Точечно графические изображения п в тюленева. Раннее развитие по Тюленеву: строгая система на пути к гениальности

Николай Александрович Зайцев - питерский учитель с 40-летним стажем. В его педагогическом багаже и школы, и детские сады, и интернат для умственно отсталых, и колония для малолетних преступников. Он учил русскому языку и наших детей, и иностранных взрослых. В конце концов, пришел к разработке собственной системы обучения.

Методика Зайцева - это, прежде всего, качественно новый подход к обучению. Он радикальным образом систематизирует информацию, причем не "цедит" ее, а выдает ребенку "все и сразу". Так, при обучении чтению ребенок получает в свое распоряжение сразу все склады русского языка, при обучении счету - все числа до ста, а потом и до миллиона. Ребенок, уверен Николай Александрович, не растеряется и не потеряется в таком изобилии. Зато в его голове сразу правильно складываются связи и взаимоотношения между складами (или числами), он движется вперед в своем индивидуальном ритме, имея перед глазами весь путь, который должен преодолеть.

Козырь Зайцева - это таблицы. По его собственному признанию, "затабличить" он готов все что угодно. Уже давно разработаны таблицы для обучения чтению и счету, таблицы с грамматикой русского и английского языков. Он так ловко систематизирует данные, что самые сложные правила и законы становятся четкими, обоснованными, а значит - легко запоминаемыми.

Таблица - это еще и тренажер для зрения и . Ведь к ней можно и нужно подходить, прогуливаться или даже бегать вдоль нее в поисках решения. А это значит - не нужно неподвижно сидеть, опустив голову и плечи под тяжестью гранита науки. Более того, обучение превращается в путешествие, ведь таблица - это почти карта, и даже просто поводив по ней пальцем, можно сделать кучу открытий. Кроме того, таблица всегда перед глазами, значит, информация работает ежесекундно, многажды повторяясь - каждый раз, когда на таблицу падает взгляд.

Пособия Зайцева - это не только обучение чтению и счету (хотя этому прежде всего). Есть и такие пособия: "Дорожные знаки", "Любимые картины", "Читай и пой" (обучение чтению через пение), "Тысяча +" (обучение математическим действиям, работой с квадратом числа, дробями), "Пишу красиво" (обучение каллиграфии).

Вообще для Зайцева раннее развитие не самоцель. Он предлагает технологию. Кто ею воспользуется - все равно. Это может быть и ребенок, и взрослый. Зайцев ничего не говорит о пользе раннего чтения или счета. Обучать по кубикам можно и годовалого, и шестилетнего. Разница лишь в том, что шестилетнего наверняка уже "испортили" традиционными методами обучения. Так что годовалый будет работать эффективнее. Четырехлетки после нескольких занятий легко находят любое число до ста в его числовой ленте, пяти-шестилетки быстро осваиваются со сложением-вычитанием десятизначных чисел, прочитывают пятнадцатизначные числа, знают .

В продаже имеется

Самая известная его программа - "Кубики Зайцева". Для обучения чтению Николай Александрович предлагает гениальную, простую и радикально новую схему. Отказаться от изучения отдельных букв и предложить ребенку сразу склады. "Наш речевой аппарат устроен так, что все, что бы мы ни произносили, - это комбинации из пар "согласный+гласный", - поясняет Зайцев. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили "ъ" в конце существительных, оканчивающихся на согласный".

Согласный+гласный - это и есть склад. Впрочем, он может состоять только из гласного или только из согласного. Зайцев подсчитал все возможные в русском языке комбинации и разместил их на привычных для детского глаза кубиках. Невозможные (типа "жы") в игре не употребляются и, следовательно, никогда не окажутся у ребенка в тетради.

Что делать с этими складами дальше? Просто играть. Пропевать в определенной последовательности, искать вместе с мамой, составлять из кубиков слова, то есть "писать". И впитывать их глазами. "Пропитавшись" складами русского языка, можно переходить к целым словам, в которых склады выделены цветом. Оказывается, так легко, быстро и естественно научиться читать и писать, даже если это твой неродной язык. Причем в любом возрасте.

Глен Доман, или Самая трудоемкая методика

Два постулата, на которых держится методика Домана, не вызовут сегодня сомнение ни у одного "прогрессивного" родителя.

"Мозг растет и развивается лишь тогда, когда он работает".

"Мозг ребенка запрограммирован на обучение, до шести лет обучение дается ребенку легко, приносит удовольствие и не требует дополнительной мотивации".

Более того, Доман выводит такую формулу: способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. Соответственно, чтобы сделать обучение эффективным, то есть легким и естественным, надо начинать как можно раньше. Любить учиться - одна из целей Глена Домана при работе с детьми.

Работа с ребенком по Доману похожа на создание сложной компьютерной программы. Он даже частицы знаний, которые нужно в ребенка вложить, называет очень по-компьютерному - битами информации.

В такой работе невероятно активно задействовано лишь зрение. Этого достаточно, говорит Доман. Потому как его работа с детьми, у которых была поражена центральная нервная система (педагоги-новаторы часто делают свои открытия, работая с проблемными детьми) показала: стимуляция одного из органов чувств приводит к усилению активности мозга в целом.

Суть его методики состоит в том, что буквально с рождения ребенку показывают карточки с "битами информации". Для обучения чтению - карточки со словами. "Буквы, составляющие слово "мяч", являются абстракциями, - объясняет Доман, - зато сам мяч вполне конкретен. Поэтому легче выучить слово "мяч", чем букву "м".

Для обучения математике используются карточки, в которых цифра (тоже абстрактное понятие) заменена множеством точек. Для географических, исторических, зоологических и т.д. карточек используются картинки. Причем надпись на обороте, которую вы прочитаете ребенку, должна быть не просто "черепаха" - это не слишком информативно, - а "большая галапагосская черепаха".

Что еще можно сделать "битами информации"? Да практически все. Изображения частей человеческого скелета, портреты правителей, картины того или иного художника, открытки с видами городов и т.д. При этом карточки обязательно должны быть сформированы по группам (категориям). "Если вы в течение десяти секунд покажете ребенку не просто 10 случайных карточек, а 10 карточек, относящихся к определенной категории, то тем самым предоставите ему возможность составить 3"628"800 комбинаций из полученных знаний. Теперь он не просто запомнит на всю жизнь десять бит информации, а овладеет целой системой знаний".

Информация не выкладывается вся сразу, как у Зайцева, а выдается порциями, по часам и особенному режиму. Все четко расписано: размер карточек, сколько карточек показывать в день, по сколько заходов, как долго держать, как часто дополнять и т.д. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт. От слов следует переходить к словосочетаниям, а потом и предложениям, от чисел - к уравнениям, от изображения птицы - к районам ее обитания. Таким образом, знания ребенка не только расширяются, но и углубляются. Категории начинают пересекаться. Скажем, чтобы сообщить в географической категории, какую площадь занимает Россия, хорошо бы сначала в математической категории ввести понятие площади.

Для эффективного обучения требуется создать подходящие условия:

  • учить лишь тогда, когда процесс нравится обоим, и останавливаться прежде, чем этого захочет ребенок;
  • постоянно вводить новый материал, чтобы не наскучить ребенку. Любознательность должна постоянно поддерживаться быстротой и новизной;
  • никогда не проверять ребенка, чтобы не выразить ему недоверие. Тестирование выявляет, чего ребенок не знает, а лучше дать возможность показать, что он знает и лишь в том случае, если он сам этого захочет.

Маму настораживает

Методика Домана меньше всех остальных предполагает общение и какую-либо вообще активность, творчество со стороны ребенка. Это лишь одностороннее закидывание информации во всепожирающий мозг младенца. Глен Доман считает, что единственная потребность ребенка - познавать, а игра - это способ для родителей отделаться от ребенка. Тогда как психологами по всему миру доказано, что игра - это моделирование мира и возможность самовыражения!

Второй фактор, который смущает большинство родителей, - постепенно количество карточек и показов вырастает до неисполнимого. День, кажется, должен складываться только из показов старых карточек и изготовления новых. Ведь только для начала нужно 3 блока карточек (по 5 в каждом) показывать по 3 раза в день. А потом постепенно увеличивать количество карточек и количество категорий. 10 категорий по 3 раза в день… Вы можете себе представить, что сможете 30 раз в день бросать все дела и усаживать ребенка на одном месте. И при этом каждый раз сохранять отличное расположение духа и получать удовольствие?

А третий спорный момент такой. Разве быть художественно образованным - это всего лишь знать названия картин и фамилии их авторов? Да и умение назвать композитора по портрету не гарантирует любви к музыке. Здесь без чувств и переживаний не обойтись, а на этот счет у Домана нет никаких идей.

Павел Тюленев, или Самая загадочная методика

Если последователи методики Зайцева говорят, что она хорошо работает для детей 1-2 лет, но не менее, а даже более эффективно ее можно использовать для 3-4-5-леток (и даже взрослых); если Доман просто ограничивает самый "обучаемый" возраст 6 годами и советует не затягивать с обучением; то Павел Тюленев в своих работах "ранним развитием" называет развитие детей от 0 до 1,5 лет, с 1,5 до 2 - это уже среднее раннее развитие, а с 2 до 3 - позднее раннее развитие. Складывается ощущение, что дети старше его просто не интересуют. Они безнадежны. Об их развитии он упоминает вскользь, как об исключении из правил. Дети старше 3 лет интересны только, если это его подопечные. К 10 годам они должны заканчивать школу. Описывая методику Тюленева, часто хочется говорить "ребенок должен" - настолько категорично она изложена.

Система, разработанная Павлом Тюленевым, называется МИРР (метод интеллектуального ). Основная ее идея - "вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным".

Обязательные компоненты методики:

  • строгие правила создания развивающей, максимально полезной среды, отбора игрушек и пособий;
  • система геометрических, физических, социальных и других "опорных" образов, реализованных в специальных "МИР-карточках" и "МИР-книжках";
  • правила развивающего общения с ребенком;
  • принцип минимума потерь времени младенцем, к которому мы подходим как к гению, время которого стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую...

Главная составляющая названий всех методик Тюленева - "раньше, чем ходить". Раньше, чем ходить, он предлагает обучить чтению, счету, нотам, рисованию и даже предпринимательству и умению руководить.

Собственно ничего радикально нового в этой методике нет. Разве что - возраст детей. Описания, в основном, сводятся к рассказу о достижениях других, уже прошедших эту школу, ребятишек (обычно о них нет никаких точных данных, например имени и фамилии). В год они якобы читают, в два - печатают на машинке рассказы собственного сочинения. Собственно технология дается крайне скудно. Из новаторских приемов я бы выделила именно печатание на машинке как доступный способ освоения письма и ведение дневника ребенка, в котором каждое мало-мальски значимое событие превращается в картинку с подписью. Так впечатление превращается в слово, а слово становится эмоционально окрашенным впечатлением.

Остальные приемы - ранний (с рождения) показ карточек с буквами, нотами и другой информацией, ознакомление с 3 месяцев с "опорными образами" (изображения птиц, рыб, предметов домашнего обихода), игры с магнитной азбукой с 5 месяцев, использование карт, химических формул, китайских иероглифов для создания рабочей среды вокруг ребенка, система игр и "игрозанятий".

Маму настораживает

Тюленев берет на себя задачи государственного масштаба. Он пишет, что его методика открывает новую эпоху "Человека Развитого", что после ее опубликования возрастет потенциал каждой семьи, России и человечества в целом. И, как часто бывает в подобных случаях, забывает о конкретном ребенке. Отсюда правила типа "нельзя расходовать время впустую". А просто наблюдать, общаться, наслаждаться - это впустую?

Работа с ребенком ведется по 10 направлениям, каждое из которых имеет конечный результат к совершеннолетию - полезную и "влиятельную" профессию (журналист, президент). Значит, выбор у ребенка невелик - всего 10 профессий. А если он не хочет быть влиятельным? Разве в этом всеобщее счастье?

Маму настораживает еще и недоступность информации, ее многословность и завуалированность. В отличие от других методик, эта крайне мало освещается в периодической печати. Если же такое случается, Тюленев вновь ограничивается размышлениями о всеобщем счастье, которое настанет после повсеместного внедрения системы МИР, и перечислением достигнутых результатов, которое похоже на военную хронику (в таком-то возрасте прочитал, в таком уже знал, в таком научился). Расспросы родителей, которые занимаются по системе МИР, не дают никакого результата. Они либо сами не могут ничего объяснить, либо скрывают информацию. На все вопросы по телефону следует один ответ: купите комплект пособий - все узнаете.

Настораживает еще и то, что интеллектуальная составляющая развития доминирует над всеми остальными, даже вытесняет их. Рано ходить вредно и опасно, пишет Тюленев, а рано читать - безопасно и полезно. Чем сюсюкать с ребенком, пойдите и расскажите ему стихотворение "Бородино"!

Достижение суперрезультатов становится для родителей самоцелью. Тюленев так прямо и говорит, что грамотно выполняя его требования, вполне можно попасть в книгу рекордов Гиннеса. А что это, как не стимулирование родительского самолюбия? Ведь 2-летний ребенок вряд ли от этого выиграет.

Итак...

"Прогрессивные родители" - такой термин появился совсем недавно. И это совсем не те, кто следуют за прогрессом, то есть за новинками на педагогическом рынке, это просто умеющие думать и размышлять, умеющие брать на себя ответственность люди. А слепо довериться даже наилучшей методике - опять переложить ответственность за развитие своего ребенка на кого-то другого. Поэтому по-настоящему прогрессивные родители создадут новую методику, составленную именно сегодня именно для их ребенка и для их среды. А для этого познакомятся со всеми методиками и возьмут на вооружение отдельные постулаты и приемы.

Скажем, счету вы будете обучать по Доману, то есть числа будете обозначать множеством точек, чтению - по Зайцеву, а закалять - по Никитиным. У вальдорфцев позаимствуете любовь к натуральным материалам, чистым звукам и цветам, у Монтессори - принцип "Помоги мне это сделать самому", а у Домана - правило не тестировать своего ребенка.

И помните: педагоги обычно ставят перед собой довольно узкую цель. Скажем, научить читать, считать, рисовать. Поэтому они могут себе позволить в теории и на практике уделять этому так много времени, применять сложные комплексы заданий и приемов. Вам же предстоит научить своего ребенка еще и бегать, играть, озорничать, мечтать, фантазировать и просто радоваться жизни. Рассчитывайте свои и его силы так, чтобы на все хватило!

С появлением всей этой информации, обеспокоенных родителей стало в разы больше. Они боятся опоздать, но и разбираться во всём нет времени. Надо скорее скорее впихнуть в ребёнка как можно больше, ну и что, что он сопротивляется? Я часто задаю таким родителям один вопрос, и выходит примерно такой диалог:
- Зачем?
- Чтобы умным был/ чтобы хорошо учился.
- Зачем?
- Ну как зачем... Чтобы школу хорошо закончил.
- Зачем?
- Странные вопросы Вы задаёте, девушка. В ВУЗ поступить надо, без вышки сейчас никуда.
Потом конечно идёт про хорошую работу и успешную жизнь. И только после пятиминутного диалога мы понимаем, что всё это для того, чтобы ребёнок был счастлив в итоге. И, получается, что в этом стремлении мы часто забываем, что делать счастливым ребёнка нужно каждый день. Получать удовольствие от познания, испытать радость от собственного успеха, для контраста научиться проживать падения и потери. Эх, думаю, меня все поняли:)

Статья интересная и полезная, особенно для людей, которые не слышали про эти методики (поверьте есть и такие)! Автор прав, что идеальной методики нет. Да и нужна ли она, идеальная методика. Единственное, что важно – это последовательность! А то иногда получается, что сегодня мы занимаемся ребенком и используем методики раннего развития, а завтра – нет, т.к. не видим в этом смысла или просто устали.
Единственное, что в этой статье я не увидела: Что должно насторожить маму в методиках Никиных и Зайцева? Или они идеальны?

12.11.2006 23:42:44, Татьяна

У меня трое детей и я опираюсь на методику Доманна как на способ подачи информации. Главное на мой вгляд, что они формируют это отличную концентрацию, внимательность, память и восприятие. Правда карточки наши в слайдах на компьютере, но все занятие не занимает более 10 минут. И это огромно много для этой методики!!! Я не следую никаким режимным рекомендациям. Чтению мы учимся сливая буквы, а счету через состав числа (все по карточкам). А вот думать это рассуждения, книги, и Петерсон для малышей. Они ее просто обожают! Если что-то заинтересовало, добро пожаловать на наш совсем еще молодой сайт. Doshkola.narod.ru

28.11.2004 05:59:29, Катерина

Для меня, как для мамы которая воспитывает ребенка первого полугодия жизни и задумывается над тем куда пойти, куда податься, прекрасная статья. Да и вывод в конце правильный теперь осталось прочитать подробно все методики, выбрать из них всё самое подходящее для меня... и вперёд, а ребнок сам решит, как нужно, что нравится, а что нет. А вот физическое воспитание вообще не проблема все от конного кулуба до игры в тенис сейчас доступно, не говоря уже о классическом плавательном бассейне.

13.04.2004 23:54:05, Галина Пителина

у меня к кубикам зайцева не очень хорошее отношение - девочка рано начала читать и бегло но читает по слогам - разрывая слова и так уже 2 года...
А ранне чтение серьезных книг - вообще ужасно. Две моих приятельницы оереусердствовали - дети начали читаьа рано - но не колобка и репку а прямо с носова и пушкина - проблема что они абсолютно не вслушиваются в смысл - просто читают...

13.04.2004 11:34:42, alonkaro

Извиняюсь, предыдущее мое замечание относится ко второй части...

Методики Вальдорцев, Никитиных и Монтесори, описанные в первой части учат детей уму-умениям, НО...!

Я считаю самым необходимым в жизни умением - УМЕНИЕ ЛЕГКО И НЕПРИНУЖДЕННО ИСПОЛНЯТЬ НЕ СВОИ, А ЧУЖИЕ ЖЕЛАНИЯ!

С удовольствием узнаю, что кто-то этому наших детей еще учит!

Все описанные методики в основном учат ребенка разуму (знаниям и пониманиям), а хотелось бы еще его учить и уму (умениям и поведению).
Что лучше Умный Иван-Дурак или глупый разумник?

"глупый Разум по миру пускает"...

Одна из самых спорных и неоднозначных методик раннего развития малышей была разработана в 80-е годы социологом и педагогом по образованию, советским ученым Павлом Тюленевым.

Изучением детской психологии, а точнее, методов обучения малышей, Тюленев занялся под влиянием популярной в 80-90-х методики Никитиных, который, кстати, познакомившись с подходом Тюленева к развитию ребенка, вполне его одобрил.

Для раннего развития будущих гениев Тюленев с коллегами разработал систему, под названием «Метод интеллектуального развития ребенка» (МИРР). В нее входят методические материалы, инструкции родителям, в которых расписаны их действия с ребенком по дням, серии карточек, материалы для стендов и прочие. Сама «программа развития и образования», охватывает возраст детей от рождения до 18 лет.

Основные принципы системы раннего развития Тюленева

Прежде всего, Павел Тюленев утверждает – из любого ребенка можно вырастить гения, если заниматься с ним с первых дней жизни (и даже до рождения) и не тратить ни минуты времени без пользы для интеллекта. Согласно теории Тюленева, любой ребенок в состоянии научиться читать к 2, максимум 3-м годам, к 5-6 освоит программу начальной школы, а в 10-12 лет поступить в университет. По мнению педагога, дети гениями не рождаются, а на успешность человека во взрослой жизни влияет почти исключительно работа родителей по его развитию.

Для того, чтобы вырастить из своего ребенка вундеркинда, по Тюленеву, следует всегда придерживаться важных правил:

  • Каждую минуту бодрствования малыша необходимо использовать для его интеллектуального развития
  • Разговаривайте с младенцем нормальным языком, никакого сюсюканья.
  • Читайте малышу «нормальную» литературу – Тюленев рекомендует Пушкина, Лермонтова, Толстого, утверждая, что даже самый маленький, хоть и не понимает смысла услышанного, запоминает образ произведения, что поможет его интеллектуальному развитию в будущем.
  • Никогда не учите ребенка ходить – он сам пойдет, когда придет время.
  • Любое общение с ребенком должно быть только развивающим, бесполезные в образовательном плане игрушки следует исключить.
  • С первых дней создавайте вокруг ребенка развивающую среду – разумеется, из пособий Тюленева. Перед глазами самых маленьких всегда должны находиться «опорные образы»: карточки с буквами, нотами, изображениями предметов, животных и т.д.
  • Не пытаться совмещать методику и материалы Тюленева с любыми другими развивающими методиками – все они, по мнению Тюленева, разработаны без должного изучения детского мозга, кроме того, рассчитаны на зарубежных малышей и слишком коммерциализированы. Тюленев категорически против системы Домана, Монтессори, вльдорфской педагогики и прочих, признанных во всем мире систем.

Периоды детства по Тюленеву

Ранним считается развитие малышей до 3-летнего возраста (перекликается подходом , не правда ли?). В системе МИРР раннее детство условно разделено на периоды. Которые называются «классмиры»:

  • “смотрунок” – пока кроха еще ничего не может, только лежит в кроватке и смотрит на мир вокруг нее. Поскольку время бодрствования в первые недели жизни малыша очень коротко, особое значение имеет «развивающая среда» и быстрая реакция родителей – все время бодрствования нужно показывать карточки и прочие предметы, называя их.
  • “трогунок” – малыш уже пытается что-то потрогать и в этот период необходимо дополнить арсенал пособий, создавая новый «игровой МИР». Категорически исключить всяческие погремушки, грызунки и прочие бесполезные, с точки зрения Тюленева, игрушки.

С 4 месяцев предлагается давать малышу игрушки, из которых можно извлечь звук, 6 месяцев ребенок должен играть с азбукой, при этом нужно называть буквы, с 8-9 месяцев ежедневно играйте в игру «принеси буквы», с 10 – игра в «покажи слог» и «покажи слово»

От рождения до 1,5 лет – период раннего развития.
От 1,5 до 2 лет – среднее раннее развитие.
От 2 до 3 лет – позднее раннее развитие.

Правила, которые позволяют вырастить гения

В системе Тюленева достаточно много ограничений и жестких требований к родителям, которые, во-первых, сложно выполнимы, во-вторых, порой противоречат тому, чему нас учат современные психологи и педагоги-гуманисты.

  1. Не учите ребенка ходить, раньше, чем он сам этого захочет – он может «увлечься хождением в ущерб чтению»
  2. Животные в доме, по мнению Тюленева, замедляют развитие интеллекта ребенка и лучше их не заводить.
  3. Приучите ребенка пить и есть только из своей посуды и пользоваться исключительно своим полотенцем.
  4. Создайте безопасную среду – закрепите нижние ящики, прикройте углы мебели, поставьте ограничители на двери.
  5. Исключите телевизор и компьютер, особенно те программы, которые вызывают сильные эмоции у ребенка
  6. Не включайте музыку до обеда

Будут ли дети счастливы?

В ответ на критику своей системы со стороны родителей, которые не уверены, что такой подход поможет вырастить ребенка счастливым, Тюленев отвечает:

Насчет “по-настоящему счастлив” нам нужно уточнять: любой наркоман умирает от счастья, которое, по данным медиков, превосходит все, что испытывает человек за всю жизнь. Есть спокойное бюргерское счастье, писательское, предпринимательское, и прочее, а также семейное счастье в сочетании с перечисленными. Если хотите, давайте начнем с проектирования счастья детей? Какое вы хотите — и начнем проектировать, с пеленок. Как говорили древние, лучше какая-то система, чем вовсе без системы

Я продолжаю изучение методики Тюленева.

Оно проливает свет на тайну возникновения удивительной системы «МИР ребенка».

Итак, даю слово Павлу Викторовичу Тюленеву:

«В этой истории о методике обучения рисованию моего отца, В.М. Тюленева много интереснейших подробностей:

Тогда семья художника Тюленева жила в одной комнате, которая одновременно служила и мастерской, где пахло краской, и у окна стоял мольберт - отец тогда постоянно подрабатывал дома: рисовал портреты, и даже иконы - надо было достраивать наш дом на улице Онежской.

Назревали проблемы.

Младшие братишки - погодки 3-4 лет – подрастали. Были агрессивны. Обстановка стремительно накалялась... Малыши-кибальчиши воспринимали старшего брата как игрушку и лезли драться. Остановить их было невозможно...

Было два пути:

Либо подавить и сломать старшего брата - меня, заставить терпеть естественную активность младших братьев и погубить, так как уединиться даже для школьных занятий было нельзя. Но это было невозможно - я бы просто ушел из дому сам, убежал бы, стал беспризорником - такой был характер...

Либо найти неординарный выход из создавшегося, по сути, катастрофического для семьи и всех детей положения.

И после одного, первого же несправедливого наказания – из-за выходок младших братьев - меня отцом, мама нашла выход из критического положения. Она серьезно поговорила с ним и, по сути, заставила отца отвлечься от работы на несколько часов в день и научить меня рисовать!

После этого строгого обучения через неделю я уже ходил на этюды – «рисовать природу» на несколько часов, и всё успокоилось...

Итак, я систематически ходил на этюды с подаренным этюдником, «оттачивал мастерство», пока братья «мутузили» друг друга...

Через полгода мы переехали уже в три комнаты, на первый этаж только что построенного и отделанного дома. И у меня появилась возможность закрываться в большом зале - гостиной, и делать уроки в спокойной обстановке...

К тому времени мои рисунки в школе уже были нарасхват: никто не верил, что их рисовал я, а не какой-либо профессионал... В третьем классе я вынужден был скрывать, что хорошо рисую. Был даже случай, когда пришлось вмешиваться директору школы, чтобы найти и забрать у старшеклассников мои рисунки...

Через 4-5 лет в 7-8 классе я увлекся на уроке рисованием на тему «Как вы отметили день 7 ноября 1965 года?». В это время наш школьный учитель по рисованию и черчению, обходя класс, воочию увидел, как рождается профессиональный рисунок. Он громко сказал, что он «ничему не сможет меня больше научить, а только может испортить...» Он был честным и принципиальным - ещё на первом уроке обмолвился, что если кто-то нарисует лучше, чем он, то он освободит от уроков... Ни я, никто другой не придали тогда значения этим словам. Но этот учитель пошел к директору школы и по собственной инициативе добился «освобождения Тюленева от рисования и черчения».

Правда, вместе с директором и завучем меня попросили раз в квартал делать заставки к школьной стенной газете. После первой же заставки я передал это дело отцу: он рисовал быстро и с удовольствием. Ему меда не надо было, дай порисовать что-нибудь творческое 🙂 ... Я же в это время, помнится, усердно читал, в том числе... Карла Маркса. В то время «Комсомольская правда» печатала школьные сочинения этого «гиганта мысли»...

В общем, благодаря тому, что из-за необходимости и по настоянию матери, отец передал мне свои профессиональные навыки по рисованию и сумел меня научить: «хорошо рисовать - значит правильно думать» - а именно так он называл рисование, по-Репину - мне удалось в дальнейшем освободиться ещё от 2-х предметов: литературы и русского языка.

Это было настоящее счастье, потому что мама лечилась долгими месяцами в далёком Крыму, отец непрерывно работал, и весь дом: большое хозяйство и обучение братьев - всё лежало на мне. А меня тогда уже интересовали психология, казусы и проблемы неэффективности педагогики, философия, научная фантастика и зарубежная литература и так далее.

Так что теперь, после получения свободы было время заниматься самообразованием, и я уже на практике догадывался или даже на своём опыте знал, что потенциал ребенка используется не более, чем на 5 %.

Таким образом, когда в 1964 году вышла и стала известна книга Норберта Винера и другие книги по кибернетике, и о ней повсюду стали говорить, мне, как никому другому, была понятна фраза о том, что мозг человека используется лишь на пять процентов...

Я бесконечно удивлялся тому, что педагоги ничего не делают, не предпринимают в этой связи, и решил, что это будет главным делом в моей жизни, хотя было поставлено ещё и много других задач...

Впрочем, думаю, что мои учителя и завуч школы № 47 города Фрунзе, когда меня освобождали, тоже были под влиянием слов кибернетиков о «пяти процентах». Тогда все надеялись на грядущие педагогические открытия. Об этом писали многие газеты и журналы.

Поэтому чтение книг по психологии и философии в районных и научных библиотеках стало для меня лет на пятнадцать постоянным делом.

Но сколько я не искал разумного и научного подхода, так и не нашел. Напротив, Академия педагогических наук, вместо того, чтобы сокращать сроки обучения, попыталась в то время внедрить 12-летку. Как говорил тогда Б.П. Никитин – «для того, чтобы вызвать застой, демографический кризис и разрушить, добить страну!»

Пришлось делать все заново - и педагогику и психологию - исходя из науки - из кибернетики, математики, информатики...

(Павел Викторович Тюленев стал заниматься по своим разработкам с дочкой Олей - мое примечание - О.С.).

Наконец, в 1995 - 1996 году я издал книгу , и она с трудом была пристроена в «Доме педагогической книги», в «Доме медицинской книги» и книжном магазине «Москва»...

Руководители книжных отделов не могли найти ей подходящего раздела, а педагоги даже и возражали - в 1997 году, до моего выступления по телевидению по теме «Читать - раньше, чем ходить» в книжных магазинах Москвы ещё не было ни одного раздела «Раннего развития детей» или чего-то подобного.

Моё впечатление от многочисленных трудов по психологии и педагогике точно выразил доцент кафедры философии Владимир Михайлович Жаринов , приехавший к нам в Центр «Содействие развитию и воспитанию детей» на улицу Тухачевского, дом 32:

Вот более точное его мнение:

«Я вдруг понял, что после прочтения книги «Читать - раньше, чем ходить» всё, что написано до неё по психологии, педагогике и философии - всю «Библиотеку имени Ленина» надо... закатать под асфальт! Там столько ненужного и устаревшего. Те книги только мешают, уводят в сторону, ... отвлекая и не давая результатов...»

Я не виноват - это он сам пришёл и так сказал... Приходили и другие ученые, учителя - из разных уголков страны...»

Счастья Вам и Вашему дому!

1 0 -1 0

Меня зовут Павел Викторович Тюленев, я занимаюсь вопросами развития и раннего обучения детей более 20 лет. Свой личный опыт я считаю вполне успешным: моя младшая дочка начала читать - раньше, чем ходить, в возрасте около года, писать - в полтора года, а первый роман "Миледа" напечатала в возрасте 4 года 11 месяцев, примеры ее сочинений можно посмотреть в Интернет: (www.sonnet.ru/~larisa/recordmir.htm), старшая дочь закончила школу с золотой медалью; а еще раньше, в 1968 году, в игровой форме мне удалось за короткое время феноменально развить своих младших братьев - подростков 11 - 12 лет, они фактически стали рекордсменами мира по гимнастике...О том, какие методы были разработаны и проверены, я написал в нескольких книжках("Читать - раньше, чем ходить", и других). Кроме обучения чтению, счету, музыке, рисованию были проверены новые методы раннего развития предпринимательских способностей, навыков лидерства и многие другие.
Обо всем опыте и пособиях я расскзываю родителям за два занятия по три часа в Родительском университете МИР(т.:491-37-22, Виталий Константинович), в Семейной Педагогической Школе Автора (т.: 459-29-33, Нина Николаевна), несколько раз рассказывал по телевидению, руковожу Ассоциацией педагогов - новаторов.
Для успешного развития и воспитания ребенка рекомендую познакомиться с работами наших воспитателей и педагогов - новаторов, побывать на встречах с их последователями. В последние годы накоплен уже достаточный практический опыт правильного развития и воспитания детей, начиная с первых дней рождения и до 18-ти лет, и его можно смело использовать.
В Москве и с выездом в другие города занятия и консультации проводят многие последователи педагогов - новаторов: Б.П. Никитина, Н.А. Зайцева, В.Ф. Шаталова, Г. Домана, Ш. Сузуки. Уже появились воспитатели, которые объединяют несколько методик, к лучшим относятся три Елены: Елена Пархоменко, Елена Данилова, Щербаков Юрий Васильевич - они проверила многое на своих детях, творчески развивают новые идеи. С педагогами и воспитателями проводят занятия: Елена Афанасова, Людмила Дмитриевна Бутрина (узнать подробности можно по тел: 419-01-06, 491-37-22).
Приглашаю в наш клуб "Миряне". Родители, желающие получить полное представление о состоянии и успехах всех направлений развивающего ухода за ребенком, о раннем обучении и его последствиях, могут обо всем узнать на сайте: http://www.sonnet.ru/~larisa. Многие родители спрашивают меня о программа Глена Домана - я отвечаю на этот вопрос в своих книгах и повторяю: мы в свое время обсуждали с Б.П. Никитиным эту тему, затрагивали его и с Н.А. Зайцевым: методики и программы американских новаторов не просто сырые, они отстают лет на десять - пятнадцать от наших, российских. Читать их книги - можно, применять - невозможно, а точнее, не рекомендую вследствии серьезных ошибок и больших затрат. И дети, и родители часто сами отказываются, даже если сумеют изготовить множество пособий. Вы можете сами убедиться, что результаты "доманцев" намного слабее, и по срокам, и по качеству, чем у детей наших педагогов-новаторов.
В 1998 году наша Ассоциация, основываясь на многолетних результатах, обратилась в Правительство с предложением о возможности перехода системы образования к всеобщему высшему образованию, причем дети смогут получить полноценное высшее образование уже к 18 - 20 годам, что сделает наших детей социально - адаптированными гражданами, способными создавать и содержать свои семьи. Однако, пока наше Минобразование, к сожалению, продолжает наступать на права родителей и детей, слепо копируя устаревшие методы, борется за увеличение затрат, и предлагает 12-летнее среднее образование. Это, конечно, незаконно и аморально - приведет к еще большему усугублению демографической катастрофы, к экономическому краху страны... Пока еще есть время нам, родителям, защитить будущее детей.
Мы готовы обучить всех желающих работать по этой программе педагогов, однако, важно, чтобы и родители были подготовлены и обращались к нам как можно раньше.
Заявки и предложения принимаются из всех регионов России и СНГ.
Наши e-mail: [email protected], [email protected] .

С пожеланиями успехов в развитии и воспитании детей, П.В. Тюленев
www.sonnet.ru/~apn, автор книг: "Как развивать детей одаренными?", "Читать - раньше, чем ходить", "Универсальная развивающая азбука", "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка?" и других.

29.05.1999 16:53:08, Павла Тюленева

4 комментария

Павел Викторович, я обнаружил что →

Павел Викторович, я обнаружил что провайдеры Ваших сайтов и адреса изменились, и позволю себе дать нынешние правильные адреса:
Сайты:
www.larisa.h1.ru - Центр раннего развития МИР детей и начало Эры Человека Развитого: содержит результаты 1988-1995 года по системе методик Читать - раньше, чем ходить, Считать - раньше,чем ходить, Знать ноты - раньше, чем ходить, Предпринимать раньше, чем ходить и по другим методикам.

www.rebenokh1.narod.ru - Методы интеллектуального развития ребенка одаренным,то же, плюс видеодокументы и новые книги, серия "Как воспитывать ребенка одаренным в эру Человека Развитого", результаты раннего развития детей с 2001 года

www.mirodarennosti.narod.ru - МИР одаренности, о детских клубах, садах и школах МИР ребенка к созданию которых Вы призывали ещё в книге Читать - раньше, чем ходить в 1996 году

Адрес теперь, как я понял, теперь вот какой: [email protected]

Павел Викторович!

У меня два вопроса:

1. Вы обнаружили, что некоторые народы начинают обучать своих детей уже в период беременности, а некоторые - даже с самого зачатия. Причём, этим они занимаются уже полторы - три тысячи лет!
Неужели правительство и академики РАО не видят этого вопиющего отставания нашей страны от конкурентов, которые хотя захватить ресурсы России?

Ведь отставание страны ведет к тому, что отсталое население не может освоить громадные ресурсы...

2. Почему везде предлагают отсталые и ошибочные метод Домана, который основан на тупом запоминании целых страниц текста ребенком (1950 г.) и еще более отсталые методы Монтессори, которая отрицала какую-либо возможность обучения детей раньше трех лет?
Почему руководители детских центров предлагают худшие методики вместо лучших? Они что, служат конкурентам, используя Ваши феноменальные результаты как приманку? СССР давал более 30 % всех изобретений мира, а теперь Россия даёт - менее 1,4 %...
Почему бы Вам самому не создать свои центры раннего развития, чтобы не допускать подделок? 11.07.2015 23:35:31, Друг и товарищ

1 0 -1 0

Павел Викторович! Я прочитала ваш →

Павел Викторович!

Я прочитала вашу книгу "Читать раньшеБ чем ходить". От комментариев воздержусь, посколько меня могут обвинить в грубости. У меня один вопрос: в книге масса примером того, как гениальные дети научились читать в грудном возрасте, решать алгебраические задачи в 5 лет, поступили в институт в 12 и т.ы. Однако, я не нашла ни одного упоминания о том, как сложилась жизнь этих детей? А был ли кто-нибудь из них по-настоящему счастлив? Я имею в виду тех, кто занимался по вашей методике, посколь о тех исторических персонажах, которых вы приводите в пример, известно, что их личная жизнь сложилась крайне неудачно.
И еще вопрос: зачем учить ребенка печатить на пишущей машинке, если ими уже никто не пользуется, а все уже давно перешли на комиьютеры.

С уважением,
Катя Алексеева 31.05.1999 17:21:44, Катя Алексеева

1 0 -1 0


Уважаемая Катя!
У вас, чувствую, множество в острой форме вопросов: наш с Ларисой web - сайт не даром назывался поначалу “Семь фламинго”- семь огненных, воспламеняющих аистов - но ради бога, внимательно отнеситесь ко всем, без исключения, моим рекомендациям книги “Читать, раньше, чем ходить”, ведь полное ее название: “ЧИТАТЬ ребенку следует родителям организовать ежедневно, в широком смысле, включая рассматривание букв, лежа в пеленках, или Интернет - каналы, едва проснувшись на диване, ежедневно, РАНЬШЕ, ЧЕМ ХОДИТЬ, до того, как он начнет ходить, то есть встанет на ноги”. Это относится, понятно, ко всем возрастам, и даже ко мне или вам лично. Так, кстати, делают одержимые интеллектуалы и бизнесмены. Вобщем, это - универсальная рекомендация, единственная, если бы мне сказали - замри, и больше ничего не говори.
Организовывайте чтение, в любой форме, и никаких гвоздей, в любом возрасте, пока ребенок с вами - и тогда Вы решите массу проблем, особенно, если программа чтения будет заблаговременно и продумана с учетом того, какое счастье вы, родители, пожелаете своему ребенку, подростку и отроку.
Я пробовал компьютер использовать с двух лет, с трех лет моя дочка на нем вела систематически дневник... Но электрическую пишущую машинку я категорически рекомендую - она заменяет кубики и позволяет ребенку с двух лет и даже раньше выражать свои мысли, посмотрите в Архиве: ребенок, перепечатывая из Букваря “Шура мала” немедленно сообщает: “Лариса мала”, и т.д. Это - в возрасте до двух лет. А что дальше? По многим причинам, которые объясняются на наших занятиях, пишущая машинка - это ракетоноситель “Протон”, на котором ребенок взлетает к высотам интеллекта. Несмотря на наличие компьютера, малыш будет любить машинку до 6 - 7 лет, потому что: а) она стучит, б) она имеет буковки, которые оставляют след на бумаге в) потому что бумагу с текстом можно в любой момент вытащить г) потому что неправильно напечатанную букву можно замазать замазкой и т.д. Если у вас только компьютер с жидкокристаллическим экраном, то все равно, следует иметь программу которая полностью имитирует работу. Наконец, машинка не облучает. Только поначалу печатать лучше на верхнем регистре.. Главный недостаток кубиков - отрицательный эффект систематического разрушения - прекрасный труд, сложенное из кубиков слово или предложение вы вынуждены на глазах ребенка разрушать - приучаете к бесплодному труду, тасканию на гору камней... Недаром я пишу, что кубики должны стать одной из станций на пути развития интеллекта. Уважайте труд ребенка с детства - подшейте его произведения в скоросшиватель навечно, или, даже, выдайте ему символическую зарплату за каждую строчку или, позднее, за хорошую сказку. Ваш малыш - такой же автор, как и знаменитые писатели, журналисты - организуйте дома авторское общество...и другие “организации”.

Разумеется, самый сложный вопрос - о счастье детей. Я бился над этим вопросом сознательно с седьмого класса, в родной семье, где счастье всегда соседствовало, балансировало с несчастьем, как и многих других в нашей многострадальной стране. Вот именно поэтому система МИР, включая книгу “Читать раньше, чем ходить” включает и предпринимательство, и игру “в президента” .... Говоря коротко, для того, чтобы дети и вы были счастливы я и разработал “систему МИР” - это техника, родительская технология и практика сделать детей счастливыми. Одновременно система МИР представляет собой контуры, проект будущей системы развивающего образования. И, думаю, это не моя идея - мне кажется, об этом мечтали все воспитатели и педагоги. Б.П. Никитин и другие новаторы во всем мире. В конце 1996 года, когда Б.П. Никитин пригласил меня, и я показал некоторые видеозаписи, рассказал о второй части книги, где говорится о социальной адаптации, его дочка сказала ему: “Это папа то, о чем ты мечтал и говорил, что этого еще не удалось сделать”.
Разговор о счастье ребенка - непрост, но я бы хотел, чтобы сначала Вы познакомились с большей частью предложенных мною методов, какими бы он экстравагантными не казались.
Коротко я бы мог сказать следующее:
- не гармонично развитый ребенок в большой степени будет зависеть от окружающей обстановки, как Моцарт.
- гармонично, по - мировски развитый ребенок - сам кузнец своего счастья, так по крайней мере проектировалась система МИР.
Анализ биографий говорит о том, что родители должны что есть сил, думать и заботиться о счастье своих детей, всемерно объединяясь с другими родителями. Но без должного и всестороннего интеллектуального развития все их хлопоты могут оказаться напрасными.
То есть, конкретно в первую очередь мы должны говорить о МИР, и немедленно, и обязательно - о том как устроить счастье своих детей в будущем.
Я - не виноват, вы сами задали вопрос о счастье детей, а это очень близко к социологическим вопросам, к моей второй профессии. Я позволю себе немножко сказать о родительской политике счастья, по самому крупному счету.. На сегодня родители России пока отнимают будущее у своих детей, поскольку не борются против кредитов, то есть мы живем сейчас за счет своих детей - им отдавать долги наши. Где и когда родители допускали это? По моим расчетам, уже в конце этого года все счета “новых русских” за границе будут арестованы, а выбивание долгов из России станет святым делом “мирового сообщества”. Правда, незаконно вывезенных и переведенных из России капиталов, по данным ООН, и оборачивающихся в банках стран НАТО около 3500 млрд. долларов, то есть они могли бы давать нам кредиты еще долго, но жадность и налогоплательщики не дадут Спасти наши мигрировавшие капиталы можно будет только в России, создав здесь нормальные условия для бизнеса, производства - вот тогда начнется путь от несчастья наших детей к счастью.
Если же говорить конкретно, то мы, родители, должны четко выяснить, какие законы нам нужно поддержать или предложить, чтобы наши дети были счастливы, и не проклинали нас. Сегодня нужно просто начать собирать и регистрировать, анализировать и обобщать пожелания родителей. Есть ведь родители, которые занимаются этим профессионально, пусть они выскажут нам свои предложения.
Насчет “по-настоящему счастлив” нам нужно уточнять: любой наркоман умирает от счастья, которое, по данным медиков, превосходит все, что испытывает человек за всю жизнь..Есть спокойное бюргерское счастье, писательское, предпринимательское, и прочее, а также семейное счастье в сочетании с перечисленными. Если хотите, давайте начнем с проектирования счастья детей? Какое вы хотите - и начнем проектировать, с пеленок. Как говорили древние, лучше какая то система, чем вовсе без системы.
В свое время СССР планомерно, но недостаточно интеллектуально, то есть умно и эффективно продвигался к счастью для всех. Да, в наших природных условиях России не выжить, если специалистов с высшим образованием не будет в восемь - десять раз больше, чем в США - ведь климат заставляет нас замораживать огромные капиталы, которые в теплых странах находятся в обороте. Поэтому - 01.06.1999 07:16:39, П.В. Тюленева

Прошу прощения, Мария,
я постарался в какой-то степени ответить и на Ваш вопрос в письме к Кате Алексеевой - посмотрите, пожалуйста. Более подробно я смогу ответить, выгрузив на сайт "МИР" в серии - 4 некоторые материалы книг. С родителями, которые занимаются по элементам системы МИР удастся, я думаю, встретиться в "Родительством клубе МИР" (www.sonnet.ru/~larisa/clubs_org.htm .
Всего наилучшего, П.В.Тюленев
01.06.1999 07:25:43

1 0 -1 0

Я честно говоря против такого насилия над ребенком.Читать раньше, чем ходить, писать раньше, чем сидеть.Ребенок должен развиваться по мере своего взросления.Да, все говорят, что это обучение проходит в форме игры.Я могу сказать на личном опыте, как директор частной школы, что такие "развитые детишки" не более, чем гордыня своих родителей.В первом классе они лучшие, во втором еще тоже, а потом происходит "ломка" - я и так все знаю, зачем учить.Конечно можно так и идти с опережением и в 4 классе ребенок будет решать задачи по физике для 9 класса, но Вы подумали какой это нервный стресс для ребенка. невидимый зачастую для наших глаз.У меня двое детей, когда родился сын я бросилась во все методики раннего развития, начиная динамической гимнастикой и заканчивая ранним чтением.Результат-у ребенка очень открытого и подвижного было мало друзей, особенно среди сверстников,ему было с ними неинтересно, в первом классе он был гордостью школы,но приходя домой он смотрел на меня своими глазенками и спрашивал:мама, а зачем мне туда ходить?Мне стоило больших трудов заинтересовать его школьной программой, объяснив, что учебники это еще не все, ради Бога читай книги на темы предложенные в школе и не только, в результате он все равно потнрял интерес к учебе и очень не скоро он появился вновь.
Дочь же я воспитывала "по старинке", в 5 мы научились читать, писать буквы правильно она аучилась вообще только в первом классе как и другие дети и я видела, что оа чувствует себя гораздо счастливее, чем ее брат в этом возрасте.Я не говорю, что моя теория единственно верная, но большинство из нас были воспитана "традиционно" и хочется верить, что все в конечном итоге получили тот уровень образования и развития, который для них желаем.
С уважением. 01.06.1999 18:53:42, Марины

1 0 -1 0

Что - то случилось с моим [email protected], поэтому сообщений ни от кого не получал - шлите по другому адресу: larisa ...
Уважаемая Марина и Лена!
Отвечаю Вам и родителям на ряд вопросов, о методах, и проблемах.
Конечно все педагоги - новаторы, как права Лена Данилова, всегда исходят из, казалось бы, очевидного: пусть лучше будут умнее, чем как все, и мальчики вовсе не такие трудные, как иногда кажется. Самый простой секрет для наших мам: заставьте папу хотя бы иногда играть роль “интеллектуала”, и проблемы с мальчишками будет легче преодолеть. Пусть папаша заучит роль “профессора” или “президента”, хотя бы по вашему заказу изобразит “читающего”... Этого будет достаточно, чтобы напоминать мльчишке: “Давай, будем как папа, играть - читать?” и тому подобное. Подражание малышей родителям, и мальчишек отцам часто очень и очень сильно влияет на поведение мальчишек - возьмите это на вооружение, договоритесь с папашей, и старайтесь использовать.
С мальчиками у меня очень давний опыт работы, я ими занимался одновременно и параллельно, как оказалось, с Никитиным, с 1958 года, когда у него начался свой “великий эксперимент”. К 1968 году были получены такие же, как у Б.П. результаты, только плюс музыка и во много раз большие показатели по физической подготовке - это были мировые рекорды... Мне не удалось перевести братьев в старшие классы только по причине противодействия родителей - в столичной школе я тогда уже почти договорился... Многие годы я был в семье фактически "за маму", от 6 до 8 месяцев в году. Кроме того, я даже был за папу - от получения зарплаты и до воспитания братьев. Утверждаю, что с мальчиками проблемы разрешими, если будете создавать среду по системе МИР. Да, с девочками проще - но мамам, и тем легче подстерегают опасности.
Почему мои методы именно такие и в такой “конфигурации”? К моменту первого знакомства с Б.П. Никитиным, система МИР уже была теоретически готова. К тому моменту меня абсолютно не интересовали ни результаты Домана, ни все остальные: к началу 80-х годов я полностью решил проблему максимально возможного раннего развития.
Конечно Вы правы, что нужны такие методики, как таблицы Зайцева. Но от специальных занятий с ребенком я сознательно постарался отойти еще двадцать лет тому назад, поскольку у 97% родителей, и у меня времени на это не хватает, тем более нет желания заниматься, как у моей жены и родственников. Прекрасный призыв Б. Никитина и Ваш к профессионализму родителей - это замечательно, это нужно, но что делать тем, кто никогда не сможет ему следовать?
Но посмотрите, что пишут и печатают дети по системе МИР в полтора, два года и т.д. Некоторые мамы при помощи только моей первой книги обучили деток чтению к 2-м годам.
Моя старшая дочка не получила за всю школу ни единой четверки, а младшая установила все мыслимые рекорды раннего развития. При этом ни мама, ни бабушка, ни даже я не прочитали ребенку ни одной книжки, не было ни одного пособия Никитина, Домана или Зайцева. Это - принципиальный вопрос. То есть, если родители хотят получить максимальные результаты при минимуме затрат времени и денег - то применение методик приведет только к задержкам, за которые придется платить собственным временем, необходимостью тратить силы на решение проблем, которые возникнут в будущем. Поэтому я пишу в книгах, что методики подбирайте по результатам. Физическое развитие можно “осуществлять” сотнями способов... Обучать сложению - десятками... Музыке - тоже, множеством приемов. Можно складывать сотни мозаик, придумывать сотни Азбук... Это делается во всем мире. А где результаты? Читая лекции, консультируя, имеет смысл делать это абсолютно объективно - и тогда есть шансы, что Россия выкарабкается из катастрофы, если мы будем учить родителей и детей лучше, чем в других странах..
Сегодня царствует эйфория первичного освоения методик раннего развития, созданных путем эмпирических проверок, гениальных догадок. Все это - уровень 60-х - 70 - х годов. Конечно, все это полезно, по сравнению с допотопными традициями традиционных систем образования. Все это можно было бы повторять, воспроизводить.
Но ведь жизнь ставит другие реальные задачи: нужно гармоничное развитие и оптимальные методы. От тысяч методов и приемов развития и обучения я отказался, потому что нужно решать проблему времени - "время - способности ребенка".
Есть в системе МИР методики для взрослых, для подростков. Но если говорить о раннем развитии - меня давно уже не интересуют методики, которые учат заниматься с ребенком - а, скорее, как поменьше заниматься, но чтобы ребенок сам успешно занимался и развивался.
Я не хочу никакие методики разбирать, потому что пока радуюсь, что наше население знакомится с этой тематикой.
Затрону только некоторые малюсенькие "ошибочки":
1. Развитие и обучение "по - Доману" это почти все - сплошные ошибки, если говорить о ранних сроках и снижении затрат родителей.
2. Второе. Но что делать с родителями и детьми, которые поголовно приходят ко мне после кубиков с вопросом: "Ребенок перестал читать и складывать? В чем дело?"
Едва научив ребенка читать, "зайчисты" тиражируют отвращение к чтению и письму. Никто не исследовал, как это сказывается в будущем? Но для этого достаточно испросить множество мам “питерцев” прошлых лет. Я специально встречался, и почти все, кто не уходил от кубиков дальше - имели проблемы. Потому что превратили величайшее изобретение - письменность - в игру. Разве не от этого предостерегал еще очень давно Б.П.Никитин? Но и там имеются те же крайности - опять увлечение играми, а не делом, дидактикой, а не социальной адаптацией. Именно социальную адаптацию детей, в широком смысле, нужно считать главной проблемой - обучение чтению, музыке и прочими оказалось семечками, по сравнению с подготовкой детей к будущей жизни.
Заметьте - я не критикую Н. Зайцева, он свое дело делает прекрасно, но "зайчистов" - воспитателей, которые часто "за деревьями не видят леса". Сам Н. Зайцев никогда не говорит о воспитании и развитии, он великолепный дидакт. После учебных занятий родителям же нужна система МИР, поскольку они и дидакты, и воспитатели, и педагоги и граждане одновременно... Все это уже много лет проработано и опробовано в системе МИР.

3. Почему все родители “зайчат” должны немедленно знакомиться с системой МИР? Один небольшой, но катастрофический пример.
В чем же все - таки причина, по которой я еще двадцать лет назад отказался, например, от кубиков? Открою один из множества “секретов”.
Если родители не хотят получить мощную задержку вскоре после первых успехов, то кубики нужно немедленно убирать, едва только ребенок научился читать. Почему? Потому что иначе вы просто разрушаете интеллектуальную основу личности малыша, которому собственными руками показываете, как уничтожаете плоды его труда: слова, предложения, и так далее. Судите сами: сегодня вы набираете свои лекции на компьютере, а завтра какой - нибудь вирус их уничтожает... И так ежедневно. Уверен, что если эта история по 05.06.1999 16:09:07,

Основанная на трудах Шаталова, Макаренко, Никитиных, методика Тюленева позволяет максимально реализовать потенциал ребёнка. Тюленев полагал, что каждому ребёнку дан “ген гениальности”, поэтому задача родителей – с первых же дней жизни ребёнка создавать условия для функционирования этого гена. Благодаря этой методике ребёнок раннего возраста умеет то, что не могут делать дети дошкольного возраста. По мнению Тюленева В.П., для развития ребёнка важна каждая неделя его жизни. Поэтому родителям нельзя терять драгоценное время, — чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем лучше будут результаты. Предназначенная для развития детей с рождения и до18 лет, эта методика показала удивительные результаты. Ещё в 80-х годах 20 века по телевизору шёл репортаж о детях, которые, не умея ходить, отлично читали и считали. Обученные по методике Тюленева, “читающие младенцы”, поразили многих. Ещё большее удивление вызвали дети, закончившие школу в 10 лет и получившие диплом в 14 лет.

Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одну из линий развития ребёнка. Благодаря этой методике ребёнка можно научить чтению, печатанию, музыке, математике, рисованию, развить в ребёнке спортивные, исследовательские таланты. Тюленев считал, что с первых недель жизни младенца важно предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, тем самым заставляя работать его мозг. В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры. следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов. С четырёх месяцев нужно начинать играть в “Игрушкобол” – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов. С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности. С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру “Принеси букву”, а с десяти месяцев – в игру “Покажи букву”, затем — “Назови букву/слог/слово”. С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева.

Плюсы и минусы методики

По мнению педагогов, методика Тюленева является одним из самых необычных открытий двадцатого века. Эта методика позволяет в полной мере подготовить ребёнка к школе, раскрыв его потенциал. Однако педагоги считают, что сделанное ребёнком сознательно осмысливается лишь в младшем школьном возрасте. На более ранних ступенях действия ребёнка носят чаще механический, неосмысленный характер. Поэтому, если несколько месяцев не заниматься с ребёнком по этой методике, то ребёнок быстро забудет всё заученное раннее. Кроме того, не все родители способны понять эту методику и не у всех хватает терпения на каждодневные занятия с малышом.

Методика Тюленева. О других методиках детского развития можно почитать .