольная одежда, куклы.

Подготовка к игре:

Экскурсия в прачечную детского сада, наблюдения на

прогулке за тем, как прачка развешивает белье, и помощь ей (подавать прищепки,

уносить сухое белье). Чтение рассказа А. Кардашовой«Большая стирка».

Игровые роли:

Мама, папа, дочка, сын, тетя

Ход игры :

Перед тем как начать игру воспитатель просит детей понаблюдать за трудом

мамы дома, помочь ей во время стирки. Затем педагог читает рассказ А. Кардашовой «Большая стирка».

После этого, если у детей не возникает желания поиграть самостоятельно в

игру, то воспитатель может предложить им сам устроить «большую стирку» или

вынести на участок ванночку и белье.

Далее педагог предлагает детям следующие роли: «мама», «дочка», «сын», «тетя» и др. Можно развить следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно ее постирать и всю одежду, которая запачкалась. «Мама» будет руководить стиркой: какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить белье, как погладить.

Воспитатель должен умело использовать ролевые отношения во время игры для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных

взаимоотношений.

При последующем проведении игры педагог может использовать другую

форму: игра в «прачечную». Естест

венно, перед этим должна быть проведена

соответствующая работа по ознакомлению с трудом прачки.

Во время экскурсии в прачечную детского сада воспитатель знакомит детей с

трудом прачки (стирает, подсинивает, крахмалит), подчеркивает общественную

значимость

ее труда (она стирает постельное белье, полотенца, скатерти, халаты

для сотрудников детского сада). Прачка очень старается

белоснежное белье всем

приятно. Стиральная машина, электроутюги облегчают труд прачки. Экскурсия

способствует воспитанию у детей ув

ажения к труду прачки, бережного отношения к

чистым вещам результату ее труда.

Поводом для возникновения игры в «прачечную» часто бывает внесение

воспитателем в группу (или на участок) предметов и игрушек, необходимых для

стирки.

и: детей привлекает роль «прачки», потому что им

«интересно стирать», особенно в стиральной машине. Чтобы предотвратить

возможные конфликты, педагог предлагает им работать в первую и вторую смены,

как в прачечной.

Игра «Автобус» («Троллейбус»)

Цель:

Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе

которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

Игровой материал:

Строительный материал, игрушечный автобус, руль, фуражка, палка милиционера

регулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.

Подготовка к игре :

Наблюдения за автобусами на улице. Экскурсия на автобусную остановку. Поездка в автобусе. Наблюдение за играми старших детей и

совместные игры с ними. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус».

Рисование автобуса. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Просмотр фильма.

Игровые роли :

Водитель, кондуктор, контролер, милиционер

регулировщик.

Ход игры:

Подготовку к игре воспитателю нужно начать с наблюдения за автобусами на

улице. Хорошо если это наблюдение провести на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать не только за движением автобуса, но и за тем, как

входят и выходят из него пассажиры, а в окна автобуса увидеть водителя и

кондуктора.После такого наблюдения, которым руководит воспитатель, привлекая и направляя внимание детей, объясняя им все, что они видят, можно предложить

детям на занятии нарисовать автобус.Затем педагогу надо организовать игру с игрушечным автобусом, в которой дети смогли бы отразить свои впечатления. Так, надо сделать автобусную остановку, где автобус будет замедлять ход и останавливаться, после чего снова отправляться в путь. Маленьких куколок можно сажать на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом конце комнаты.Следующим этапом в подготовке к игре должна быть поездка детей на

настоящем автобусе, во время которой педагог многое показывает и объясняет им.Во время такой поездки очень важно, чтобы дети поняли, как сложна работа

водителя, и понаблюдали за ней, поняли смысл деятельности кондуктора и

посмотрели, как он работает, как он вежливо ведет себя с пассажирами.

В простой и доступной форме педагог должен объяснить детям правила

поведения людей в автобусе и других видах транспорта (если тебе уступили место, поблагодари; сам уступи место старику или больному человеку, которому трудно стоять; не забудь поблагодарить кондуктора, когда он даст тебе билет; садись на свободное место, а не требуй обязательно места у окна и т.д.).

Педагог обязательно должен объяснять каждое правило поведения. Надо, чтобы дети поняли, почему старику или инвалиду надо уступать место, почему

нельзя требовать для себя лучшего места у окна. Такое объяснение поможет детям практически овладеть правилами поведения в автобусах, троллейбусах и т. д., а потом, закрепляясь в игре, они войдут в привычку, станут нормой их поведения.Еще один из важных моментов во время путешествия в автобусе объяснить детям, что поездки не самоцель, что люди совершают их не ради удовольствия, получаемого от самой езды: одни едут на работу, другие

в зоопарк, третьи в театр, четвертые -к доктору и т. д.

Водитель и кондуктор своим трудом помогают людям быстро доехать туда, куда им нужно, поэтому их труд почетен и нужно быть благодарным им за это.

После такой поездки педагогу надо провести с детьми беседу по картине

соответствующего содержания,

предварительно внимательно рассмотрев ее с ними.

Разбирая с детьми содержание картины, нужно рассказать, кто из изображенных на ней пассажиров куда едет (бабушка с большой сумкой

-в магазин, мама везет

дочку в школу, дядя с портфелем

-на работу и т.д.).

Затем можно совместно с детьми изготовить атрибуты, которые понадобятся для игры: деньги, билеты, кошельки. Воспитатель, кроме того, делает сумку для кондуктора и руль для водителя.Последним этапом в подготовке к игре может быть просмотр фильма, в котором показана поездка в автобусе, деятельность кондуктора и водителя. При этом воспитатель должен объяснить детям все, что они видят, и непременно задавать им вопросы.

После этого можно начинать игру

Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчики и ст

авя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса педагог делает место кондуктора, в переднем

место водителя.Перед водителем руль, который прикрепляется либо к большому

деревянному цилиндру из строительного набора, либо к спинке стула. Детям для

игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Попросив водителя занять свое

место, кондуктор (воспитатель) вежливо предлагает пассажирам войти в автобус и помогает им удобно разместиться. Так, пассажирам с детьми он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во время езды, и т. д.

Размещая пассажиров, кондуктор попутно объясняет им свои действия «У вас

на руках сын». Держать его тяжело. Вам надо присесть. Уступите, пожалуйста,

место, а то мальчика держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить место. Он

старый, ему трудно стоять. А вы сильный, вы уступите место дедушке и держитесь рукой тут, а то можно упасть, когда автобус быстро едет», и т. д. Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет, кто из них куда едет идает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Библиотека», «Больница», «Школа» и т. д.), помогает выйти из автобуса и войти в него пожилым людям, инвалидам, дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Задачи: Учить согласовывать свои действия ми партнеров, распределять роли, выполнять игровые действия и действовать в соответствии с общим игровым замыслом игры, улаживать возникшие конфликты.

Формировать положительные взаимоотношения между детьми и коммуникативные навыки общения детей; а также навыки культурного поведения в общественных местах.- Способствовать развитию детской фантазии, творческого воображения и мышления. 3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к игрушкам и интерес к сюжетно – ролевой игре. Игровой материал: Строительный материал, лего, игрушки, муляжи продуктов, овощей, фруктов, сумочки, касса, весы, витрина, предметы – заместители, (кубики, кирпичики), куклы, кошельки, деньги, чеки, халаты.

Директор магазина – менеджер, продавцы – кассиры, покупатели, шоферы.

Ход игры :

Воспитатель: Ребята я всегда мечтала быть воспитателем и стала им, но в детстве я хотела всегда быть директором магазина – менеджером (управляющим). Может быть моя мечта сегодня исполнится стать директором магазина, потому что у нас сегодня в группе «настоящий магазин» и в нем разные отделы.: овощной, продуктовый, игрушечный. А кто работает еще в магазине кроме менеджера? Ответы детей (продавцы, кассиры). А кто приходит в магазин за покупками? Ответы детей (покупатели). Как общаются между собой продавцы с покупателями? Ответы детей (культурно, вежливо).

А давайте договоримся так что не одна покупка не будет продана если вы не будете вежливы (благодарить за покупку и.т.д.).

Распределение ролей: выбор по желанию либо по считалке.

Подготовка места, атрибутов.

Открытие магазина.

Игровые действия с игровым замыслом, общение детей.

Ролевые действия:

Оформление витрин магазина.

Продажа товаров продавцами – кассирами.

Покупатели готовятся идти в магазин.

Покупатели приобретают товар.

Менеджер наблюдает за работой магазина.

Завершение игры, подведение итогов: Спросить детей понравилось ли им играть в «Магазин»?

В какую игру они хотели бы еще поиграть?

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе.

Магазин игрушек» «

Задачи по развитию игры:

Цель . Совершенствовать умение детей обращаться к продавцу; развивать ролевой диалог.

Развивать речь, обогащать словарный запас. Закрепитьтакие понятия как: деньги, касса, очередь, кассир.

Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, созданию игровой обстановки.

Формировать умение подбирать атрибуты к игре.

Закрепить знания детей о профессиях, связанных с торговлей: продавец, кассир, шофер, грузчик.

Учить выполнять игровые действия в соответствии с замыслом, менять игровую роль.

Интеграция сюжетно - ролевой игры: коммуникация, социализация, познание (ФЦКМ)

Оборудование: мебель (стол для продавца, полка-стеллаж для игрушек, стол для кассира), игрушки и сувениры, изготовленные из разных материалов (резины, ткани, пластмассы, дерева), атрибуты («деньги» из бумаги, кошельки, пакеты для игрушек, руль, касса), одежда для продавца (фартук), ножницы.

Словарная работа: название игрушек, «Здравствуйте, дайте мне пожалуйста, я хочу, спасибо, до свидания. Что хотите купить? Мяч стоит рублей. Возьмите деньги. Магазин, продавец, кассир, деньги, касса. Платить в кассу.

Предварительная работа:

Рассматривание игрушек, предметных картинок из серии «Игрушки», «Что из чего сделано», «Сувениры», сюжетных картинок на тему «Магазин», картины «Продавец» из серии «Кем быть». Рассматривание иллюстраций по теме «Магазины»

Заучивание скороговорки «Расскажите про покупки… »

Изо деятельность «Рисуем денежки»

Дидактические игры: «Профессии», «Что из чего сделано», «Узнай игрушку на ощупь (по звуку) », «Что сначала, что потом».

Беседы: «О правилах поведения в магазине», «Из чего делают игрушки». «Что делать, если ты потерялся в магазине», «Кем ты хочешь быть? », «Правила обращения с игрушками».

Чтение:В. Драгунский «Друг детства» (отрывок), Д. Хармс «Паровоз», Галлиев «Купили снег», А. Барто «Игрушки», Ю. Мориц «Покупки», С. Баруздин «Мамина работа», В. Лифшиц «И мы трудиться будем», С. Михалков «А что у вас?», Б. Житков «Еще светофор», Н. Артюхова «Трудный вечер», В. Маяковский «Кем быть?» Экскурсия в магазин. Наблюдение за работой продавца.

Беседы с детьми о профессиях; кем работают их родители; кем будете, когда вырастут;

Рассказы детей о том, как они ходили в магазин;

Создание папок: «Загадки о профессиях», «Кому, что нужно для работы?».

Подбор атрибутов.

Загадывание загадок;

Создание игровых ситуаций.

Планируемый результат: дети вежливо и культурно делают покупки в магазине, знают кто продавец, а кто покупатель, принимают активное участие в игровом сюжете.

Роли: Продавец, Шофер, Грузчик, Покупатели, Кассир

Сюжеты игры.

Продавец расставляет игрушки на полках, вежливо показывает покупателям игрушки, пока покупатели оплачивают кассиру, складывает аккуратно игрушки в пакет.

Шофер привозит новые игрушки.

Грузчик разгружает игрушки

Покупатели платят «деньги» в кассу кассиру.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята поиграем в игру «Чудесный мешочек». Я буду доставать предмет, а вы скажете, из какого материала он сделан. (на стеллаж ставлю игрушки и ножницы). Что здесь лишнее? (Ножницы.) Почему? (Все остальное – игрушки.)

Поиграем в «Магазин игрушек»?Распределение ролей.

Выбираем продавца, кассира, остальные – покупатели.

Игровые проблемные ситуации для развития игры. Нужно привезти новые игрушки в магазин – появляется водитель. Игрушки разгружает грузчик. В магазине нужно убраться – появляется уборщица.

Итог: Как мы играли? Кто, что купил в магазине?

Конспект сюжетно-ролевой игры по мотивам русской народной сказки «Колобок» (для детей средней группы)

Цель: формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде, коммуникативных умений посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

    закреплять ранее полученные знания детей о правилах поведения, общения в сюжетно-ролевой игре;

    формировать умение играть по собственному замыслу, поощрять творческую активность детей в игре;

    закреплять знания и навыки культурного поведения в общественных местах (театр);

    развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе анализа ситуаций;

    развивать диалогическую речь, способствовать обогащению пассивного и активного словарей;

    воспитывать культуру поведения и общения.

Атрибуты к игре: пригласительный билет; костюмы к инсценировке по сказке «Колобок»; маски персонажей игры; детские столы и стульчики, афиша; билеты на спектакль в форме разрезных картинок с изображением колобка, дедушки, бабушки, зайца, медведя, волка, лисы; декорация леса (деревья, грибы, пень, цветы); смайлики в виде колобка.

Словарная работа: афиша, зрительный зал, антракт, незнакомец, правила общения, культура общения.

Методы и приемы: создание игровой обстановки, инсценирование сказки, беседа, выделение проблемной ситуации, моделирование ситуаций общения, элементы мозгового штурма, игра, рефлексия.

Предварительная работа:

    изготовление афиши, билетов;

    чтение сказки «Колобок»;

    рисование по мотивам сказки «Колобок»;

    сюжетно-ролевая игра «Театр»;

    отгадывание загадок про животных;

    рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»;

    занятия по правилам поведения и общения.

Педагогическая разработка плана игры:

    Создание игрового момента с использованием пригласительного билета в театр.

    Просмотр инсценировки сказки.

    Беседа по содержанию сказки.

    Выделение проблемной ситуации.

    Элемент «мозгового штурма» с поиском решения ситуации.

    Распределение игровых ролей с учетом интересов, пожеланий детей.

    Разыгрывание ситуаций общения, предложенных детьми.

    Анализ игры.

    Рефлексия.

Ход сюжетно-ролевой игры:

    Ознакомление детей с планом игры. Педагог-психолог сообщает детям о плане игры: «Ребята, я знаю, что Вы очень любите сказки. Сегодня мы побываем в настоящем театре, где посмотрим спектакль, поразмышляем над его содержанием, поведением главного героя, сами станем участниками сказочной игры».

    Создание воображаемой ситуации. Педагог-психолог показывает детям пригласительный билет: «Ребята, сегодня в адрес нашего детского сада пришел пригласительный билет. Нас с Вами приглашают посетить театр. Но перед тем, как отправиться в театр, нужно вспомнить правила поведения в нем».

Дети озвучивают правила поведения в театре:

Заходить в зрительный зал до начала спектакля.

Во время спектакля не шуметь.

Перед спектаклем выключать мобильные телефоны.

Артистов встречать и провожать аплодисментами.

Проходить к зрительному месту лицом к тем, что уже занял свое место.

Во время антракта можно выйти из зала, посетить буфет.

Совместно с педагогом-психологом дети проходят к воображаемому зрительному залу, где выставлены декорации леса.

Развивающее упражнение «Разрезные картинки». Педагог-психолог сообщает: «На входе в зрительный зал каждый должен предъявить входной билет. Чтобы получить такой билет, Вы должны собрать разрезные картинки из нескольких частей. У каждого из Вас своя разрезная картинка. Картинки нам помогут отгадать, какой же спектакль мы будем смотреть.

Дети собирают разрезные картинки.

Краткая беседа:

Ребята, какие персонажи спектакля у Вас получились? (бабушка, дедушка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса).

Какую же сказку мы будем с Вами смотреть? («Колобок»).

Мы с тобою в домик тихо постучим.

Бабушка накормит, - пироги в печи.

Дедушка расскажет нам про Колобка.

Как его однажды Баба испекла.

Педагог-психолог показывает детям афишу сказки «Колобок», предлагает детям занять места в импровизированном зрительном зале.

Инсценировка сказки «Колобок» (исполняют дети средней группы).

Беседа:

    Ребята, откуда появился Колобок в сказке? (его испекла бабушка).

    С кем встретился в сказке Колобок? (дети перечисляют зверей).

    Что случилось в сказке с Колобком? (его съела лиса).

    Почему так произошло? (колобок не послушался бабушку и дедушку, он общался с незнакомыми зверями, лиса его обманула).

Дети выявляют проблему : Колобок неправильно вел себя с незнакомыми.

Элементы мозгового штурма. Педагог-психолог предлагает детям придумать ситуации общения со зверями, при которых Колобок бы не пострадал.

Предполагаемые ответы детей:

Не уходить без предупреждения взрослых из дома.

Не хвалиться своим поведением перед незнакомыми.

Общаться со зверями вежливо.

Не разговаривать с незнакомыми.

Подружиться со зверями.

Не ходить одному по лесу, по незнакомому месту.

При встрече с незнакомцами позвать на помощь.

Во время обсуждения педагог-психолог уточняет каждый вариант ответа.

    Распределение ролей. Педагог-психолог уточняет желание детей исполнить ту или иную роль. Все роли достаются детям. В процессе игры педагог-психолог исполняет роль координатора и помощника, предлагая к исполнению ситуации из сказки.

    Игра. В ходе игры дети разыгрывают ситуации из сказки:

    общение с бабушкой и дедушкой, где бабушка и дедушка не оставляют без присмотра Колобка, рассказывают ему правила прогулки и общения;

    общение со зверями;

    призыв о помощи;

    приглашение зверей погулять вместе.

    Завершение игры. Педагог-психолог предлагает детям сформулировать правила поведения и общения.

Предполагаемые правила:

    Взрослым не оставлять детей без присмотра.

    Не общаться с незнакомцами.

    Не находиться на улице одному.

    Не доверять незнакомцам.

    При возникновении чрезвычайной ситуации звать на помощь.

Рефлексия: Педагог-психолог предлагает детям выбрать смайлики в виде колобка с тем настроением, которое соответствует настроению детей в игре.

Организация: Детский сад № 80 г. Челябинска

Населенный пункт: г. Челябинск

Программное содержание

Цель: формирование у детей познавательного интереса к профессии врач (доктор), медсестра, пациент, интереса к игровой деятельности, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представление о целостности картины мира и расширение кругозора;

2. Обогащать представление детей о медицинской профессии;

3. Продолжать формировать навыки самообслуживания.

Развивающие:

1. Развивать внимание и целостность восприятия детей обогащать представления детей о профессиях.

2. Формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (доктор, пациент).

3. Побуждать детей обыгрывать сюжет знакомой игры «Больница», используя знакомые медицинские инструменты (игрушечные).

4. Способствовать возникновению ролевого диалога.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к труду взрослых.

2. Формировать бережное отношение к своему здоровью, умение проявлять чуткость, заботу к заболевшему человеку.

Направление: личностно-ориентированное.

Оборудование: костюм доктора, набор для игры в больницу, куклы.

Методы и приемы:

· экскурсия в медицинский кабинет;

· наблюдения;

· чтение сказки «Айболит» К. И. Чуковского;

· рассматривание медицинских игровых инструментов;

· познавательные беседы;

· продуктивная деятельность.

Ситуативный разговор,

Речевая ситуация,

Игра (сюжетные с правилами)

Актуальность: На вопрос: «Кто такой врач?, Что такое больница?» - дети односложно отвечают «делает больно». Малыши еще совсем практически не имеют представления «Что такое работа?» «Что делают на работе?», не говоря уже о понимании названия специальности и трудовых обязанностях. Поэтому очень важно познакомить детей с профессией врач, медсестра рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия, расширять кругозор детей о труде взрослых, применять полученные знания в сюжетно-ролевых играх, жизненных ситуациях, что способствует их связи с социумом.

Принципы деятельности : интеграция образовательных областей – социально-коммуникативная, речевая, двигательная, познавательная.

Практическая значимость: Для укрепления семейных связей провести разговор с ребенком дома о профессии врач, медсестра, пациент.

Планируемые результаты: имеют представление о профессии врач медсестра и своих родителей, знают предметы помощники, ориентируются в социальном мире. Проявляют больше самостоятельности в различных видах деятельности. Знают и понимают правила поведения в общественных местах.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кем работают ваши мама и папа?

Ответы детей.

У Таси мама работает врачем! (воспитатель поясняет, что врача называют еще доктором).

Воспитатель: А что делает врач?

Ответы детей.

Мы сегодня с вами поиграем в игру «Больница». Посмотрите к нам сегодня пришел в гости врач. Давайте вместе поздороваемся с ним, для этого нам нужно встать в круг. (Встаем все в круг, врач по очереди называет имя каждого ребенка и говорит «Здравствуй имя»)

Врач: Ребята, а вы знаете, что означает слово «Здравствуй»?

«Здравствуй» это когда мы желаем друг другу здоровья.

Как вы думаете, зачем нам здоровье?

Ответы детей.

Врач: Какие вы молодцы, без здоровья нам нельзя, мы будем болеть и не сможем играть, гулять, общаться с друзьями.

Как же можно сберечь свое здоровье?

Ответы детей.

Врач: И правда, нужно кушать здоровую пищу, заниматься спортом и т. д. А если все же заболел человек, что ему нужно сделать?

Ответы детей.

Врач: Конечно, ему необходимо обратиться в больницу к врачу.

Воспитатель:

Если кто-то не здоров,

Вызывают ….. (докторов).

Погоди, малыш, не плач!

Прописал лекарство… (врач).

Врач: А давай мы проведем с вами фикультминутку

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания - руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания - руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

Воспитатель: Кто же у нас сегодня будет в роли врача? (выбрали мальчика) А помощника врачу, медицинскую сестру? (выбрали девочку) А остальные ребятки будут пациентами. Сегодня у нас медицинский осмотр в больнице.

Ребята занимают свои места. Врач и медсестра садятся за стол, пациенты на стульчики. Врач садится на стул.

Воспитатель: Не забывайте, в больнице должно быть тихо, не шумите, не мешайте доктору лечить больных детей. Диалог доктора и больного строится следующим образом:

Д.: Здравствуйте, как вас зовут?

Б.: Здоровается, называет свое имя.

Д.: Что у вас болит?

Б.: Говорит, что у него болит.

Медсестра записывает и помогает врачу.

Далее врач приступает к осмотру. Больной благодарит доктора, прощается, выходит. Заходит следующий пациент. Игра продолжается. После 2-3 пациентов, предлагается поменять роль доктора. (Воспитатель помогает и участвует в игре).

Заключение

Воспитатель: Молодцы, ребята, провели осмотр, все здоровы, медсестра прописала витамины! Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли?

Дети: в больницу

Воспитатель: Правильно!

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье -

Он больше всех бывает рад.

Ребята очень активно и дружно принимали участие в игре. После совместной игры с воспитателем дети проигрывают игру с куклами.

Литература:

1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.: Педагогика, 2000

2. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии, 1961 -№ 2- с. 62-76

3. Зворыгина Е.В., Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988

4. Зворыгина Е.В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования СЮРИ// дошкольное воспитание. 1989 № 5 с. 31-40

5. Эльконин Д.В. «Психология игры. 2-е издание. – М.: ВЛАДОС, 1999

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

МБДОУ№3 детский сад "Умка", структурное подразделение детский сад "Золотой ключик"

Курс профессиональной переподготовки "Педагог дошкольного образования"

Дисциплина "Игровые технологии в работе с дошкольниками"

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Конспекты сюжетно-ролевых игр

Выполнил

Надежда Ефимовна

Новосибирск

Дидактическая игра "Кто нас лечит"

Конспект сюжетно-ролевой игры

Предварительная работа

Конспект сюжетно-ролевой игры "Экскурсия в библиотеку"

Дидактическая игра " Кто нас лечит "

Цель: рассказать детям о том, какую помощь оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка. Воспитывать умение сотрудничать, благодарить за внимание и заботу.

Игровые задания: вылечить больного.

Правила игры: подражать медработникам, сочувственно относиться к больным.

Материал: сюжетные картинки, изображающие медработников в аптеке, больнице, поликлинике, на "скорой помощи", Доктор Айболит, куклы, зверюшки, предметы для лечения больных и ухода за ними.

Ход игры: на столах одних детей аптека, других- поликлиника, третьих- больница, четвертых- "скорая помощь".

Короткой сценкой "Доктор Айболит лечит больных" вызываем интерес детей к игре. Оказывается на прием к нему стремятся все заболевшие зверюшки, куклы и даже поломанные машины. Айболит не успевает всем помочь, обращается к детям. Дети с удовольствием откликаются: ведут больного в поликлинику, по назначению Айболита покупают в аптеке лекарства, ведут тяжело больного в больницу. Другие выступают в роли врачей, медсестер, фармацевтов и оказывают необходимую помощь. Айболит дает советы, помогает, утешает больных, радуется старательности, сочувствию детей к больным. Наконец, все выздоровели, радуются, благодарят заботливых детей.

(младшая группа)

" Профессии "

Цель:

1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.

3. Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.

4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Предварительная работа

* беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома "Профессии";

* загадывание загадок, заучивание стихов о профессии, об игре;

* экскурсия на кухню, медицинский кабинет;

* чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки "Колобок", "Лиса и Заяц", "Петушок с семьей" Ушинского, "Маша-растеряша" Воронковой, "Как мы ездили в зоологический сад" Житкова, "Как Маша стала большой" Пермяк, "Поросенок Петр и магазин" Петрушевской, "Игрушки" А.Барто, "Айболит" К.Чуковского, "Мойдодыр";

* пальчиковые игры, словесная игра "Угадайте, какая профессия у человека";

Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевым играм "Дочки-матери" , "Магазин", "Больница", "Парикмахерская"

Ход игры

Небольшая беседа в раздевалке.

Воспитатель. Какие профессии вы знаете?

(Ответы детей.)

Воспитатель.

Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, окончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда? А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? На чем поедем?

Дети предлагают (один из трёх вариантов выбирают дети):

- на поезде

Воспитатель: Чтобы поезд поехал, постучите по колесам. Какие колеса? С уголками? (Нет, круглые, без уголков.) Завертелись круглые колеса (движение руками, согнутыми в локтях), погудели у-у-у, пошипели, пар выходит ш-ш-ш. Паровоз говорит "убегу", а вагоны отвечают "догоню".

Звучит музыка, дети поют:

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чух-чух-чух - гудит паровоз,

Далеко-далеко ребят он повез.

- на самолете

На самолете полетим.

Качайте шины самолета - ш-ш-ш.

Наливайте в баки керосин - с-с-с.

Заводите моторы - д-д-д.

Полетели самолеты!

Звучит музыка, дети летят и поют:

Самолет летит, самолет гудит,

Приземлился и молчит.

- на машине

Открывайте бак - чи-чик-чик.

Наливайте бензин - с-с-с.

Закрывайте бак - чик-чик-чик.

Мы качаем, мы качаем,

Воздух в шины надуваем.

Проверяем каждый раз

И аварий нет у нас.

Пассажиры, торопитесь,

По два рядышком садитесь.

За рулем сидит шофер,

Смотрит он на светофор.

Светит красный светофор:

Нет проезда - стой шофер.

Светит желтый - значит жди,

Свет зеленый впереди.

Шофер нажимает на педаль

И машина мчится вдаль.

Звучит музыка, дети поют:

Машина, машина идет, гудит,

В машине, в машине шофер сидит.

Вот поле, вот речка, вот лес густой,

Водитель приехал, машина стой!

Би-би-би. сюжетный ролевой игра дидактический

Воспитатель. Вот и наш волшебный городок. Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать? А где можно поработать, давайте посмотрим.

Здесь у нас " Магазин " .

Продавцы товары знают!

Даром время не теряют,

Это их привычный труд!"

А вот здесь у нас " Салон красоты " .

Мастер сделает прическу,

Феном, щеткой и расческой,

Пышно локоны завьет,

Челку щеткою взобьет.

Все в его руках горит -

Они изменит внешний вид!

Воспитатель . Посмотрите, а что это за красный крест? Что там находится?

Правильно, " Больница "

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плач

Ведь тебе поможет врач!

А вот здесь у нас живут

Куклы, зайцы, мишки,

Ждут, когда к ним придут

Мамочки-малышки!

Воспитатель. Как много интересного у нас в городке

Мы в профессии играем,

По душе их выбираем.

И мечтаем поскорее,

Мамы с папой стать взрослее,

Чтобы не просто так мечтать,

Кем сегодня хочешь стать? (ответы детей кто кем будет)

Игра начинается

Воспитатель . Строим кроватки, стул, кран для мытья рук, накрываем стол. Кубики носим по одному, никому не мешая. Доктор, парикмахер и продавец идут на свою работу. А остальные ребятки заботятся о своих детках. (Помогаю развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогаю реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.)

Проходит определенное время игры.

Воспитатель. В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился. Закрывается " Больница " , " Парикмахерская " , " Магазин " . Все убираем на место.

С детьми, которые уже убрали все на место, провожу пальчиковые игры:

1. Пальчик о пальчик

Стук-стук-стук (2 раза)

Дружно вместе

Хлопаем в ладоши (2 раза)

Как пружиночки мы пляшем,

Как мячики поскачем (2 раза)

Пляшут ручки, пляшут красиво,

Завертелись, закружились,

А потом остановились.

2. Ладушки-ладушки,

Где были? У бабушки!

Собраны в морщины,

А у бабушки ладоши -

Добрые-предобрые.

Все работали ладоши

Долгими годами.

Пахнут теплые ладоши

Щами, пирогами.

По кудрям тебя погладят

Добрые ладоши.

И с любой печалью сладят

Теплые ладоши.

Ладушки-ладушки,

Где были? У бабушки!

3. Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

4. Точка, точка,

Два крючочка.

Носик, ротик, оборотик.

Палка, палка,

Скалка, скалка.

Огуречик - вот и вышел человечек

Воспитатель. Все ребятки справились, скажите, кем сегодня ты был, Ваня? Как ты заботился о своем сыночке? Куда с ним ходил? Даша, а ты чем кормила свою дочку? Юля, на какую кроватку ты спать положила доченьку? Каким доктором был Кирилл? Парикмахер? Продавец?

Воспитатель . Молодцы, сегодня все были добрыми, внимательными, заботливыми.

Вместе с детьми.

Мы ссорились, мирились,

И спорили порой.

Но очень подружились

За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,

Кончается игра.

А дружба не кончается!

Ура! Ура! Ура!

Воспитатель. Чтобы побыстрее вернуться в детский сад, полетим на самолете. Дети "летят" в раздевальную комнату. Игра окончена.

Конспект сюжетно-ролевой игры " Экскурсия в библиотеку "

для детей старшей группы

" Экскурсия в библиотеку "

Цели:

Формировать умение самостоятельно распределять роли;

Показать социальную значимость библиотек;

Расширить представление о работнике библиотеки;

Закреплять правила поведения в общественном месте.

Оборудование:

Билеты, деньги сделанные детьми; книги, расставленные на полках; карточки читателя.

Ход игры:

Ребята у нас в городе открылась библиотека. Давайте мы отправимся туда на экскурсию. Чтобы отправиться, в город нам нужен автобус, давайте его построим. (Дети строят из стульев автобус).

А теперь нам нужен шофер, который поведет наш автобус. (Дети самостоятельно выбирают шофера).

Так же нам нужен кондуктор, он будет продавать билеты. (Выбирается кондуктор, остальные дети пассажиры).

Итак, уважаемые пассажиры, покупайте билеты и занимайте место в автобусе. (Дети занимают места и автобус отправляется в путь).

Вот мы и в городе, но библиотека еще закрыта и у нас есть время сходить в парикмахерскую, аптеку, столовую, кому куда нужно. Встречаемся у библиотеки. (Дети расходятся по зонам, сами распределяют роли, воспитатель по необходимости помогает).

Внимание, заканчиваем свои дела и подходим все в назначенное место (все дети подходят к библиотеке, роль библиотекаря в первой игре воспитатель может взять на себя).

Ребята, это библиотека. Здесь хранится очень много интересных книг, журналов, газет. Все эти книги хранит и отвечает за них библиотекарь. Он выдает книги посетителям, записывает название книги и специальный номер, который имеет каждая книга в карточку читателя (воспитатель показывает образец). После того как читатель прочтет книгу, он должен вернуть ее обратно.

В библиотеке есть читальный зал. Он нужен для того чтобы читать книги которые находятся в архиве. Это очень ценные книги, часто они находятся только в одном экземпляре и библиотекарь не может разрешить брать их с собой домой.

Напомню, что в читальном зале шуметь нельзя, вести себя нужно очень тихо, чтобы не мешать другим.

А теперь давайте пройдем к полкам с книгами и посмотрим, сколько здесь разных интересных книг (дети рассматривают книги).

До отправки автобуса у нас еще есть время, давайте попросим библиотекаря дать нам из архива самые интересные книги и пройдем в читальный зал с ними(дети проходят за столы рассматривают книги).

Наш автобус скоро отправляется, сдаем все книги библиотекарю. А кто хочет взять с собой книгу, выбирайте на полках и подходите к библиотекарю, он заведет на вас карточку читателя и запишет название книги, которую вы взяли.

Дети выбирают книги встают в очередь, записываются, благодарят и идут к автобусу. Кондуктор продает билеты, ребята занимают места. Автобус трогается.

Итог игры:

Вам понравилась, ребята, экскурсия в библиотеку?

Что нового вы узнали во время экскурсии?

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры. Методика организации игры в старшей и подготовительной группах.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Теоретические основы сюжетно-ролевой игры как средства всестороннего развития ребёнка. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры, руководство игрой. Особенности и развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного и школьного детства.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2010

    Традиционные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх. Педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей.

    дипломная работа , добавлен 13.09.2012

    Сюжетно-ролевая игра как школа произвольного поведения. Изучение роли сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей среднего дошкольного возраста. Анализ методической и практической работы по развитию воли у дошкольников в средней группе детского сада.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2013

    Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей. Сюжетно–ролевая игра и ее роль в развитии речи. Классификация и структура ролевых игр. Формирование речи у дошкольников в сюжетно–ролевой игре. Анализ экспериментальных данных.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2008

    Структура и этапы развития сюжетно-ролевой игры. Духовные и физические силы ребенка. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2012

    Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Предпосылки к возникновению ролевой игры внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста. Развитие сюжетно-ролевой игры, ее структура и характер. Руководство сюжетно-ролевыми играми.

    реферат , добавлен 07.01.2017

    Теоретические основы руководства сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. Понятие "сюжетно-ролевая игра". Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. Методы, используемые в руководстве сюжетно-ролевой игрой.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2016

    Сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте: понятие, этапы, структура, особенности, принципы организации. Практические аспекты организации сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2014

    Определение показателей сформированности игрового взаимодействия старших дошкольников. Формирование взаимоотношений детей посредством сюжетно-ролевых игр. Эффективность влияния сюжетно-ролевых игр на социально-нравственное развитие дошкольников.

Игра — это ведущий вид деятельности младшего школьника. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера. В начальной школе игра является главным способом получения ребенком социального опыта. Ведущая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым и деловым играм. Их форма проведения предполагает импровизированное разыгрывание определенной ситуации. Причем, в большинстве случаев, ребенок в ходе данных игр выполняет роли взрослого человека. Зачем нужно проводить ролевые и деловые игры в начальной школе? Какие ролевые игры можно проводить в начальной школе?

Включаясь в такую деятельность, школьникам приходится:

  • выполнять различные социальные роли;
  • выражать разные гражданские позиции;
  • организовывать или влиять на поступки других участников;
  • устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты;
  • решать возникшие по ходу игры конфликтные ситуации.

В процессе игры устанавливается непринужденная обстановка. Ее органичный ход включает естественное командование и подчинение, которое дети не воспринимают агрессивно.

Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений

Общение в игре спонтанное, школьникам приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:

  • готовность к сотрудничеству;
  • толерантность;
  • терпимость к чужому мнению;
  • умение вести диалог;
  • умение находить компромиссное решение.

В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести .

Психическое развитие детей

Огромную роль имеет игровая деятельность для процесса психического развития детей. Немаловажное значение имеет и эмоциональная составляющая игрового процесса, ведь самый яркий след в нашей памяти оставляют именно те события, которые задевают наши чувства, вызывают сильную душевную реакцию.

Таким образом, игровая деятельность дает возможность ребенку приобрести бесценный собственный жизненный опыт в максимально комфортных для него условиях. Ее можно назвать творческой лабораторией самообразования, «школой жизни» для ребенка.

Суть и структура сюжетно-ролевой и деловой игры

Сюжетно-ролевые и деловые игры имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в проведении таких игр — дать возможность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений.

Младшие школьники уже имеют представление о том, как именно ведут себя взрослые в схожих ситуациях. Поэтому, несмотря на предлагаемую свободу действий, в большинстве случаев дети пытаются копировать их поведение. Задание организатора игры состоит в том, чтобы подталкивать ребят к поиску своих вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем.

Структура этого типа игры довольно противоречива. С одной стороны, в процессе игры ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно. С другой стороны, ход игры строго регламентируется:

  • определен круг ролей, которые должны играть школьники;
  • указаны условия и обстановка, в которой происходят воображаемые события;
  • описаны правила игры, которые необходимо выполнять;
  • существуют моральные и этические установки, которые обязаны использовать участники.

Что такое ролевая игра?

Ролевые игры — это всегда игра «во что-то» или «в кого-то». Основа такой игры заключается в содержании ролей, которые дети должны «примерить» на себя. Возможны такие разновидности ролей:

  • конкретных взрослых или детей;
  • представителя определенного типа профессий;
  • семейные роли;
  • этнографические;
  • роли сказочных или литературных героев.

Каждый ребенок должен исполнять свою роль только в рамках игрового действия, которое может быть направлено на:

  • предметное воссоздание содержания деятельности;
  • выстраивание системы отношений между людьми в ходе деятельности.

Виды ролевых игр в начальной школе

Отличительным свойством ролевой и деловой игры является наличие сюжета. Можно использовать такие разновидности сюжетов:

  • созидательные;
  • связанные с профессией;
  • связанные с открытием;
  • маршрутные, т.е. путешествия;
  • связанные с искусством;
  • военизированные;
  • сказочные;
  • фантастические.

Включение детей в сюжетно-ролевую или деловую игру позволяет им выйти за рамки своего контекста деятельности, реализовать потребность в межличностном общении и овладеть необходимыми ключевыми компетентностями.

Примеры использования сюжетно-ролевых и деловых игр в начальной школе

Рассмотрим на примерах, какие ролевые игры можно провести с младшими школьниками. Начнем с тех игр, где предлагается выполнять роль детей. Ценность таких игр в том, что ребятам дается возможность опробовать различные варианты, проиграть несколько моделей поведения и на основе этого определить наиболее оптимальный и правильный.

Игра «Планета друзей»

Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

  • Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
  • Составить правила совместного проживания на планете.
  • Описать, какие события происходят на планете.
  • Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.

«А вдруг?» Ольга Тихомирова

После того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.

В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.

Школьникам нужно описать:

  • какую ситуацию они проиграли;
  • какую тему затронули;
  • как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.

Дети должны высказать и закрепить правила общения в классе. Можно выбрать группу детей, которые запишут и оформят эти правила, а потом прикрепить их в классном уголке.

Больше всего интерес у детей вызывают, конечно же, игры, в которых они исполняют роль взрослых. Возможны такие варианты.

Игра «Зоопарк»

Для проведения такой игры понадобиться подготовить большое количество инвентаря:

  • фигурки различных животных;
  • материал для постройки вольеров (может быть использован строительный конструктор или картонные коробки);
  • природный материал для создания эффекта парка;
  • кассовые билеты.

Детей необходимо разделить на несколько групп и отдельно выбрать директора зоопарка и кассира. Смысл игры состоит в построении зоопарка и организации экскурсии по нему.

Сначала каждой группе предстоит выбрать животного, за которым они должны ухаживать. Можно это сделать в произвольном порядке, по жребию или предложить отгадать загадки.

Пока происходит это действие, директор зоопарка должен продумать место расположения каждого вольера и нарисовать схематическую карту. После распределения групп он выдает каждой из них строительный материал. В то время, пока группы возводят вольеры, директору предстоит красиво оформить карту зоопарка и наметить маршрут экскурсии по нему.

Основная часть игры заключается в том, что дети должны не просто поселить животное в вольер, а обеспечить ему уход. Ребятам предлагается найти информацию как нужно кормить их зверя, какие создать для него условия. На это можно отвести два-три дня и продолжить игру после того, как школьники подготовятся.

Всю информацию, которую детям удастся собрать, необходимо будет озвучивать во время виртуальной экскурсии. Для этого в каждой группе выбирается свой гид. Остальные дети покупают билеты в кассе и отправляются на прогулку в зоопарк. Двигаются по зоопарку все одной группой и возле каждого вольера слушают о том, кто здесь живет.

Такая игра может быть использована на занятиях экологической направленности. В ходе игры дети познакомятся с правилами поведения в зоопарке и узнают много информации о редких животных.

На мероприятиях, посвященных изучению Правил дорожного движения можно проводить ролевые игры «Дорожное движение», «Я иду домой», «Мы на пешеходном переходе» и т.д.

Игра «Журналисты»

Сначала объявляется название и тематическая особенность журнала. Среди учащихся класса выбирается главный редактор. Он может быть назначен или определен путем голосования всех членов коллектива.

Также нужно рассказать детям о том, что в редакции журнала существуют несколько тематических отделов и объяснить особенности работы каждого из них. Школьники должны подумать, в каком отделе им будет интереснее работать. Распределение по отделам можно также провести в виде полноценной ролевой игры, когда детям нужно написать заявление на работу, пройти собеседование и получить приказ о назначении.

После выполнения всех организационных моментов необходимо приступать к имитации работы редакции. Детям предлагается тема выпуска и каждый отдел должен подготовить материал и подать его в печать. Обязательно должна быть выбрана редколлегия, которая будет проверять соответствие материала теме и требованиям по оформлению.

Результатом проведения такой игры должен стать выпуск печатной продукции. Предлагая детям такую игру, стоить подумать о ее практической значимости. Поэтому тема выпуска должна быть подобрана в соответствии с изучаемой темой на уроках или внеурочном занятии. Изготовленный журнал должен быть использован на итоговом коллективном мероприятии. Причем, недостаточно просто его показать, нужно просмотреть и проанализировать каждую страницу. В конце следует поблагодарить всех работников редакции и, возможно, «выплатить» им зарплату.

Тематика подобных игр очень разнообразна. Можно предложить детям поработать на кондитерской фабрике, в пиццерии, в парикмахерской, в магазине, поликлинике или на почте. С помощью данных игр школьники поймут особенности каждой профессии.

Примеры игр на уроках в начальных классах

Математика

Сюжетные игры на профессиональную тематику могут быть и не такие сложные, а воспроизводить только отдельные элементы трудовой деятельности. Например, на уроке математики можно предложить детям поиграть в игру «Рыбаки». Они получают удочки, имитируют насаживание наживки и забрасывают крючок «в воду». По очереди школьники вылавливают рыбок, на которых написаны примеры. После удачного улова нужно выполнить полученное задание.

Русский язык

Еще один пример использования деловой игры на уроке русского языка. Это игра «Почтальон». В класс заходит почтальон и сообщает, что у него есть письма для учеников класса. Дети получают письма (можно воспроизвести ситуацию получения заказного письма). Потом школьники вскрывают конверты и достают карточки с заданием для самостоятельной работы.

Приглашаем сказочного героя

Детям нравится принимать участие в играх со сказочным или фантастическим сюжетом. Самый простой способ использования подобных игр — приглашение в класс сказочного героя, который предлагает ребятам выполнить его задания. Например, Незнайка может попросить научить его придумывать стихотворения. Красная Шапочка может раздавать школьникам пирожки, на которых написаны задания (слова с пропущенными буквами, термины, значение которых нужно объяснить и т.д.).

Драматизация

Есть и более сложный вариант проведения таких игр. Например, игра «Снимаем сказку». Детям нужно познакомиться со сценарием, распределить роли, подготовить костюмы и декорации. Следует дать время на репетиции.

Цель такой игры не в простой инсценизации сюжета сказки, а в анализе ее морального аспекта. После постановки учитель должен предложить школьникам обсудить, как ребята чувствовали себя в роли своих героев. Акцент нужно сделать на тех поступках, от которых дети испытывали неловкость, считают их несправедливыми. Такая беседа заканчивается формулированием правильных норм и моделей поведения.

Сюжетно-ролевые и деловые игры обладают огромным потенциалом по формированию у младших школьников готовности к самостоятельной деятельности в реальной жизни. Их использование в начальной школе позволяет увлечь детей, способствовать их развитию, раскрытию талантов и индивидуальных качеств.

1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).

2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:

    воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;

    трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;

    использование художественного слова и художественной деятельности;

    развитие речи и активизация словаря.

3. Методические приёмы по руководству игрой.

Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.

    Подготовка материала к данной игре.

5. Подготовка воспитателя к данной игре:

    изучение методической литературы;

    составление плана игры, конспекта;

    приготовление атрибутов детьми с родителями.

Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.

6. Деятельность детей в игре.

Распределение по игровым группам. Перечень правил о каждой игре.

7. Ход игры.

8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.

«Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов»

Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.

Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.

Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

Проведение экскурсии по теме игры.

Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).

Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.

Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.

Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

Совместная с детьми игра.

Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

Постановка проблемных игровых задач.

Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.

Рассказ воспитателя об играх другой группы.

Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.

Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.

Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.

Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.

Составление с детьми альбома по тематике игры.

Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.

Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).

Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.

Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

«Структура конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками»

1. Тема игры.

2. Цель игры.

3. Задачи игры (примерные) :

Сделать игру интересной и привлекательной для дошкольников за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.

Развивать умение сюжетосложения.

Развивать умение распределять роли и действовать согласно им.

Развивать умение входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствие с ней, создавать необходимые постройки.

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.

4. Игровое оборудование.

5. Ход игры:

Организационный момент (рассматривание картинки, постройка нужной модели из стульев, строительных материалов и распределение ролей).

Развитие сюжета игры (куда, зачем, что для этого делаем, ролевые действия детей и т.д.)

6. Подведение итогов игры (проводит воспитатель).

Вам понравилась игра? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё? Что нового вы сегодня узнали?