Пострадавший в дтп не имеет осаго. Что делать, если пострадавший в дтп без страховки

Введение ОСАГО в существенной степени освободило потерпевших в ДТП от тягот, связанных с материальным возмещением вреда. Даже если приходится судиться со страховой компанией о размере ущерба или в связи с нарушением порядка выплаты, в итоге чаще всего средства будут взысканы или ремонт произведён, а обиженный автовладелец получит ощутимую компенсацию в виде неустойки и штрафа. Но несмотря на обязательность страхования, время от времени происходят автопроисшествия с не застраховавшими ответственность автовладельцами. Нередки ситуации, когда недействительность полиса оказывается неожиданностью и для самого страхователя.

Участник ДТП без страховки ОСАГО: причины и ответственность

Определение размера ущерба

Важнейшим этапом при разрешении вопроса о возмещении вреда является определение размера ущерба. Не должны возникать никакие вопросы ни в суде, ни в переговорах с виновником о подлежащей уплате сумме, если потерпевший за свой счёт отремонтирует автомобиль на СТОА с соблюдением нормальных требований к ремонту (на станции дилера для гарантийного автомобиля, на официальной СТОА для негарантийного с обычным качеством и сроками работ). Завышенные требования о месте, условиях, технологии и сроках ремонта не будут удовлетворены судом и не должны оплачиваться виновником добровольно (например, потерпевший потребует заменить детали, подлежащие ремонту, установить более дорогостоящие элементы взамен повреждённых, провести ремонт не у ближайшего официального дилера по месту жительства в г. Туле, а в Москве и т. д.).

Другим способом зафиксировать полученные повреждения и установить стоимость ремонта является оформление предварительного заказ-наряда. Для этого повреждённый автомобиль необходимо направить на СТОА, где его разберут, определят видимые и скрытые повреждения и установят ориентировочную стоимость ремонта. После разборки автомобиля СТОА должна приступить к ремонту. Техстанция может потребовать частичной предоплаты или оплаты требующихся для ремонта узлов и деталей. При отсутствии оплаты ремонт не будет производиться, а автовладельцу выставят счёт за хранение машины. Возместить расходы по оплате счёта можно с виновника, если задержка ремонта произошла по его вине, но дополнительные расходы не нужны никому. Поэтому загонять машину на станцию и разбирать её следует после урегулирования с виновником вопроса о возмещении ущерба или при наличии возможности самостоятельно оплатить ремонт.

Универсальным и наиболее надёжным способом для всех сторон является проведение независимой экспертизы. Отчёт оценщика потребуется также для предъявления иска, если спор перейдёт в судебную стадию. Стоимость экспертизы зависит от места проведения, объёма и характера повреждений, модели автомобиля. Для ориентации можно назвать цифры 7000–10000 руб. Первоначальная экспертиза не определит скрытые повреждения. После разборки машины на СТОА может потребоваться проведение дополнительного осмотра и подготовка дополнения к заключению. Вопрос об оплате оценки должен решаться по согласованию участников ДТП, если они изберут такой способ определения размера ущерба. Как компромиссный вариант, можно провести осмотр транспортного средства с участием техника или эксперта. Возможно, не каждая независимая экспертиза проводит осмотры без составления отчёта, но поискать такую компанию стоит. В этом случае акт осмотра с необходимой фототаблицей обойдётся в 1000–3000 руб., а на основании акта осмотра отчёт о стоимости ремонта может быть составлен в любое время. По общему правилу размер ущерба определяется экспертом на дату ДТП.

Принудительное взыскание

Если виновник не рассчитался на месте и не достигнуто согласие о порядке возмещения и размере ущерба, либо виновник нарушил взятые на себя обязательства или ущерб возмещён не в полном объёме, единственным законным способом остаётся принудительное взыскание. События могут развиваться по нескольким направлениям:

  1. Документы ГИБДД оформлены, но виновник отказывается возместить ущерб. Потерпевший должен обратиться в суд с иском о взыскании ущерба, причинённого в результате ДТП. В таких ситуациях виновник часто может пойти на оспаривание своей вины. Вопрос о виновности будет разрешаться в том же процессе. В зависимости от инициативности и «креативности», виновник может первым обратиться с иском к страховой компании потерпевшего о возмещении вреда, настаивая на его вине, предъявить встречный иск к потерпевшему и его страховщику или заявить свои возражения относительности виновности в причинении ущерба при рассмотрении иска потерпевшего. Предварительно виновник может попытаться обжаловать постановление (определение) ГИБДД. Участнику ДТП следует лично принимать участие в подобных разбирательствах, так как представитель не сможет дать исчерпывающие пояснения об обстоятельствах события.
  2. Документы ГИБДД оформлены, виновник не оспаривает вину, не отказывается возместить ущерб, но и не выплачивает добровольно. Такая ситуация наиболее типична. Виновник не имеет средств для возмещения вреда и просто плывёт по течению. Судебное разбирательство в таких случаях обычно не вызывает затруднений.
  3. Документы ГИБДД оформлены, виновник частично оплатил ущерб и считает, что выплаченной суммы достаточно. Здесь имеет место спор о размере ущерба. Взыскание также производится в исковом порядке, но для подтверждения размера ущерба может потребоваться проведение судебной экспертизы. Суд, скорее всего, назначит экспертизу по ходатайству ответчика, даже если он не представит достаточных доказательств несоответствия заявленных требований реальному ущербу.
  4. Документы ГИБДД не оформлены, имеется письменное согласие виновника о возмещении ущерба (гарантийное письмо, извещение о ДТП и т. п.) или ничего не имеется. Если виновник решит оспаривать виновность в причинении ущерба, характер и объём повреждений, доказать свою позицию потерпевшему будет крайне сложно. «Опытные» виновники могут идти именно по такому пути. В связи с отсутствием полиса ОСАГО упрашивают потерпевшего не вызывать ГИБДД, обещая рассчитаться в течение 1–2 дней. В подтверждение слов выдают расписку с указанием суммы, но без перечня повреждений и описания обстоятельств. После этого сроки выплаты постоянно переносятся. В итоге потерпевший в лучшем случае имеет составленный значительно позднее даты ДТП отчёт оценщика или заказ-наряд, которые не подтверждают время и обстоятельства получения повреждений, и малозначащую расписку. Рассчитывать на положительное решение суда в такой ситуации сложно.

Можно порекомендовать маленькую хитрость при судебном разрешении спора о возмещении ущерба виновником. По заявлению истца ст. 139 ГПК РФ предусмотрена возможность наложения судом мер обеспечения иска, в частности, ареста находящегося у ответчика и принадлежащего ему имущества. Если виновник является собственником автомобиля, участвовавшего в ДТП, и предполагаемый размер ущерб является существенным, при подаче иска следует одновременно ходатайствовать о наложении ареста на автомобиль. Судья с большой степенью вероятности удовлетворит просьбу истца, если сумма иска не будет пренебрежимо мала по сравнению со стоимостью автомобиля виновника. Наложение ареста, во-первых, надёжно обеспечивает исполнение решения суда, а во-вторых, традиционно оказывает заметное психологическое давление на виновника.

Досудебная претензия

Претензионный порядок не является обязательным в отношениях между физическими лицами и на практике не применяется. Если незастрахованный виновник оказался юридическим лицом, предварительная претензия может оказаться полезной для фиксации сроков исполнения обязательств. Организации вряд ли пойдут на подписание соглашения о признании вины и добровольном возмещении вреда, так как такой документ не безупречен с юридической точки зрения.

В претензии должно быть указано (образец ):

  • наименование адресата;
  • данные потерпевшего;
  • наименование «Претензия о возмещении ущерба, причинённого в результате ДТП»;
  • описание события с указанием участников и транспортных средств;
  • предъявляемые требования;
  • сроки для добровольного удовлетворения требований.

К претензии следует прикладывать документы, которых у виновника нет:

  • отчёт оценщика о размере ущерба, заказ-наряд, счёт-фактура за проведённый ремонт;
  • квитанции в подтверждении сопутствующих расходов (оплата услуг оценщика, расходы на эвакуатор, если транспортное средство не может передвигаться и т. д.;
  • ПТС или СР ТС.

Документы ГИБДД можно не прикладывать, так как виновник вправе сам получить их. С момента истечения срока на добровольное удовлетворение требований можно начислять проценты за каждый день просрочки уплаты в соответствии со ст. 395 ГК РФ исходя из ключевой ставки Центробанка. В настоящее время ставка составляет 7,25% годовых. Общий размер процентов будет незначительным, но повышенная неустойка и штраф может быть применён только по отношению к страховщику. При просрочке уплаты виновником - физическим лицом проценты начисляются от даты, установленной соглашением для добровольной выплаты возмещения.

Судебное взыскание

Иск подаётся в мировой суд при сумме требования до 50 000 руб. (ущерб плюс все другие требования, кроме компенсации морального вреда) или в районный суд при больших суммах. Подготовить иск и провести разбирательство можно самостоятельно, если виновник не возражает относительно виновности и размера ущерба. Образец иска с указанием прилагаемых документов приведён . При взыскании ущерба с виновника уплачивается госпошлина в размерах, установленных пп. 1) п. 1 ст. 333.19 НК РФ. В других случаях рекомендуется обратиться за юридической помощью. Привлечение виновника к ответственности за нарушение ПДД не является для суда достаточным доказательством его вины в причинении вреда. Суд в определённых случаях может установить обоюдную вину участников и даже отсутствие связи между нарушением правил дорожного движения и причинением вреда.

После вступления в законную силу решения суда, удовлетворившего требования потерпевшего, следует получить исполнительный лист и передать его в ФССП по месту проживания виновника. Пр отсутствии у должника достаточных для исполнения решения средств на счетах и картах пристав, скорее всего, начнёт удерживать взысканную сумму с зарплаты в размере до 50%. Если на автомобиль виновника был наложен арест, решение может быть исполнено через реализацию машины. На стадии исполнения могут возникнуть многочисленные проблемы, связанные с безденежностью или неофициальной зарплатой виновника.

Видео: что делать потерпевшему при отсутствии у виновника действующего полиса ОСАГО

Отсутствие полиса ОСАГО невыгодно не только виновнику, причинившему в результате ДТП вред, но и потерпевшему, вынужденному вместо оперативного разрешения ситуации в страховой компании заниматься дополнительными переговорами, судебными разбирательствами и исполнительным производством. Добросовестное исполнение обязанности по страхованию ответственности отражает достойное отношение автовладельца к окружающим и самому себе.

Время чтения: 6 минут

По закону, водители не имеют права управлять транспортными средствами без полиса ОСАГО. Но, к сожалению, многие пренебрегают этим правилом. Как результат нередки ситуации, когда происходит ДТП без страховки у одного или даже всех участников аварии. Что делать в таких случаях - далее в материале.

Как действовать при ДТП

В случае дорожного происшествия, в котором не пострадали люди и минимально пострадали машины, у водителей всегда есть возможность решить вопрос прямо на месте. Наличие или отсутствие полиса здесь значения не имеет. Если есть желание рассчитаться по причиненному ущербу без привлечения сторонней помощи, и сумма выплаты устраивает обе стороны, то можно смело прибегать к этому способу.

Правда, все риски возьмет на себя потерпевшая сторона. Если потом окажется, что выплаченной на месте суммы недостаточно, то привлечь виновника ДТП к ответственности уже не удастся.

Чтобы избежать рисков, нужно оформить аварию по всем правилам. Для ситуаций, когда хотя бы одна из сторон конфликта не имеет страхового полиса, требуется вызов на место происшествия сотрудников ГИБДД. Порядок дальнейших действий будет зависеть от того, у кого именно нет страховки.

О том, как правильно вести себя в случае аварии вы сможете прочитать в следующем материале: .

Особенности получения выплат

Когда виновником аварии становится застрахованное лицо, компания, выдавшая полис, покрывает все расходы на возмещение пострадавшей стороне материального ущерба, а также вреда, и . Однако если у одного из участников ДТП нет страховки, и у сторон нет возможности/желания решить вопрос без привлечения ГИБДД, вот тогда начинаются всевозможные трудности.

Так, если полиса не имеет пострадавший в ДТП, который не является его виновником, то это еще полбеды. Максимум, что грозит ему - это административная ответственность, придется оплатить . Возмещение вреда пострадавший водитель все равно получит: либо напрямую от виновника аварии, либо через его страховую фирму.

А вот если без страховки попал в ДТП тот, кто является виновником дорожного происшествия, здесь все обстоит значительно хуже. Во-первых, такому водителю также положен штраф за несоблюдение законодательства в части страхования автогражданской ответственности. Во-вторых, если попал в , нет страховки и виновен, то компенсацию причиненного другому лицу (лицам) вреда придется выплачивать из своего кошелька. А если нет даже , то за свои же деньги нужно будет восстанавливать и собственное авто.

Учитывая размеры расходов, можно смело говорить о том, что понести ущерб в аварии без страховки ОСАГО - это настоящая финансовая катастрофа, избежать которой можно не только аккуратным вождением, но, лучше всего, заблаговременным оформлением полиса.

Если полиса нет у виновника аварии

Важно заметить, что виновник аварии имеет право провести свою независимую экспертизу. Вполне возможно, ее результаты и конечная сумма выплат будут отличаться от сумм, указанных пострадавшим. Данный момент должен впоследствии учесть и потерпевший, и суд.

Если полиса нет у пострадавшего в аварии


Попавший в ДТП без страховки ОСАГО потерпевший находится в несколько более привлекательном положении, чем виновная сторона, ведь его права страхуются законом: ему в любом случае полагается денежное возмещение материального вреда и вреда, причиненного здоровью.

Порядок действий до приезда представителей ГИБДД здесь абсолютно аналогичный. А вот дальнейшая схема поведения будет зависеть от того, есть ли полис у виновной стороны. Если нет, то действовать нужно так, как описано в предыдущем пункте. Если нет страховки ОСАГО при ДТП у потерпевшего, а у виновного есть, то нужно:

  • Подать в страховую фирму виновника случившегося.
  • Дождаться результатов экспертизы.
  • При необходимости провести собственную независимую экспертизу, заранее уведомив о ней виновника аварии и его страховщиков.
  • Если пожелания о размере материального возмещения потерпевшей стороны расходятся с предложениями страховой компании, то первая должна составить досудебную претензию.
  • Если страховая откажется принимать условия, выдвинутые потерпевшим, тот может обратиться в суд.

Так же, как и в случае с незастрахованным виновником аварии, если у пострадавшего в ДТП нет полиса ОСАГО, ему придется платить штраф.

Нерабочая страховка

Нередко случаются ситуации, когда страховка у виновной в дорожном происшествии стороны имеется, но она по какой-то причине недействительна. Рассмотрим наиболее популярные вопросы.

Что делать, если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО?

Сразу отметим, что за пользование фальшивым полисом водителю грозит лишение прав, административная или даже уголовная ответственность и существенный штраф.

Получить деньги с такого автовладельца потерпевший может примерно по той же схеме, что и в случае отсутствия полиса у виновника. Единственное исключение - ему придется сначала подать заявление в (РСА) с просьбой провести экспертизу страховки.

Если РСА подтвердит, что у виновника ДТП , то пострадавшему далее придется самому проводить автоэкспертизу, отправлять в адрес виновной стороны претензию и, скорее всего, обращаться в итоге в суд.

Если же речь идет о так называемом полисе-двойнике, когда на один и тот же страховой номер регистрируется несколько машин, то здесь есть шанс получить-таки компенсацию со страховой фирмы. Наличие такого полиса со всеми подписями и печатями, а также квитанции об уплате госпошлины за его оформление являются вескими основаниями для того, чтобы считать, что данный владелец имеет официальную «автогражданку». Прочие нюансы - это уже проблемы самой страховой фирмы. В дальнейшем, если будет признан факт вины водителя в оформлении двойного полиса, то страховая просто выставит ему встречный иск.

Что делать, если у виновника ДТП просрочена страховка?

Такая ситуация приравнивается к полному отсутствию полиса у водителя, поэтому и порядок действий будет идентичным. Весь груз организационных проблем ляжет на плечи пострадавшей стороны. А вся сумма оплаты - на самого виновника происшествия.

Что делать, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО?

Вариант первый - заключен договор о страховании с неограниченным количеством водителей, допущенных к управлению данной машиной, и у виновника ДТП имеется доверенность на управление данным авто. В этом случае никаких проблем не возникнет. Страховая будет обязана возместить потерпевшему ущерб в полном объеме.

Второй вариант - в страховом соглашении перечислен ограниченный список лиц, в который не входит виновник аварии. При этом у данного лица имеется доверенность на управление машиной. Для начала виновнику аварии полагается штраф. Страховая все равно должна будет возместить ущерб, причиненный данным водителем другим участникам движения. Но после этого фирма имеет полное право инициировать против нерадивого водителя встречный иск, взыскав с него потраченную на страховой случай сумму.

Третий вариант - водитель-виновник ДТП без страховки ОСАГО (не вписан в полис) и не имеет доверенности на управление транспортным средством. Здесь дела плохи. Страховая в таком случае ничего не должна. Деньги с виновника происшествия пострадавшему придется получать самому.

Взыскание ущерба с виновника ДТП: Видео

(4 оценок, среднее: 3,00 из 5)

Страховка ОСАГО - обязательный вид страховки, предусмотренный законодательством. Если такого договора нет, то водитель уже нарушает норму закона. При этом, - умышленное нарушение.

Можно конечно не обращать на это внимания, но если бы не ДТП. Отвертеться здесь не выйдет. Иными словами, штраф за отсутствие страховки платить придется. При этом еще придется возместить ущерб пострадавшей стороны, особенно если водитель стал виновником дорожно-транспортного происшествия.

Говорят, что договор страховки в ОСАГО позволяет сэкономить? Но это далеко не так. Смотрите саму суть: при совершении аварии, водитель - виновник ДТП обязан возместить ущерб, как пострадавшему лицу, так и выплатить энную сумму в пользу государства.

Если вы попали в ДТП без страховки ОСАГО и виноваты, что дальше?

Что будет, если виновный ДТП без страховки ОСАГО? Рассмотрим, какое наказание грозит виновнику.

В нынешнем году полис страхования ОСАГО - приготовил водителям сюрприз. Во-первых, ужесточение ответственности за отсутствие полиса . Такому ужесточению требования, каждому водителю наличие полиса, продиктовано требованиями государства, которое максимально стремиться все разборки между страховыми компаниями и участниками ДТП возложить на компанию и участника аварии. Именно по этой причине, отсутствие ОСАГО превращает езду на автомобиле в проблему.

Первое, что грозит водителю без полиса - штраф . Но, как бы государство не пыталось ужесточить требования наличия страховки, все же встречаются случаи, когда у участников ДТП отсутствует такой документ, что влечет за собой законодательную ответственность. Не смотря на то, что пока строгой фиксации наказания за отсутствие полиса нет, все же взыскания существуют. Основывается оно согласно с ст. 12.3 и ч. 1.2. ст.12.37КоАПРФ.

В соответствии с выбранной статьей наказания, водителю - виновнику ДТП выносится предупреждение или взыскивается штраф, в размере от 500 до 800 рублей .

Виновник ДТП без страховки - самая сложная ситуация. Особенно, когда водитель не признал свою вину. Как вариант в таких ситуациях становится наличие просроченной страховки.

И кто бы, что ни советовал, в случае ДТП, необходимо срочно обратится за помощью в компанию, где ранее была оформлена страховка и самое главное, в первую очередь обратится в ГИБДД, чтоб они оказали помощь в оформлении соответственного документа.

Минус в этом случае - штраф тому участнику, который стал виноватым в аварии. Здесь наказания не избежать. К сожалению, выносится оно по максимуму в соответствии со ст. КоАП РФ ч.1 ст.12.37., это штраф в размере 800 рублей .

Совершил ДТП без страховки и виновен

Совершена авария, а у виновника, нет страхового полиса ОСАГО - это не является причиной отказа от выплаты ущерба пострадавшему лицу. Правда, здесь следует, предупредить участников ДТП от возмещения ущерба и выплаты компенсации прямо на дороге.

Но, а если оба участника дорожно-транспортного происшествия не имеют полиса, то в этом случае, дело по ДТП направляется на рассмотрение в суд. Здесь, нужно потребовать от пострадавшего расписку, текст содержания которой должен быть с зафиксированной определенной сумы выплаты средств, для урегулирования ситуации взамен на дальнейший отказ от судебных разбирательств.

В том случае, когда все участники ДТП не имеют страховки, вопрос выплаты ущерба решается только с решением суда.

Иными словами, стоит отметить, что сегодня, иметь ОСАГО - гарантия возмещения ущерба при любой аварии.

Главное, когда нет страховки у одного из участников ДТП или у обеих сторон, вызвать инспектора ДПС, чтоб зафиксировать факт ее отсутствия. К тому же представитель ГИБДД - еще и свидетель при составлении описи нанесенного ущерба. Все дальнейшие вопросы выплат компенсации решаются только в судебном порядке.

Что делать, если попал в ДТП без страховки, но потерпевший?

В общем так. Попали в аварию, а полис просрочен - будьте готовы к неприятности. Толи виновник толи пострадавший, и тем и другим участникам ДТП придется сразу оплатить штраф. А вот дальше у каждого водителя есть несколько вариантов разрешения ситуации:

  1. Став виновником ДТП - придется выплатить всю сумму пострадавшему. То есть, компенсировать всю сумму из своего кармана. При этом, решение о возмещении ущерба выносит суд с учетом моральной стороны причиненного вреда. Если думаете, что просроченный полис никто не заметит? Это ошибка. Этот факт будет зафиксирован в протоколе представителя ДПС. А сам пострадавший имеет полное право, обратится к независимым экспертам, чтоб провести оценку нанесенного ущерба.
  2. Попав в ДТП, полис просрочен и при этом виновником признан другой водитель, тогда по закону виноватая сторона обязана возместить всю сумму причиненного ущерба, пострадавший всё равно заплатит .

Здесь не мешало бы знать, то, что говорят, если транспорт не в соответствии с установленными нормами и графиком проверки технического состояния автомобиля, то страховая компания может отказать в выплате ущерба, это нарушения договора страховки. Не своевременно пройденный техосмотр не влияет на выплату страховки.

Узнайте больше о том, что делать, если попали в ДТП без страховки, в этом видео:

Привет всем читателям блога сайт.

Сегодня расскажу о том, какие для водителя могут быть последствия в случае, если попал в ДТП без страховки и он виновник происшествия.

Если же вы не виноваты, то вам сюда:

К сожалению, попадание в ДТП – это одно из частых неприятных происшествий и хорошо если водитель имеет полис ОСАГО, тогда последствия полностью или частично берет на себя страховая компания (СК).

Но что если на момент аварии у вас по каким-либо причинам не оказалось действующей страховки, а вы являетесь виновником? Например, она у вас сезонная или просто нет желания тратить на страхование лишние деньги, надеясь на свое водительское мастерство и опыт.

Тогда придется разбираться со всеми последствиями самостоятельно и вот тут автомобилисту нужно ясно себе представлять все предстоящие процедуры, варианты решения проблемы и свои права. Иначе вам могут вменить излишнюю вину, затребовать необоснованно завышенную компенсацию и просто промотать лишние нервы.

Какие последствия и перспективы имеются для водителя-виновника ДТП если у него нет страховки?

Кто определяет виновность участника ДТП?

Итак, по вашей вине произошло ДТП, а у вас нет действующего ОСАГО. Тут многое зависит от характера происшествия. Если в аварии приняли участие три и более транспортных средств (ТС), то это тема отдельной статьи, а мы возьмем классический вариант с двумя участниками.

Вы должны знать, что даже явная видимость вашей вины в происшествии не означает ее фактическую констатацию на все 100%. То есть не нужно сразу объявлять: «я виноват», т. к. это может оказаться не так. Ведь если участники столкновения не являются работниками ГИБДД или автоэкспертами, то точно определить принадлежность виновности или ее степень они вряд ли смогут.

В лучшем случае это будет приблизительная картина событий и опыт показывает, что обычно у каждой стороны она своя, поэтому предварительно-точное заключение может дать только инспектор ДПС, после обследования места аварии.

Именно предварительное заключение, т. к. никакая составленная на месте ДТП документация не определяет виновность, а является лишь официальным основанием для этого.

А кто ее определяет на все 100%? Определяет суд.

Но только в том случае, если предполагаемый виновник не возьмет добровольно всю ответственность на себя. И для этого достаточно лишь добровольно оплатить выписанный инспектором штраф, соответствующий характеру происшествия.

Таким действием предполагаемый виновник переводит себя в разряд установленных, учтите это и если вы не со всем согласны, то с оплатой штрафа повремените до выяснения.

Какие могут быть варианты действий у виновника ДТП?

Общее правило, в случае ДТП и отсутствия у его виновника страховки, предполагает самостоятельное полное возмещение потерпевшей стороне нанесенного ущерба. Это самое главное, но только в том случае, если происшествие не привело к тяжким последствиям для участников столкновения и третьих лиц.

То есть, вариантов два:

  • Исчерпание инцидента в частном порядке на месте происшествия.
  • Решение вопроса официально с привлечением работников ДПС.

В случае, если ДТП не является катастрофическим и технике причинен ущерб малой или средней тяжести, а людям только незначительный вред (небольшие синяки и ссадины, кроме области головы), то инцидент можно исчерпать на месте, без вызова правоохранителей.

В случае тяжелых последствий аварии: сильные повреждения ТС и значительный вред здоровью, а также при несогласии сторон по вопросу виновности или суммы компенсации, необходимо вызывать ДПС, для официального оформления ДТП.

Исчерпание инцидента по ДТП на месте без вызова правоохранителей

Если вы видите, что вина за ДТП с большой долей вероятности ляжет на вас и признаете это, то вышеуказанный вариант будет наилучшим. Но только в том случае, если предполагаемый потерпевший согласен на такое решение и не предъявляет непомерно завышенных требований по части компенсации, которые вы не готовы или не в состоянии выполнить.

Если потерпевший, после предварительного осмотра повреждений, согласен решить вопрос о возмещении с вами самостоятельно, то сделайте видео и фото фиксацию места происшествия, причиненных повреждений и уберите ТС с проезжей части на обочину для более детального обследования.

После оценки повреждений вы должны прийти с потерпевшим к соглашению о сумме возмещения и уплатить ее на месте, взяв финансовую расписку в получении денег с обязательным указанием того, что инцидент полностью исчерпан.

Если же с правильной оценкой ущерба возникли затруднения, то можно отогнать машину на СТО, где это сделают более профессионально. А если нужной суммы на руках нет, то допустимо уплатить ее часть, предоставить какой-либо залог (электроника, съемные или запасные элементы авто и т. п.) и в расписке указать время и место выплаты остальной суммы, не забыв прописать что и в каком состоянии оставляется в залог.

Официальное оформление ДТП и исчерпание инцидента официальным путем

Какие есть плюсы и минусы при подобном развитии событий?

Если частного соглашения по исчерпанию инцидента достигнуть не удалось, то делу будет дан официальный ход, который не обязательно будет для вас более затратный по деньгам, но уж точно времени и нервов он заберет больше.

Основные минусы

Из очевидных минусов, учитывая отсутствие ОСАГО, можно отметить следующие:

  • Обязательный штраф по ОСАГО – вы оплатите 800 руб.
  • Штраф по ДТП – в зависимости от характера нарушения или их совокупности (если они имеются) вам будет выписан штраф по тарифам предусмотренным главой 12 ПДД, содержащей 37 статей для различных правонарушений. Суммы этих штрафов могут быть немалыми. Например, при обнаружении признаков остаточного опьянения, сумма штрафа составит 30 тыс. руб.
  • Дополнительные санкции – кроме штрафов, если это предусмотрено законом, на предполагаемого виновника могут быть наложены санкции такие, как лишение права управления ТС и др.
  • Сумма выплат – при официальном разбирательстве сумма выплат обыкновенно больше, за счет начисления различных дополнительных расходов потерпевшего: на юридическое сопровождение, экспертизу и др. услуги. А если дело дойдет до суда, то возможны выплаты и сверх фактического ущерба.
Единственный плюс

Как видите, минусов предостаточно и большая часть из них довольно серьезны. Ну а плюс для виновника без страховки тут может быть только один – возможность объективного расследования дела и назначение справедливой компенсации.

Помните, как в кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию» Антон Семенович Шпак перечислял убыток: «Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три куртки…».

Ну вот, примерно в таком духе, может озвучить свои претензии потерпевший, а независимая экспертиза даст точные сведения, да и суд может учесть сопутствующие обстоятельства и уменьшить, а не только увеличить сумму заявленной компенсации.

Официальный ход дела – что это означает и что следует учитывать виновнику
Исходные документы

Официальный ход дела не обязательно означает судебный иск. В первую очередь это официальное оформление ДТП для получения документации, которая может далее использоваться в суде.

Данная документация нужна не только потерпевшему, но и виновнику, поэтому желательно взять с места происшествия у инспектора не только справку о ДТП, но и копии других документов: схемы происшествия, протокола об административном правонарушении (если оно выявлено), акта медицинского освидетельствования (если нужен).

Что делать если инспектор явно не прав и отражает в документации неверные факты? В этом случае вы имеете возможность указать в поле для объяснений свою позицию и перечислить нарушения инспектора. Также вы можете вообще отказаться подписывать протокол или написать «не согласен».

Старайтесь все делать письменно, а не словесными оправданиями наподобие «в этом я не виноват, а в этом частично» – ваши сомнения должны быть зафиксированы документально на месте ДТП.

Техническая экспертиза автомобиля потерпевшего

В дальнейшем потерпевший скорее всего будет проводить техническую экспертизу повреждений, на которую в обязательном порядке должен пригласить вас почтовой телеграммой с уведомлением, в которой указано место, дата и время проведения обследования.

При оформлении первичных документов о ДТП точно укажите свой почтовый адрес, т. к. если телеграмма до вас не дойдет по причине отсутствия адресата, это не будет учитываться в вашу пользу.

На экспертизе вам лучше присутствовать и контролировать ее ход. Она будет начата ровно через 30 минут после указанного в телеграмме времени, поэтому постарайтесь не опаздывать. Не забудьте взять себе копию экспертного заключения.

Досудебная претензия от потерпевшего

После экспертизы пострадавшая сторона заказным письмом с уведомлением отправит на ваш адрес пакет документов досудебной претензии. В ней должны быть точно отражены обстоятельства ДТП и перечислены пункты по которым требуется возмещение с итоговой суммой.

Внимательно ознакомьтесь с данным документом, проверьте соответствие содержащейся в нем информации, а в идеале обсудите его с юристом. На ознакомление с данной претензией по закону вы имеете 30 календарных дней. По истечении этого срока на вас будет подан иск в суд.

Если особенных перегибов с суммой возмещения нет, и вы со всем согласны, то лучше на данном этапе оплатить компенсацию и исчерпать инцидент. Если же согласия по предъявленным требованиям или же по всей сути произошедшего у вас нет, то начинайте готовиться к суду.

Судебный иск от потерпевшего

Если вы не согласны с предъявляемыми к вам претензиями, то для суда следует нанять юриста и построить стратегию своей защиты. При явных признаках того, что вы проиграете дело и на вас к основному иску повесят еще и другие выплаты, разумнее всего убедить суд в своей материальной несостоятельности для выплат в полном объеме и ходатайствовать об уменьшении суммы возмещения.

Если для подобного ходатайства есть основания (инвалидность, иждивенцы, факт малообеспеченности семьи и т. п.), то суд обычно идет навстречу и присуждает значительно меньшее (до 50%) возмещение. Но и его вы не обязаны выплачивать сразу и в полном объеме – выплаты можно проводить небольшими ежемесячными перечислениями.

При наличии фактов в вашу пользу, и вашей уверенности, что требования к вам явно завышены, постройте стратегию защиты на этом.

Если в ходе суда действительно вскроются обстоятельства, указывающие на неоправданное завышение исковой компенсации или выяснится, что ваша вина лежит на вас не полностью, то суд может совсем отказать истцу в удовлетворении его иска, с постановлением, что поврежденная машина каждого участника ДТП восстанавливается за личный счет владельца. Или будет присуждено частичное возмещение.

Даже постановление суда, при вашем с ним несогласии, можно обжаловать апелляцией, решения по которой часто бывают существенно объективней.

Важные нюансы для виновной стороны

Может ли участник происшествия отвечать за него без прямого наличия вины?

К сожалению, да, может, хотя это и выглядит на первый взгляд нелогично. Почему такое возможно?

Дело в том, что возмещение причиненного ущерба основывается на нескольких статьях ГКРФ. Базовой тут является статья 1064, описывающая обобщенные принципы ответственности за ущерб имуществу и вред здоровью.

А в качестве дополнения к ней служит статья 1079, устанавливающая ответственность за ущерб и вред деятельности, классифицируемой как повышенная опасность, куда входит весь автотранспорт.

Так вот, именно последняя статья уточняет, что ущерб и вред причиненный вашим авто даже без вашего участия и ведома, возмещать придется вам.

Как это может выглядеть на деле? Наиболее характерный пример: самопроизвольное движение машины, в результате которого кто-то пострадал или кому-то был нанесен ущерб. Или же вы оставили авто с открытой дверью близ детской площадки, а дети, балуясь, случайно привели машину в движение, что имело последствия.

В общем, суть тут ясна: машина – это как, к примеру, оружие, за ненадлежащий надзор по которому наступает ответственность, о чем все прекрасно знают. То же относится ко всем объектам повышенной опасности.

Есть ли случаи, при которых ответственность владельца авто за причиненный ущерб не наступает?

Да, есть и не единичные.

Неодолимая сила

Согласно все той же ст. 1079 владелец автомобиля освобождается от ответственности за причиненный его ТС вред или ущерб, если к делу имеют отношение обстоятельства неодолимой силы.

Что это такое, неодолимая сила? Обычно под этим подразумевается стихия, но это более широкое понятие. Неодолимая сила – это обстоятельства, которые человек не имел возможности предвидеть и что-либо противопоставить им.

Пример? Пожалуйста: ураган подхватил ваше авто и столкнул его с соседней машиной – тут нет виновных и при более тяжелых последствиях подобное классифицируется как несчастный случай.

Неправомерное завладение автотранспортом

При неправомерном завладении транспортом другим лицом, что является временным или постоянным фактом прекращения владения ТС. Например, злоумышленник взломал и угнал ваше авто, а потом сбил на нем человека.

Всю ответственность нести будет он, если не будет доказано ваше соучастие или попустительство при завладении ТС. Так что будьте внимательны – брошенная открытой дверь и ключ в замке зажигания может быть расценено как попустительство с вашей стороны.

Содействие потерпевшего нанесенному ущербу

Еще, если доказано, что вред или ущерб вашей машиной был причинен при активном и явном содействии этому потерпевшего, то вина с вас может быть снята частично или полностью.

Например, какой-то самоубийца выбрал вас и ваш автомобиль своим орудием и намеренно бросился под колеса. В данном случае ответственность наступит не полная – вы будете наказаны за невнимательность к внезапно появившимся препятствиям, но не за неосторожный наезд, что исключает уголовную статью, даже при гибели потерпевшего.

Производственно-наемные отношения

Ну и самое интересное. Если ваш автомобиль является орудием наемного труда, а вы наемный работник (шофер, к примеру), то в случае причинения этим автомобилем ущерба, он покрывается из корпоративных средств работодателя.

Видите, есть справедливый противовес положению, по которому наемный водитель обязан оплачивать штрафы за не продленный работодателем полис ОСАГО.

Но данная норма относится только к случаям нанесения материального ущерба. А если был причинен вред здоровью, тогда вся ответственность ложится на водителя, вне зависимости от принадлежности его транспорта.

Из данной статьи вы уяснили, что если водитель не купил ОСАГО и попал в ДТП как виновник, то лучшим вариантом будет урегулировать вопрос в частном порядке на месте или же с отсроченным платежом. Но если делу был дан официальный ход, то это не означает, что вы обязаны уплачивать все то, что потерпевший требует по своему иску.

Были ли вы когда-нибудь виновником ДТП при отсутствии полиса ОСАГО? Если у вас есть подобный опыт, то расскажите читателям в комментариях о том, как решалась проблема в вашем случае. Если же вам что-то не совсем ясно, то задавайте вопросы и я обязательно на них отвечу.

Видео-бонус: 10 шокирующих увольнений с работы :

Статья подошла к завершению и на сегодня я с вами прощаюсь. Ожидайте следующих публикаций, которые удобно отслеживать при помощи подписки на обновления блога – попробуйте и вы оцените эту полезную функцию. Если данная статья вам понравилась, то жмите кнопки социальных сетей – поделитесь найденной информацией с друзьями, ведь интернет огромен и этим вы поможете отыскать в нем требуемое другим людям.

Далеко не всегда водители заботятся о своевременном оформлении ОСАГО. И если в период без страховки автомобилист попадает в аварию, у него могут возникнуть проблемы с получением возмещения. Не исключено, что даже потерпевшему придется идти в суд.

Читайте в этой статье

Что делать, если попал в аварию без страховки

Мнение, что без ОСАГО ремонтировать поврежденную в ДТП машину и залечивать травмы потерпевшему придется за свой счет, ошибочно. Отвечать за происшествие и его последствия обязан виновник. Об этом свидетельствует статья 1064 ГК РФ:

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Отсутствие полиса у потерпевшего здесь ничего не значит. Ему нанесен ущерб, следовательно, тот, по чьей вине это произошло, должен его погасить. Если у зачинщика аварии нет страховки, придется платить собственные деньги.

Как должен поступить потерпевший:

  • Сначала поговорить с оппонентом, выяснить его личные данные, а также есть ли ОСАГО. При наличии полиса узнать номер документа, название компании. Если нанесенный урон незначителен, а ОСАГО нет, можно договориться о компенсации сразу после аварии. Но здесь следует быть осторожным. Важно верно определить сумму потерь, лучше всего получить ее сразу же. Если переданных виновником денег окажется мало, стребовать потом доплату вряд ли удастся.

У виновника может не оказаться с собой нужной суммы. Тогда можно взять с него расписку о выплате компенсации позже. Ее составляют при свидетелях.

  • Когда потерпевший получил травмы, или второй участник отказывается признавать вину, нужно оформить ДТП по всем правилам. То есть обратиться за медицинской помощью, вызвать ГИБДД, сфотографировать место происшествия, найти свидетелей. Потерпевшему следует забрать копии всех составленных инспектором документов, справку о ДТП.

Если требуется лечение, понадобятся выписка из истории болезни, счета за платные медицинские услуги, заключение медэкспертизы. Для оценки дефектов автомобиля и стоимости ремонта тоже нужно привлечь специалистов. То есть потребуется независимая экспертиза, о дате и месте проведения которой нужно информировать и другого участника.

  • Сначала следует предложить виновнику возместить ущерб добровольно, обратившись к нему письменно. Нужно приложить копии документов, доказывающих необходимость выплат, и отправить все это почтой. Письмо должно быть с уведомлением.
  • При отказе виновника платить или отсутствии от него ответа на претензию нужно подавать в суд гражданский иск. Потерпевший пишет заявление, в котором излагает суть происшествия, статьи закона, нарушенные вторым участником. Там же перечисляются правовые документы, дающие шанс на компенсацию. Необходимо указать имена свидетелей аварии. Еще нужно приложить справку о

ДТП, копии постановления об административном деле, имеющихся протоколов, заключения экспертиз, мед. документы, чеки, свидетельствующие о расходах на лечение и восстановление ТС.

С ремонтом машины можно и подождать, чтобы у суда была возможность назначить свою экспертизу. Но если ТС восстановлено, у потерпевшего должно быть заключение независимых специалистов о его состоянии до ремонта.

Отсутствие полиса у потерпевшего и наличие ОСАГО у виновника тоже дает первому возможность получить возмещение. Но платить его должен страховщик зачинщика аварии. Ведь эта компания взяла на себя риски за его поведение за рулем. После оформления происшествия потерпевшему следует обратиться к ней, приготовив документы:

  • справку о ДТП;
  • копии протоколов и постановлений по делу;
  • копию полиса виновника;
  • документы на свою машину;
  • заявление о возмещении;
  • медицинские документы, подтверждающие получение травм.

Их примут к рассмотрению и спустя 20 дней дадут ответ. Если страховщик отказывает в выплате, он нарушает закон. Но подобная реакция, когда полис есть только у виновника, не редкость. Иногда у потерпевшего даже не берут документы. В таком случае ему следует добиваться письменного отказа в их регистрации. А затем написать страховщику претензию по этому поводу.

Уже после получения ответа на нее следует подавать в суд на компанию виновника. Документы нужны те же, плюс отзыв страховщика на претензию в письменном виде. До составления иска следует провести независимую экспертизу автомобиля, чтобы подтвердить размер ущерба.

Возможен ли штраф для потерпевшего

То, что человек пострадал в аварии, или разбил машину не по своей вине, не освобождает его от ответственности за отсутствие ОСАГО. Проступок наказывается по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ:

Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

В январе 2018 года в Госдуму внесено предложение увеличить принудительную выплату за отсутствие обязательной автостраховки до 5000 р. Пока оно не принято, но изменения в законе возможны.

Автомобилисту удастся избежать наказания по 12.37 КоАП, если он недавно купил или получил машину в собственность иным путем. Вот что сказано в пункте 2 статьи 4 Закона об ОСАГО:

При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

То есть при возникновении аварии в течение этого срока автомобилист может избежать наказания за отсутствие полиса.

Что делать, если и потерпевший, и виновник без ОСАГО

Отсутствие «автогражданки» у обеих сторон приведет к тому, что претензии, в том числе имущественные, они будут предъявлять только друг к другу. При незначительном ущербе, если нет раненых и погибших, можно попробовать договориться о компенсации без оформления ДТП. Но здесь есть риск быть обманутым.

Лучше всего вызвать дорожных полицейских, найти свидетелей, оформить аварию по закону. Тем более так следует поступить, когда ущерб велик, есть физически пострадавшие участники аварии или другие лица.