Методика тюленева метод интеллектуального развития. Павел тюленев или самая загадочная методика


Одаренность детей и разгадка тайны пирамиды управления человечеством и семьей.

В новой работе автора книг, перевернувших педагогику: «Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка» (1995), «Читать - раньше, чем ходить» (1996), «Когда начинать воспитывать будущего президента России?»(1995) и других, раскрываются многие новые открытия и факты, методы преодоления проблем и трудностей в истории создания новых методик интеллектуального развития и движения за раннее развитие детей с 1960 по 2010 год.

Сроки обучения можно сократить в 3-5 раз, а к 17-18 годам получить одно или несколько высших образований, как получили А.Грибоедов, К. Витте и другие, и сделать ребенка одаренным. В линии жизни человека - от младенца до воспитания его гением в области творчества, науки, техники или бизнеса - одарённость занимает ключевую роль. Ключом же к одарённости является развитие интеллекта - общего знаменателя одаренности. Доказано, что каждый ребенок рождается гениальным, но в детских садах и школах одаренность теряется у 99 % детей. Педагоги-новаторы начали раскрывать родителям тайны одаренности с 1969 года. Показано, что дети в России отстают в развитии на 6-7 лет от элиты ряда стран.

Рассмотрено множество направлений поисков методов повышения потенциала ребенка, проверка и апробирование которых началась ещё в 60-е годы и продолжалась в последующие годы начавшегося застоя в науке. В книге раскрыто более 20 научных, педагогических и социально-политических и экономических структур, тормозящих развитие страны через педагогику и образование, формирование новой исторической общности Человека Развитого.

Семейные секреты одаренности и талантов. Книга 5

Многие усилия родителей бывают напрасными, если они не знают некоторых секретов развития способностей своих детей. В книге раскрываются некоторые тайны развития способностей и талантов, которые помогают воспитать Человека Развитого, представляющего собой носителя духовно-нравственной культуры и интеллекта новой исторической общности.

Даются характеристики нескольких десятков педагогических подходов и систем, начиная от основателей религий до современных педагогов, самых известных исторических деятелей и ученых человечества.

В эру новой исторической общности все эти результаты теперь воспроизводимы в системе МИР ребенка. Даются конкретные рекомендации, которые позволяют получить феноменальные результаты развития ребенка, превосходящие всё, что было известно до сих пор.

Стать педагогическим гением для своего ребенка. Книга 6

Каждому родителю можно и необходимо стать педагогическим гением для своего ребенка.

Традиционное образование отнимает от 30 до 70 миллионов рублей у каждой семьи, не давая развиться генетически обусловленному потенциалу ребенка и поэтому родителям необходимо стать педагогическими гениями и вернуть эти средства в семью.

На извечный вопрос «Кто виноват?» педагоги новаторы ответили ещё в начале 70-х годов: виновата система образования, которая на несколько лет задерживает развитие детей. Виноваты те, кто искусственно навязывает и использует устаревшие и неэффективные методы обучения. Знать о том, кто и как препятствует развитию и воспитанию детей необходимо для того, чтобы стать педагогическим гением для своего ребенка.

Автор отвечает на вопрос: «Что делать?». Созданы новые методики воспитания, которые дают избежать ошибок педагогов и каждому родителю стать педагогическим гением для своего ребенка. Это означает, что теперь родители смогут самостоятельно, вопреки специально создаваемым препятствиям развивать и воспитывать детей одаренными, здоровыми и социально адаптированными, способными успешно решать любые сложные задачи возникающие перед семьёй, а значит и страной. Для этого достаточно познакомиться с идеями и достижениями системы «МИР ребенка».

Как перейти в новую историческую общность всей семьёй, домом, всем поселком, областью, страной?

Даются конкретные рекомендации, которые позволяют получить феноменальные результаты развития ребенка, превосходящие всё, что было известно до сих пор. Эти методы доступны в любой семье и помогают сохранить здоровье и способности ребенка. Они позволяют обойтись без посещения традиционной школы, где, в основном и теряются способности и таланты. Сроки обучения сокращаются в 3-5 раз, а к 17-18 годам получить одно или несколько высших образований, как получили А.Грибоедов, К. Витте и другие.

Показано, что всё множество способностей, талантов, гениальности и духовности сводится к определенным уровням развития и разновидностям ИНТЕЛЛЕКТА. Показано, что дети в России отстают в развитии на 6-7 лет от элиты ряда стран.водятся некоторые принципиально новые понятия, которые находят повседневное применение: траектория оптимального развития способностей, сокращенно ТОРС, а также производное от этой аббревиатуры понятие ТОРСионное поле одаренности в семье и обществе.

Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка

Вы мечтаете иметь способного и здорового ребенка, который будет хорошо учиться в школе, самостоятельно овладеет множеством знаний, умений и скоро станет хорошим помощником в семье? Для этого нужно не упустить первые недели и месяцы жизни малыша.

Автор рассказывает о простых, доступных даже домохозяйке, способах дающих возможность ребенку максимально быстро осваивать окружающий мир, развиваться и стать, если Вы захотите, «вундеркиндом». Получающиеся результаты ошеломляют: без каких-либо специальных занятий дети могут начинать читать одновременно с хождением и «говорением» в возрасте 1-2 года!

В книге впервые в мире приводятся доказательства, что именно такие возможности заложены в любом нормальном ребенке, и родителям надо знать, какая окружающая среда нужна малышу в первые недели, месяцы после рождения.

Месяц жизни новорожденного порою равен годам жизни взрослого человека, поэтому в младенческом возрасте важна каждая мелочь в общении и обучении. Родителям нужно усвоить формулу: «способности — это совокупность мелочей в жизни младенца».

П. В. Тюленев.

В последнее десятилетие очень популярной стала методика раннего развития, предложенная П. В. Тюленевым, — «МИР» (Метод интеллектуального развития ребенка). Последователи Тюленева применяют эту методику во многих сферах воспитания и развития малыша (обучение чтению, музыки, рисованию, иностранным языкам, лидерским качествам). В книгах П. В Тюленева разработана подробнейшая методика воплощения в жизнь идей автора: «Читать раньше, чем ходить», «Считать — раньше, чем ходить», «Знать ноты раньше, чем ходить», «Предпринимать — раньше, чем ходить».

Впервые эта методика раннего развития была представлена миру в конце 80-х гг. XX в. Ее автор пришел к выводу, что чем раньше окружить малыша «пищей для ума», тем выше будет его интеллектуальное развитие. Методика Тюленева позволяет начать заниматься с ребенком-ползунком и продолжить это обучение до возраста выпускника школы. Переходя от книги к книге, родители шаг за шагом будут продвигаться на пути развития ребенка от простейших рекомендаций к сложным. По мнению П. В. Тюленева, каждый родитель может воспитать вундеркинда. Главное — начать работать с малышом по программе «МИР» в 6 — 8 месяцев (есть методика работы с малышом еще до рождения). Автор этой программы предложил методику, основанную на минимальных финансовых и временных затратах: никаких дорогих развивающих игрушек, толстых обучающих фолиантов, изнурительных многочасовых занятий. Тюленев разработал пакет дидактических материалов (карточки для грудничков, магнитная азбука для детей после года), которыми нужно окружить жизненное пространство малыша. Эти предметы должны все время находиться рядом с ребенком. Автор методики считает, что показ таких картинок в раннем возрасте способствует развитию талантов малыша, успешному овладению в дальнейшем любыми знаниями (тема которых отображена на картинках). Тюленев считает, что если родители будут пользоваться его методикой постоянно, то без лишних материальных и временных затрат во время прогулок и домашних игр превратят своего отпрыска в гения. Тюленев утверждает, что младенец в раннем грудничковом возрасте способен без особых усилий запомнить на всю жизнь большой объем информации. Например, несколько иностранных языков, математические формулы, географические карты. Эта способность у малыша сохраняется в первые годы жизни (2—3 года), родители должны интенсивно использовать это время, каждая секунда бодрствования малыша должна быть заполнена полезной развивающей информацией, звуками, образами. Тюленев утверждает, что за 1 ч малыш может совершить 100 «игро-занятий» (просмотреть, повторить, выучить, потрогать, разглядеть карточки, новые книжки, игрушки).

С чего же начать родителям, которых заинтересовала методика «МИР»? Необходимо начать занятия с ребенком еще до его рождения, в утробе матери. Чтение вслух, музыка, специально подобранный изобразительный ряд, общение на иностранных языках. С самого момента рождения малыша необходимо создавать все условия для его развития. Например, разместить на боковинах кровати, стенах полезные картинки. Какие картинки лучше развесить в первые моменты жизни малыша? Тюленев предлагает на первое время ограничиться самыми простыми изображениями: основными геометрическими фигурами, такими как линии, треугольники, четырехугольники, окружности, а также несложными орнаментами, буквами. Такие изображения автор методики назвал опорными. Как создать подобное изображение, если нет возможности приобрести готовый набор материалов от создателя теории «МИР»? Их можно нарисовать на обычном листе бумаги или распечатать на компьютере. Не стоит развешивать перед младенцем слишком много картинок (хотя их количество должно быть достаточным, чтобы малышу некогда было скучать), они должны находиться в поле зрения малыша, быть четкими, простыми. В моменты бодрствования ребенка можно подносить карточки к глазам, сменяя одну другой, не в очень быстром темпе. Когда он проснется в следующий раз и увидит их на стене перед собой, они наверняка заинтересуют его. Количество карточек зависит от уровня развития вашего малыша, его реакций, ваших планов на его будущее.

На 2 — 3-м месяце жизни ребенка можно включать в данный ряд более сложные объекты — картинки с изображением животных, цветов, растений. Можно развесить по стенкам кровати и стенам комнаты (там, где хватает обзора) открытки, изображения букв разных алфавитов, математических символов. Каждый раз, когда вы развешиваете новые карточки, проговаривайте малышу, что на них изображено.

В 4 — 5 месяцев снабдите малыша разнообразными предметами (по составу, форме) и научите его следующей игре: покажите, как падают с его кроватки на пол разные предметы (резиновый мячик, деревянный кубик, пластмассовая пирамидка, кусочек ткани и т. д.). Подобные эксперименты стимулируют полезное любопытство, наблюдательность, исследовательскую жилку. Первые опыты скидывания, проводимые вами, привлекут внимание малыша, заставят его прислушаться, начать двигаться. Тюленев считает, что такая несложная исследовательская игра сделает малыша в будущем любознательным учеником: «Исследовать и действовать — раньше, чем ходить». В 6 — 7 месяцев можно перейти от рассматривания картинок с изображениями к перебиранию карточек. Эти карточки или открытки (на плотном картоне, можно завернуть их в полиэтиленовую пленку) лучше всего вручать малышу сразу после сна или после еды. К концу 1-го года жизни таких зрительных объектов у малыша должно быть около 100 штук, к 2 годам — не меньше 500 штук. Вначале малыш может их рассматривать, затем сортировать по заданной теме. Например, животные, живые и неживые объекты и т. д.

С 7 — 8 месяцев можно приступать к обучению чтению. С этой целью необходимо давать малышу карточки или кубики с буквами, подойдет магнитная азбука. Постоянно подкладывайте буквы в кроватку малышу, время от времени называйте буквы вслух и показывайте их изображение. На время работы с азбукой нужно убирать из кроватки все остальные игрушки, карточки. В течение недели малыш будет перебирать изображение букв, затем уберите все буквы, кроме одной, и несколько раз четко произнесите звук, который она означает. Это могут быть буквы русского, английского или любого другого алфавита. С 6 месяцев рекомендуется также просматривать книжки, картинки в журналах совместно с ребенком. Делать это лучше во время докармливания. Можно показывать цифры, словари, карточки со словами (от 5 до 10 штук). Можно показывать картинки с изображением предметов, а на магнитофоне прокручивать аудиозапись с названием этих слов. Это позволит в дальнейшем без особых усилий расширить словарный запас малыша. Работая с аудиозаписями, необходимо помнить о том, что в комнате не должно быть посторонних звуков. Такую работу лучше проводить в пустой комнате, один на один с ребенком. После еды эта книжка или картинки должны оказаться в руках малыша — для закрепления полученной информации. Этот прием Тюленев назвал «кормлечтение».

В 8 — 9 месяцев, когда малыш будет хорошо ориентироваться среди изображений и в названиях букв, можно приступать к следующему этапу подготовки к раннему чтению. В этом возрасте малыш уверенно ползает, осваивая пространство квартиры. Поиграйте с ним в игру «Принеси букву». Попросите малыша принести карточку или кубик с изображением одной буквы алфавита, затем двух (получается слог) и т. д. Вместе с развитием интеллектуальных способностей малыш будет получать физическую нагрузку, так необходимую еще неокрепшим мышцам. Не забудьте похвалить малыша за каждый успех.

К 10 — 12 месяцам можно переходить к игре «Принеси слово». С 1,5 — 2 лет можно давать в руки малышу печатную машинку (научить основам работы за компьютерной клавиатурой). Слабые пальчики еще неприспособлены к карандашу и ручке, а нажать клавишу со знакомой буквой, соединить буквы в слова на пишущей машинке, по мнению Тюленева, гораздо проще. Делать это нужно не больше 10 — 15 мин. в день. К 2 годам малыш может писать небольшие связные рассказы, вести дневник. Чтобы привлечь малыша к такой игре, нужно установить печатную машинку в любом другом помещении (не в детской) и просить напечатать какое-нибудь слово. Начинать нужно с простых, с повторяющимися буквами, состоящих из одного-двух слогов («мир», «мама», «папа»), в другом месте можно повесить обыкновенную, всем известную кассу букв для первоклассников. Попросите малыша составить какое-нибудь слово, например, чтобы он хотел съесть («яблоко», «конфета», «котлета»), затем можно приступить к составлению целых предложений.

«Вика любит мороженное», «Вика хочет яблоко». К 3 годам малыш будет способен к написанию довольно оригинальных рассказиков, научится излагать свои мысли в письменном виде. С этого же возраста приучайте малыша записывать свои мысли, вести дневник. Отводите на это 10 мин в день, подарите ему красивую тетрадь или специальный дневник, куда он будет вклеивать распечатанные, записанные на компьютере ощущения от прожитого дня. Начните с простеньких писем любимой игрушке, сказочному персонажу, бабушке, живущей далеко от вас. Все время побуждайте малыша к литературному творчеству, пусть придумывает сказки на заданную тему (например, о хлебе, о разбитой чашке, о коте Ваське, который живет дома), сочиняет стихи к праздникам. Рисуйте вместе с ребенком (вырезайте) картинки-иллюстрации к его произведениям, создавайте совместные книжки, зачитывайте вслух Созданное юным автором на семейных ужинах, организуйте еженедельные литературные вечера. Показывайте, что вам интересно творчество маленького писателя.

С 3 — 4 лет ребенка можно знакомить с различными компьютерными программами, например, Corel Draw, 3D-Studio, чуть позже 1С-бухгалтерия, Интернет. Однако Тюленев предупреждает, что компьютер должен стать для ребенка средством развития интеллекта, а не развлечением, простые компьютерные «стрелялки», «бродилки» категорически запрещаются. Шаг за шагом придерживаясь этой методики, по мнению Тюленева, можно научить ребенка читать и писать в раннем возрасте, сделать его успешным пользователем компьютера и подготовить к будущей профессиональной жизни.

Используя методику Тюленева можно сделать из малыша гениального шахматиста. Начинать можно с 1,5 лет. Первую неделю нужно дать малышу шахматную доску и фигурки в качестве исследовательского игрового материала. Затем нужно оставить одну фигуру, доску, назвать фигуру и показать, как она передвигается по шахматной доске.

Потом можно приступать к игре с одной фигурой — «Догони фигуру». Затем ставить на доску две фигуры, три....

В 2,5 — 3 года можно приступать к освоению азов естественных наук. С этой целью можно воспользоваться Периодической системой Менделеева. Разрежьте ее на клеточки-карточки и дайте малышу в качестве опорных образов, сделайте изображение химических элементов привычным для малыша. Называйте по одному химическому элементу в день, находите их в быту (железо, серебро, золото, медь, свинец...). Играйте с малышом в «Сортировку предметов из химических элементов». Другой экземпляр таблицы разложите на ковре, пусть малыш каждый день ползает по ней, непроизвольно запоминая обозначения знаков, их характеристики, месторасположение. Дайте ребенку в руки магнит и расскажите, что он притягивает железные предметы. Пусть малыш отправляется в исследовательскую экспедицию по квартире в поисках железа, одного из элементов таблицы Менделеева. Играть в такую игру нужно не больше 10 — 15 мин в день. Затем можно перейти к другому занятию — рисованию атомов-кружочков. После этого можно провести физическую или химическую физкультминутку. Изобразить броуновское движение (предварительно рассказав и показав, что это такое), можно каждый день показывать малышу какой-нибудь кристалл и лепить его из пластилина, зарисовывать его, или строить из деталей конструктора. Можно создать модель какого-нибудь химического вещества, чтобы малыш запомнил формулу. Например, из папы, мамы и малыша создать Н2О. Кислород (ребенок) встречается с атомами водорода (папой и мамой). Можно придумать сказку о том, как маленький кислород вышел на прогулку, как он потерялся и искал папу и маму. Если вы разбираетесь в химии, то сможете придумать массу историй, много интересных игр, которые позволят малышу просто и легко запомнить массу нужной и полезной информации из этой области. Стандартные догонялки можно превратить в интеллектуальную игру, если назвать играющих химическими элементами, назвать вещество, которое получится в итоге. Можно дурачиться, «растворяя» частицы (разбегаясь в разные стороны), «выпадая в осадок» (падая на пол) при какой-либо химической реакции. Готовя на кухне, показывайте малышу простые опыты, произнося в слух название химических элементов, объясняя химические реакции, например гашение соды уксусом, прокрашивание крахмала йодом, потемнение половинок яблока на воздухе. Сочиняйте с малышом химические сказки, создавайте комиксы о превращении химических элементов в различных соединениях. Сделайте таблицу Периодической системы Менделеева любимой игрушкой, и малыш добьется в будущем значительного успеха в освоении многих естественных наук.

Выходя на улицу с малышом, превращайтесь в путешественников-исследователей. Например, один день играйте в геологов. Расскажите малышу о геологии, покажите минералы, расскажите о них. Попытайтесь найти на улице нечто похожее, принесите домой, рассмотрите, опишите, составьте свою коллекцию минералов. Приобретите готовый набор для кабинета географии, пусть минералы на целую неделю станут главной игрушкой малыша. Через неделю поиграйте в биолога, собирайте на улице растения, рассматривайте насекомых, найдите муравейник и понаблюдайте за ним вместе с ребенком в течение нескольких дней. Расскажите о повадках муравьев, подтвердите это на практике. Составьте карту животных и растений, встречающихся на пути ваших обычных прогулок. Найдите в энциклопедии или других источниках сведения о насекомых, зверях, птицах, растениях, которые вы описали. Через неделю отправляйтесь в какое-нибудь историческое место и поиграйте в историков, посетите музей, расскажите малышу о каком-нибудь известном историческом* персонаже. Прогулка на свежем воздухе обязательно должна иметь интеллектуальную «начинку», давать пищу для ума, развивать наблюдательность малыша, готовить из него будущего исследователя.

С 4 — 5 месяцев малыша можно приучать к музыке, развивать его слух и музыкальные способности. Для этого ребенка нужно снабдить различными предметами и игрушками, издающими звуки. Тюленев рекомендует приобрести простейший музыкальные инструменты (металлофон, бубен, губную гармошку) или синтезатор. Инструменты должны издавать звуки при малейшем движении малыша, слабые еще пальчики нажатием на клавиши могут извлечь из синтезатора интересные звуки. Поняв, для чего нужны эти предметы, юный музыкант с большим удовольствием займется созданием звуков, позже созданием различных музыкальных композиций в часы бодрствования.

Для развития музыкальных способностей ребенка можно играть с ним в различные музыкальные игры, к примеру «Покажи животное». Продемонстрируйте малышу какой-нибудь низкий звук, покажите картинку с изображением медведя и скажите, что это медведь. Покажите другой звук, например, как скачет зайчик, покажите картинку с изображением зайчика, назовите животное. Повторяя несколько дней подряд эти упражнения, вы приучите малыша к этим звукам (Тюленев называет их опорными звуковыми образами). После этого можно приступить к изображению звуков: нарисуйте изображение нотного стана и несколько нот, которые вы показываете малышу (медведь, заяц, комарик). Название каждой ноты напишите большими буквами, показывайте их малышу, проговаривайте вслух и давайте их прослушать. Можно под каждой нотой нарисовать животное, которое они означают.

Спустя несколько дней покажите малышу карточку-ноту, назовите ее и попросите «сыграть» на синтезаторе (другом музыкальном инструменте) названное животное.

В свободное время ребенок будет извлекать разнообразные звуки из синтезатора, если вы узнаете звук (например, медведя), покажите малышу карточку с его изображением или пройдитесь вразвалочку, как топтыгин. Малыш поймет, что вы узнаете звуки, и снова и снова будет извлекать их, чтобы посмотреть на ваши забавные движения. По мнению Тюленева, через несколько лет малыш начнет удивлять вас своими музыкальными талантами. Эту методику Тюленев назвал «Знать ноты — раньше, чем ходить». Для того чтобы закрепить успех и желание творить, устраивайте небольшие концерты, показывайте свое восхищение, радость по поводу его творчества. Для музыкального развития малыша очень полезно пение. Если у родителей хороший голос и слух, то они могут использовать их для музыкального развития малыша. Не умеете петь — найдите профессиональные записи колыбельных, детских, русских народных песен и давайте малышу их прослушивать по несколько раз в день. Когда малыш научится различать на слух ноты и будет знать их изображение, можно попытаться с помощью карточек-нот составлять музыкальные произведения (пусть небольшие музыкальные фразы), которые им будет проигрывать кто-нибудь из старших детей или родителей, владеющих инструментом. Как можно чаще давайте малышу прослушивать мелодичные песни, подбирайте записи, где четко выражен основной музыкальный мотив, почти не слышен оркестр.

К концу 1-го года жизни малыш должен ориентироваться, где, на какой клавише, расположена нота. С этой целью изобразите на плотном листе картона или фанеры часть клавиатуры, пометьте кружочком вначале одну ноту (местоположение ее на клавиатуре), назовите ее. Малыш должен привыкнуть к ее местоположению, затем должен найти ее на настоящем музыкальном инструменте, послушать, как она звучит. Потом следующая нота и т. д. Для закрепления можно играть в «Музыкальные записочки»: родитель чертит нотный стан, на нем одну ноту и просит малыша на настоящем инструменте воспроизвести ноту. Затем они меняются местами: малыш рисует свою ноту, а взрослый воспроизводит ее на инструменте. Если в день отводить 10—15 мин на ежедневные музыкальные занятия, ребенок добьется больших результатов. С 1,5 лет можно приступить к игре по нотам, к этому моменту он должен прекрасно ориентироваться в нотной грамоте, без труда воспроизводя на музыкальном инструменте то, что записано. Заниматься музыкой можно и без инструмента, отправляясь в магазин или на прогулку с малышом, возьмите собой плеер и записи музыкальных произведений, пойте вместе с ребенком, подключайте фантазию, и результаты вас поразят.

И еще несколько советов для тех, кто решил выбрать для себя методику Тюленева «МИР». Все наглядные материалы условно можно разделить на развивающие умственные способности и эстетические. «Научные», развивающие умственные способности карточки лучше давать малышу после утреннего пробуждения, до обеда. Карточки, направленные на развитие эстетического вкуса, разноцветные, красочные, — после обеденного сна. Родители должны помнить, что в первые годы жизни они — главный источник информации для ребенка. Появление папы или мамы перед малышом должно сопровождаться новой информацией, стать новым «научным» открытием. Например, новое слово на карточке, новый музыкальный звук, новая формула, новые сведения о чем-либо. Разговаривая с малышом, доносите информацию четко, медленно проговаривая каждое слово, не сюсюкая. Рассказывайте малышу о своих любимых занятиях, о своей работе, показывайте материалы, с которыми вы работаете, играйте с малышом в вашу работу, рассказывайте все, что знаете сами, что прочитали, чему учились в институте. С одной стороны, перед вами маленький ученый, который ждет от вас новой информации. С другой стороны, перед вами ребенок, а значит, с ним нужно играть. Совместите обучение и игру, серьезное с приятным. Отправляясь в детскую, выберите подходящий момент, чтобы не помешать, свободное время для развивающих игр. Предоставляйте ребенку больше времени для самостоятельных занятий с карточками, музыкальными инструментами, развивающими игрушками. Во время посещений детской, коротких, но частых, обязательно хвалите его, интересуйтесь успехами, повторите ранее изученное. Вместе с малышом играйте в различные игры, превращаясь то в художника, то в математика, то в учителя, то в шахматиста, то в геолога, то в писателя, то в известного исторического персонажа или даже президента. Такие ролевые игры очень полезны для развития малыша. Показав новые образы, давайте малышу время на самостоятельную работу с карточками, музыкальными инструментами, опорными сигналами, наглядными материалами, образов. Вот схема обучения, который вы должны придерживаться: ознакомление — самостоятельное повторение — закрепление усвоенного. Все, что получит ваш малыш в первые месяцы и годы жизни, позже разовьется в мощный талант, позволит вашему малышу превратиться в гения.

Основанная на трудах Шаталова, Макаренко, Никитиных, методика Тюленева позволяет максимально реализовать потенциал ребёнка. Тюленев полагал, что каждому ребёнку дан “ген гениальности”, поэтому задача родителей – с первых же дней жизни ребёнка создавать условия для функционирования этого гена. Благодаря этой методике ребёнок раннего возраста умеет то, что не могут делать дети дошкольного возраста. По мнению Тюленева В.П., для развития ребёнка важна каждая неделя его жизни. Поэтому родителям нельзя терять драгоценное время, — чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем лучше будут результаты. Предназначенная для развития детей с рождения и до18 лет, эта методика показала удивительные результаты. Ещё в 80-х годах 20 века по телевизору шёл репортаж о детях, которые, не умея ходить, отлично читали и считали. Обученные по методике Тюленева, “читающие младенцы”, поразили многих. Ещё большее удивление вызвали дети, закончившие школу в 10 лет и получившие диплом в 14 лет.

Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одну из линий развития ребёнка. Благодаря этой методике ребёнка можно научить чтению, печатанию, музыке, математике, рисованию, развить в ребёнке спортивные, исследовательские таланты. Тюленев считал, что с первых недель жизни младенца важно предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, тем самым заставляя работать его мозг. В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры. следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов. С четырёх месяцев нужно начинать играть в “Игрушкобол” – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов. С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности. С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру “Принеси букву”, а с десяти месяцев – в игру “Покажи букву”, затем — “Назови букву/слог/слово”. С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева.

Плюсы и минусы методики

По мнению педагогов, методика Тюленева является одним из самых необычных открытий двадцатого века. Эта методика позволяет в полной мере подготовить ребёнка к школе, раскрыв его потенциал. Однако педагоги считают, что сделанное ребёнком сознательно осмысливается лишь в младшем школьном возрасте. На более ранних ступенях действия ребёнка носят чаще механический, неосмысленный характер. Поэтому, если несколько месяцев не заниматься с ребёнком по этой методике, то ребёнок быстро забудет всё заученное раннее. Кроме того, не все родители способны понять эту методику и не у всех хватает терпения на каждодневные занятия с малышом.

Методика Тюленева. О других методиках детского развития можно почитать .

Педагог и социолог Тюленев Павел Викторович разработал уникальную методику раннего развития. Основная её идея - "вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным". Свой личный опыт считает вполне успешным: младшая дочка начала читать раньше, чем ходить (в возрасте около года), писать - в полтора года, а первый роман "Миледа" напечатала в возрасте 4 лет 11 месяцев. Старшая дочь закончила школу с золотой медалью; а еще раньше, в 1968 году, в игровой форме ему удалось за короткое время феноменально развить своих младших братьев - подростков 11 - 12 лет, которые фактически стали рекордсменами мира по гимнастике. В 1995-1996 годах была издана его книга «Читать раньше, чем ходить».

Суть методики

Автор считает, что обучение ребенка разнообразным навыкам лучше начать еще до того, пока тот начнет ходить. Для этого необходимо создать ребенку определенную среду. Тюленев предлагает обучить младенца счету, чтению, нотам, рисованию и даже умению руководить раньше, чем ходить.

Обучение по этой развивающей методике нужно начать с самого рождения – с первых дней жизни новорожденного, причем каждая минута бодрствования малыша должна быть направлена на его умственное и физическое развитие. Родители должны представлять ребенку окружающий мир, стимулировать активность и движение, ну и конечно же, постоянно разговаривать с ним как со взрослым (эта методика не приветствует «сюсюканье» с детьми).

Основные принципы методики

Его методика очень строгая и ваш с ребенком день должен быть распланирован по часам. Раннее развитие ребенка до года требует соблюдения некоторых правил:

  • свести к минимуму потери времени впустую младенцем, оно стоит невероятно дорого.
  • создать максимально полезную среду, обеспечить пособиями, обеспечить внимательный подбор игрушек.
  • общение с ребенком должно быть развивающим.
  • все, что демонстрируется ребенку, должно быть озвучено.
  • все, что отвлекает ребенка (телевизор, музыка…) должно быть устранено.

Как применять метод

С рождения до двух месяцев.

Ребенку можно демонстрировать изображения – геометрические фигуры, буквы, орнаменты. Окружающая обстановка должна быть простая, чтобы не отвлекать малыша. Ребенок будет рассматривать картинки, прикрепленные в кроватке, а вы называть, что на них изображено.

С 2 месяцев.

Показывать и называть изображения животных, растений, математических символов, иероглифов, букв, предметов обихода...

С 4 месяцев.

Знакомство с физическими законами – бросайте игрушки разного веса и размера на пол.

С 5 месяцев.

Дать возможность ребенку самостоятельно извлекать звуки из музыкальных инструментов (например, стучать молоточком по ксилофону). Это способствует развитию музыкального слуха.

С 6 месяцев.

Добавьте очередное пособие – открытки. Ребенок должен их рассматривать. К году в распоряжении ребенка должно быть не менее 100 открыток, к двум годам - не менее 500.

С 7 месяцев.

Игры с магнитной азбукой, составление слов. Подпишите предметы интерьера, мебели в квартире (прикрепите к ним таблички с названиями).

С 8 месяцев.

Ежедневно нужно играть с ребенком в игру "Дай букву", малыш должен подать или указать ту букву, которую вы называете.

С полутора лет.

Можно обучить ребенка играть в шахматы.

С двух лет.

Ребенок может составлять слова и короткие предложения из отдельных букв азбуки, печатать их на компьютере.

С трех лет.

Знакомство с профессиями. Научите ребенка писать письма родственникам, героям сказок, игрушкам. Также можно познакомить ребенка с азами журналистики, научить пользоваться видео и фотокамерой.

В этом возрасте прогулки на свежем воздухе тоже должны быть развивающими.

Представьте, что это не прогулки, а путешествия:

Ведите дневники путешествий, которые всегда берите на прогулку. Например:

  • «Путешествие геолога». По маршруту прогулки собирайте интересные камушки, описывайте географические объекты.
  • «Путешествие Дарвина». Нужно переписывать всех животных, птиц и насекомых, увиденных на пути.
  • «Путешествие Мичурина». Собирайте гербарий, потом сделайте альбом с описанием образцов.
  • «Путешествие Петра I». Пересчитывайте и описывайте встречающуюся технику, интересные строения.

Так словарный запас ребенка будет быстро пополняться, появится желание узнать больше о "переписанных" объектах, ребенок захочет прочитать специальную литературу, энциклопедии.

С четырех лет.

Ребенок может сочинять рассказы и сказки, печатать их на компьютере или печатной машинке. .

С четырех - пяти лет.

Нужно организовать доступ ребенка к школьным учебникам. Так дети осваивают программу начальной школы самостоятельно.

Таким образом, раннее развитие ребенка по методу Тюленева позволяет не только развить интеллект, кругозор ребенка, но и закончить школу экстерном, а в последствии и несколько ВУЗов.

Плюсы и минусы

По мнению педагогов, методика Тюленева позволяет в полной мере подготовить ребёнка к школе, раскрыв его потенциал. Однако считают, что сделанное ребёнком сознательно осмысливается лишь в младшем школьном возрасте. На более ранних ступенях развития действия ребёнка носят чаще механический, неосмысленный характер. Поэтому, если несколько месяцев не заниматься с ребёнком по этой методике, то ребёнок быстро забудет всё заученное раннее. Кроме того, не все родители способны понять эту методику и не у всех хватает терпения на каждодневные занятия с малышом.