Игорь левитин помощник президента. Левитин, игорь

Помощник президента Российской Федерации

Помощник президента Российской Федерации с мая 2012 года. Бывший министр транспорта РФ, занимал этот пост с мая 2004 года по май 2012 года. До этого с марта 2004 года занимал должность министра транспорта и связи России. К моменту назначения в правительство не имел опыта государственной службы. Полковник запаса. Кандидат политических наук, доцент, преподаватель Московского государственного открытого педагогического института.

Игорь Евгеньевич Левитин родился 21 февраля 1952 года в Одесской области. С 1970 по 1973 год он служил в Вооруженных силах в Одесском военном округе и в Южной группе войск в Будапеште (Венгрия) , .

В 1973 году Левитин окончил Ленинградское училище железнодорожных войск и военных сообщений, в 1983 году - Военную академию тыла и транспорта, получив специальность "инженер путей сообщения" . В 1983 году он стал военным комендантом железнодорожного участка Байкало-Амурской магистрали, затем заместителем начальника военных сообщений Московской железной дороги .

В апреле 1994 года Левитин пришел на работу в Финансово-промышленную компанию железнодорожного транспорта, в 1995 стал ее вице-президентом. По данным ряда СМИ, в 1995-1996 годах Левитин был начальником транспортного отдела ЗАО "Феникс-Транс" . В 1996 году он стал работать в ЗАО "Северстальтранс" (курировал железнодорожные перевозки и транспортное машиностроение ), в 1998 году занял пост заместителя генерального директора компании , . Как представитель ЗАО "Северстальтранс" Левитин избирался в совет директоров ОАО "Туапсинский морской торговый порт" , .

В марте 2004 года Левитин был назначен руководителем созданного в ходе административной реформы Министерства транспорта и связи в правительстве Михаила Фрадкова (ранее существовавшее Минсвязи РФ было упразднено, а его глава Леонид Рейман стал заместителем Левитина) , , . Из всего кабинета министров именно назначение Левитина СМИ назвали самым неожиданным, подчеркивая, что к моменту назначения он не имел опыта государственной службы .

Повышение Левитина, по версии ряда СМИ, было связано с его работой в Общественном совете при правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта. Кроме того, СМИ отмечали, что "Северстальтранс", где Левитин работал, стала одной из первых и крупнейших частных фирм, созданных в ходе реформы МПС для конкуренции с ОАО "Российские железные дороги". Другие издания утверждали, что назначению Левитина способствовал Алексей Мордашов - хозяин "Северстали". По третьей версии, Левитин стал не "человеком Мордашева" у Владимира Путина , а ранее был "человеком Путина" у Мордашева .

В мае 2004 года премьер-министр Фрадков объявил о воссоздании Министерства информационных технологий и связи, которое возглавил Рейман, а Левитин стал главой Министерства транспорта РФ. По словам источника "Ведомостей" в аппарате правительства, Левитину, не имевшему опыта управления ведомствами и плохо знакомого с отраслью, справиться с Минтранссвязи оказалась не под силу .

В 2006 году Левитин как министр транспорта России возглавлял правительственные комиссии по расследованию причин и оказанию помощи пострадавшим в авиакатастрофах близ Сочи , под Иркутском , и под Донецком .

В сентябре 2007 года правительство Фрадкова ушло в отставку , , и Левитин сохранил за собой пост министра транспорта в новом кабинете , который возглавил Виктор Зубков .

В марте 2008 года на президентских выборах победил первый вице-премьер России Дмитрий Медведев , (его кандидатура была выдвинута в декабре 2007 года рядом политических партий страны, в том числе "Единой Россией ", и поддержана президентом Путиным) , , . 7 мая 2008 года Медведев вступил в должность президента России . В соответствии с конституцией страны, в тот же день правительство сложило свои полномочия , после чего новый президент страны подписал указ "О сложении полномочий правительством РФ", поручив членам кабинета, в том числе и Левитину, продолжать действовать впредь до формирования нового правительства России. Тогда же Медведев предложил Госдуме утвердить Путина председателем правительства РФ . 8 мая 2008 года на заседании Госдумы Путин был утвержден премьером .

12 мая 2008 года Путин произвел назначения в правительство РФ. В новом кабинете Левитин сохранил пост министра транспорта , , .

В августе-сентябре 2008 года Левитин фигурировал в сообщениях о создании нового российского авиаальянса. Толчком к его созданию послужил кризис в объединении AirUnion, когда задолженность по оплате топлива входящих в него авиакомпаний привела к массовым задержкам рейсов . После встречи Левитина с премьером Путиным в сентябре 2008 года было объявлено, что альянс AirUnion "реанимируют, включив в него новых акционеров". Формирование нового национального авиаперевозчика было поручено госкорпорации "Ростехнологии" , . Главным ответственным за кризис альянса AirUnion Генпрокуратура РФ назвала главу Росавиации Евгения Бачурина, который, в свою очередь, выступил с заявлением о глубоком кризисе отрасли и раскритиковал деятельность министерства Левитина. После совещания в Минтрансе было принято принципиальное решение об отставке Бачурина , однако впоследствии источник издания "Газета" в Минтрансе опровергал эту информацию . В ответ на это Бачурин подал в прокуратуру жалобу на руководство Минтранса, обвиняя его в давлении и угрозах с тем, чтобы он покинул свой пост. О результатах обращения не сообщалось. В начале октября стало известно, что Бачурин подал в отставку "в связи с переходом на другую работу" .

14 сентября 2008 года в России произошла очередная авиакатастрофа: в Перми разбился пассажирский "Боинг-737", на борту которого находились 88 человек (все они погибли) , . Правительственную комиссию, созданную по поручению президента РФ в связи с катастрофой, возглавил Левитин . 30 октября того же года министр объявил, что к катастрофе самолета привели отсутствие взаимодействия экипажа и недостатки всей системы его подготовки к полетам . Впоследствии следствие подтвердило, что в падении самолета был виновен капитан корабля, однако адвокаты родственников погибших пассажиров оказались недовольны таким решением по уголовному делу. По их мнению, не был "исследован весь спектр должностных лиц, тех, кто допустил судно к полету" , .

28 октября 2008 года совет директоров ОАО "Аэрофлот" избрал Левитина своим председателем. На этом посту он сменил бывшего помощника президента Путина Виктора Иванова , который перестал занимать должность председателя совета директоров авиакомпании после перехода на пост руководителя Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) , .

В октябре 2010 года Левитин был включен в список кандидатур на пост мэра Москвы, предложенный президенту Медведеву партией "Единая Россия" после того, как тот отправил в отставку Юрия Лужкова , . Однако решением главы государства 15 октября Мосгордуме для утверждения была предложена другая кандидатура - вице-премьера Сергея Собянина .

В апреле 2010 года были обнародованы данные деклараций членов правительства России. Левитин, согласно опубликованным сведениям, в 2009 году заработал более 21,59 миллиона рублей. Основываясь на этой информации, журнал "Власть" отнес его к числу чиновников, у кого "зарплата явно составляет менее половины доходов" (источники дохода в декларации не раскрывались). Сообщалось, что в долевой собственности (1/3) главы Минтранса находятся два земельных участка, дачный дом с хозяйственными постройками, квартира общей площадью 118,4 квадратных метров и одно машино-место (общее с супругой, вместе с которой они владеют двумя автомобилями Mercedes-Benz) , .

В конце марта 2011 года президент Медведев потребовал выхода высших чиновников из советов директоров государственных компаний, работающих в условиях конкуренции . 29 июня того же года Левитин вышел из состава совета директоров "Аэрофлота" .

После победы Владимира Путина на президентских выборах в марте 2012 года , в начале мая того же года правительство РФ возглавил Дмитрий Медведев , . 21 мая 2012 года стало известно, что в новый состав кабинета министров Левитин не вошел: вместо него министерство транспорта возглавил директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства России Максим Соколов , . 22 мая 2012 года был обнародован указ о назначении Левитина помощником президента Путина . Сообщалось, что на этом посту Левитин должен был заняться формированием единого авиационного узла на базе международных аэропортов Шереметьево и Внуково .

Левитин - полковник запаса. Кандидат политических наук, доцент, преподаватель Московского государственного открытого педагогического университета . В январе 2008 года указом президента Путина "за большой вклад в развитие железнодорожного транспорта" Левитин был награжден медалью "За развитие железных дорог" , а в сентябре 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил Левитину церковный орден преподобного Серафима Саровского II степени - за участие министра в воссоздании Свято-Введенского Толгского женского монастыря [

Игорь Левитин родился 21 февраля 1952 года в поселке Цебриково, Одесская область, Украина. В течение 10 лет занимался настольным теннисом в спортивной школе Одессы под руководством тренера Феликса Осетинского. Добился на этом поприще значительных успехов, не раз становясь призером городских и областных чемпионатов.

Достигнув совершеннолетия, отправился проходить срочную службу в армии, по окончании которой твердо решил стать военным. Отучился в Ленинградском высшем командном училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе. Получив диплом об образовании, в течение трех лет с 1973 по 1976 год служил в железнодорожный войсках на территории Одесского военного округа. С 1976 по 1980 год проходил военную службу в местах расположения Южной группы войск в Будапеште.

По возвращении на Родину Левитин получает еще одно образование по специальности «Инженер путей сообщения». Диплом об окончании Военной академии тыла и транспорта Игорь Левитин получил в 1983 году. После этого в течение двух лет был военным комендантом на территории железнодорожного участка Ургал и на станции с одноименным названием на БАМе. Являлся активным участником стыковки «Золотого звена».

С 1985 по 1994 год проходил службу в органах военных сообщений на Московской железной дороге в должности военного коменданта участка, а затем - заместителя начальника военных сообщений. Полковник запаса.

В 1994 году 42-летний Игорь Левитин уволился из Вооруженных сил и перешел на работу в Финансово-промышленную компанию железнодорожного транспорта, где уже в 1995 году занял пост вице-президента. В 1996 году он пришел в ЗАО «Северстальтранс», дочерняя структура ОАО «Северсталь-групп», которая создавалась бизнесменом Алексеем Мордашовым как одна из первых частных компаний для конкуренции с ОАО «Российские железные дороги». Активно занимался научной работой в области маршрутизации грузов.

Познакомился с Владимиром Путиным в декабре 2003 года на совещании на Коломенском тепловозостроительном заводе, где принимал участие как представитель собственника завода - компании «Северстальтранс».

В марте 20014 года Игорь Евгеньевич назначен министром транспорта и связи в Кабинете Михаила Фрадкова. В мае этого же года Министерство транспорта и связи было разделено на собственно Министерство транспорта и Министерство информационных технологий и связи.

Владимир Путин охарактеризовал Левитина как хорошего железнодорожника и транспортника и поставил первоочередную задачу на этом посту - радикально реформировать штат объединенного ведомства, сократив его с 2300 штатных единиц до 600. Высвободившиеся кадры планировалось направить во вновь образованные подведомственные учреждения.

В декабре 2007 года Игорю Левитину и его израильскому коллеге Шаулю Мофазу удалось предотвратить эскалацию конфликта между двумя странами, вызванного разногласиями по вопросу о предоставлении израильской авиакомпании KAL лицензии на осуществление регулярных грузовых авиарейсов из Израиля в Москву. Причиной стало отклонение чартера израильской авиакомпании от курса над территорией России, из-за чего встал вопрос о полном прекращении авиасообщения. Однако ведомствам удалось достичь соглашения об упорядочении перевозок и введении с декабря единого маршрута для нескольких компаний, в том числе «Эль-Аль» и «Трансаэро»

В конце октября 2008 года Левитин избран председателем совета директоров ОАО «Аэрофлот» - одного из крупнейших российских авиаперевозчиков. На этом посту он сменил бывшего помощника президента Путина Виктора Иванова.

Входит в совет директоров ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

В 2009 году Левитин сообщил, что с момента его вступления в должность объём авиаперевозок за пять лет вырос в полтора раза. Под его контролем был изменен подход к реализации Федеральной целевой программы по развитию транспортной системы в части модернизации аэродромов: раньше средства распределялись по многим аэропортам, что приводило к увеличению срока работ. По примеру автодорог был совершен переход к нормативному сроку строительства с концентрацией средств на одном из объектов.

В 2010 году впервые со времён распада СССР удалось остановить сокращение количества гражданских аэродромов.

С марта по июнь 2012 года Игорь Евгеньевич занимал должность временно исполняющий обязанности главы Морской коллегии Российской Федерации.

В период с 22 мая 2012 года по 2 сентября 2013 года являлся советником Президента Российской Федерации Владимира Путина, со 2 сентября 2013 года - его помощник.

В августе 2012 года вошел в состав Совета при президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.

Игорь Евгеньевич с 25 сентября 2013 года стал заместителем председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.

Левитин вошёл в Экономический совет при Президенте РФ 17 октября 2013 года. Решением Олимпийского собрания в мае 2014 года избран вице-президентом Общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России».

В октябре 2014 года Игорь Левитин вошел в состав наблюдательного совета по проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

По инициативе Левитина с 2015 года в России отмечается Всемирный день настольного тенниса. Первое мероприятие прошло 6 апреля 2015 года в ГУМе, где помощник президента сам сыграл несколько партий.

В июне 2018 года Игорь Евгеньевич Левитин вновь утвержден в занимаемой им должности помощник Президента.

Женат. Дочь Юлия Зверева - специалист по социологии и юриспруденции, преподаёт в МГУ, занимается бизнесом.

Быть долгое время в верхних эшелонах власти - дело сложное и очень ответственное. К лицам, занимающим первые должности в любом государстве мира, предъявляются особые требования. Одним из российских чиновников, который превосходно зарекомендовал себя в сфере управления ключевыми отраслями РФ, является Игорь Левитин. О его судьбе и карьере мы и поговорим детальнее в статье.

Общая информация

Будущий министр и нынешняя правая рука президента РФ появился на свет в поселке Цебриково, расположенном в Одесской области (Украина) 21 февраля 1952 года. В юности на протяжении десяти лет активно занимался настольным теннисом в одесской спортшколе. Его наставником был Феликс Осетинский.

На военном поприще

В восемнадцатилетнем возрасте Игорь Левитин пошел служить в армию. А в 1973 году он стал выпускником Ленинградского высшего командного училища железнодорожных войск и военных сообщений им. Фрунзе. Службу офицера начал в качестве помощника коменданта на Приднестровской железной дороге, после чего попал в Южную группу войск СССР в Венгрии, где пробыл до 1980 года. В 1983 году Игорь Левитин получил диплом инженера в стенах Военной академии тыла и транспорта. На протяжении двух лет занимал должность коменданта на одном из железнодорожных участков БАМа. С 1985 по 1994 год герой статьи служил на Московской железной дороге на разных постах. Является полковником запаса.

Уход в бизнес

После увольнения из армии в 1994 году Игорь Левитин стал сотрудником финансово-промышленной компании ж/д для транспорта, где буквально через год сумел стать вице-президентом. В 1996 году бывший офицер перешел в команду ЗАО "Северстальтранс". В этой компании Игорь Левитин, биография которого содержит много интересных фактов, довольно быстро дорос до уровня заместителя генерального директора и отвечал за железнодорожные перевозки и многие другие вопросы. Мужчина вполне заслуженно считался одной из самых авторитетных фигур в данной организации, хотя и не имел в ней собственной доли. Параллельно Левитин Игорь Евгеньевич - помощник президента в наши дни - был членом общественного совета при комиссии Кабмина России, созданной для реформы железнодорожного транспорта страны. Не забывал уроженец украинской земли и о научной деятельности и решал задачи в области маршрутизации грузов. Во время совещания, которое прошло на базе Коломенского тепловозостроительного завода в 2003 году, Левитин познакомился с Владимиром Путиным.

Работа в правительстве

В марте 2004 года Игорь Евгеньевич стал министром транспорта и связи. А буквально через два месяца он начал отвечать исключительно за транспортную сферу, а вопросы связи было доверено решать уже другому человеку. От Путина Игорь Левитин (помощник президента - это пост, который он займет несколько позже) получил изначально исключительно позитивные характеристики. Владимир Владимирович назвал нового руководителя транспортного ведомства хорошим железнодорожником и настоящим мастером своего дела. Левитину была поставлена четкая задача, заключающаяся в значительной оптимизации штата министерства. Было решено сократить количество персонала с 2300 человек до 600. В сентябре 2007 года было сформировано новое правительство под началом Виктора Зубкова, в котором Игорь Евгеньевич сумел сохранить свою должность. Весной 2008 года Левитин вновь остался на своем посту, когда Кабинет министров в очередной раз претерпел изменения.

Ключевые моменты деятельности

Заняв министерское кресло, Левитин сразу же неукоснительно исполнил требование главы государства и сократил штат своих подчиненных на 20 %.

Осенью 2004 года руководитель транспортного ведомства достиг соглашения со своим коллегой из Украины Кирпой о возобновлении работы переправы между Крымом и Кавказом, которое было прекращено после развала Советского Союза. Стоит заметить, что данный контракт не просто остался на бумаге, но и был реализован на практике. В документе были четко прописаны все правила и особенности перевозки грузов с помощью паромной переправы.

В первый августовский день 2005 года Игорь Евгеньевич торжественно открыл скоростное движение между столицами России и Украины. С целью реализации данного проекта по маршруту Московской железной дороги было отремонтировано порядка 150 километров полотна и заменили 132 стрелочных перевода. В честь этого Левитин также вручил государственные награды главе РЖД и министру транспорта Украины Червоненко.

Также в августе 2005 года российский министр показал обществу фирменный поезд, который соединил Москву и Санкт-Петербург. А еще через три месяца Левитин поехал в Брюссель, где подписал совместный документ с комиссаром ЕС по транспортным вопросам Жаком Барро, в котором выделялись главные принципы, структура и цель взаимодействия между РФ и Европейским Союзом в области инфраструктуры и транспорта.

Обращение к Путину

На закате 2005 года Игорь Евгеньевич вместе с министром экономического развития Грефом и главой МИДа Лавровым совместно обратились к президенту страны с просьбой отменить поставленный запрет на высокоточное определение географических координат, который был введен по требованию Министерства обороны. Обращение чиновников было удовлетворено, и это позволило запустить систему ГЛОНАСС в правовом поле.

Продвижение по карьерной лестнице

В период марта-июня 2012 года герой статьи был исполняющим обязанности руководителя Морской коллегии РФ. После этого была работа в качестве советника главы РФ, а 2 сентября 2013 года Игорь Левитин назначен помощником президента страны.

Сразу же после получения нового статуса в Кремле прокомментировали его назначение следующим образом: Левитин будет отвечать за те вопросы, которые ранее курировал Юрий Трутнев, а также особое внимание будет уделено региональной политике по развитию Дальнего Востока.

3 сентября 2012 года Игорь Евгеньевич по распоряжению Администрации президента получил также должность секретаря Государственного совета РФ.

В октябре того же года Игорь Левитин - помощник президента РФ - был введен в Экономический совет при главе государства, а через полгода получил пост вице-президента всероссийского объединения «Олимпийский комитет России».

В начале 2014 года государственный служащий провел инспекцию в Самаре, где ознакомился с работой новейшего терминала местного аэровокзала «Курумоч». Мужчина признал, что эта транспортная развязка очень выгодно отличается от аналогичных, строящихся в других регионах страны. Также Левитин одобрил вариант с продолжением работы старого терминала, который мог позволить принять значительно большее количество болельщиков, планирующих приехать на зимнюю Олимпиаду в Сочи.

В сентябре 2014 года Левитин Игорь Евгеньевич - помощник президента Российской Федерации - возглавил совещание на территории порта Восточный, ориентированное на развитие инфраструктуры морских ворот Приморского края. Деятель подверг жесткой критике схему передвижения большегрузных автомобилей, заезжающих в порт, и дал поручение соответствующему федеральному агентству проконтролировать доставку грузов в порт Владивостока с обеспечением разгрузки городских дорог.

В 2015 году Левитин был привлечен к курированию проекта по модернизации легкомоторного воздушного судна Ан-2, известного в народе как «кукурузник». Осенью 2015 года Игорь Евгеньевич получил статус почетного гражданина города Сочи на основании предложения сенатора Краснодарского региона Виталия Игнатенко.

Также Левитину президент страны доверил заниматься вопросами в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Общественная работа

Игорь Евгеньевич в разное время был на разных должностях в Федерации настольного тенниса России. В наше время, начиная с 2012 года, мужчина является председателем попечительского совета этой организации.

Именно благодаря инициативе Левитина уже на протяжении трех лет в России ежегодно отмечается Всемирный день настольного тенниса, а на первом мероприятии, посвященном этому событию, в 2015 году, государственный чиновник и сам сыграл несколько партий на территории московского ГУМа.

Осенью 2014 года Игорь Евгеньевич стал членом наблюдательного совета, занимающегося вопросами по организации и проведению первенства мира по футболу 2018 года.

Семейное положение и увлечения

Левитин женат. Его единственная дочь - Юлия Зверева - является специалистом по юриспруденции и социологии и работает преподавателем в МГУ, а также занимается собственным бизнесом.

Левитин очень любит футбол и волейбол, поддерживает некоторых писателей и авторов, помогая им печатать их произведения.

Место работы: правительство Российской Федерации

Должности: с 2004 г. - министр транспорта России

Участие в бизнесе: до назначения министром транспорта и связи Российской Федерации официально занимался частным бизнесом. В 1996-2004 гг. - начальник железнодорожного отдела и заместитель генерального директора компании «Северстальтранс» («Н-Транс»). Работая в этой структуре, способствовал приобретению пакетов акций Таганрогского и Туапсинского морских торговых портов.

Вместе с дочерью Юлией Игоревной Левитиной учредил ООО «Стальтехинвест» (дата регистрации предприятия - 2000 г.). После перехода отца на государственную службу Юлия Левитина фигурировала в числе собственников под фамилией мужа, как Юлия Зверева. Если в 2003 г. выручка фирмы «Стальтехинвест» составляла около 10 млн. руб., то в 2004 г., вслед за назначением ее основателя Игоря Левитина министром транспорта, данный показатель вырос в 2,5 раза - до 25 млн. руб.

С 2004 г. ООО «Стальтехинвест» находилось в собственности ООО «Аскотфинанс» и ООО «Промсбытинвест», зарегистрированных по тому же адресу, что и «Стальтехинвест»: Москва, ул. Дубинская, 44А. Компанией «Промсбытинвест» владеет партнер Юлии Зверевой по ООО «Миликон сервис» Ольга Борисова. Доля дочери Игоря Левитина в «Миликон сервис» отошла к ООО «Аскотфинанс», соучредителями последнего были оформлены «Промсбытсервис» и директор «Миликон сервис» Вячеслав Резчиков.

Согласно СПАРК-Интерфакс, семья Игоря Левитина через ООО «Стальтехинвест» вместе с ООО «Промсбытинвест» и бизнесменом Резчиковом владела специализирующимся на дорожном строительстве и производстве деталей транспортных средств ЗАО «Дормашинвест». Председатель совета директоров холдинга «Дормашинвест» - Вячеслав Резчиков .

За время государственной службы Игоря Левитина годовая выручка ЗАО «Дормашинвест», согласно СПАРК-Интерфакс, превысила 1 млрд. руб. - не считая финансовых показателей аффилированных компаний, измеряемых цифрами аналогичного порядка.

Дружественный семье Левитиных бизнес получил средства, в том числе за счет статей государственного бюджета, курируемых Минтрансом. В 2009 г. ООО «Финансово-Строительная компания «МостГеоЦентр» (ранее принадлежала ЗАО «Дормашинвест», затем доля перешла к ООО «НПО «ГеоМостПроект» - последнее является собственностью ЗАО «Ритм», генеральным директором которого был Вячеслав Резчиков) заключило государственный контракт на 285 млн. руб., обязавшись реконструировать откосы канала №285. Заказчиком оформлено подведомственное министерству транспорта ФГУП «Канал имени Москвы». В 2008 г. общая выручка «МостГеоЦентра» на контрактах составила более 6 млрд. руб.

Группа «Дормашинвест» имеет бизнес-интересы на рынке железнодорожно-прачечных услуг, обеспечивая постельным бельем пассажиров российских железных дорог. Ей принадлежали компании ООО «Пассажирсервис» и ЗАО «Пассажир сервис», выручка которых в 2008 г. превысила 20 млн. руб. Другим основателем фирмы «Пассажир сервис» стал частный транспортный холдинг «Н-Транс» (бывшее ЗАО «Северстальтранс»), в котором министр транспорта занимал руководящие должности, будучи бизнесменом.

Влияние на бизнес: Структура собственности ООО «Н Транс» скрыта - владельцем компании является зарегистрированный на Кипре оффшор «Транспортейшн Инвестмент Холдинг Лтд». В связи с этим невозможно документально доказать публиковавшуюся прессой версию о том, что акционером группы «Н-транс», где работал коммерсант Игорь Левитин, остается министр транспорта. Конечных собственников юридически возможно выявить только по полицейскому запросу.

Из официальных заявлений «Н-транс» известно, что определяющим ее деятельность лицам частично принадлежит (с 2010 г. - совместно с партнером Владимира Путина по дзюдо Аркадием Ротенбергом) другая кипрская компания «Марк О’Поло инвестсментс Лтд». Данный оффшор, согласно СПАРК-Интерфакс, владеет основным пакетом акций ОАО «Мостотрест». Последнему принадлежит свыше 50% доли в ООО «Корпорация «Инжтрансстрой» и свыше 50% акций ОАО «Трансстроймеханизация». Младшие партнеры владельца «Н-транса» в этих двух предприятиях - члены семьи Ефима Басина, считающегося ближайшим доверенным лицом Игоря Левитина на протяжении последних десятков лет.

Общий бенефициар, которому через данную оффшорную систему принадлежат доли в компаниях «Н-транс», «Мостотрест», «Инжтрансстрой» и «Транстроймеханизация», оперирует значительными финансовыми средствами. Последние три организации за последние годы получили из российского бюджета денежную сумму, сопоставимую с капиталами бизнесменов топ-рейтинга журнала Forbes.

Согласно СПАРК-Интерфакс, только по особо крупным транспортным контрактам 2005-10 гг. ОАО «Мостотрест» должны быть перечислены государством около 80 млрд. руб. - более $2,5 млрд. Эта сумма распределена по статьям финансирования олимпийских объектов в районе Сочи-Адлера, автострад «Дон» и М-27 Джубга-Сочи, петербургской кольцевой автомобильной дороги (КАД), федеральных трасс М-6 «Каспий», М-7 «Волга», М-9 «Балтия», М-10 «Россия».

По неполным данным, общий объем контрактов, заключенных структурами министерства транспорта с «Инжтрансстроем», приближается к $3,5 млрд. Кроме портового проекта в Усть-Луге, корпорация участвует в строительстве порта в Сочи, производит основную часть работ на дорогах, путепроводах и мостах федерального значения, включая трассы, ведущие к сочинскому олимпийскому центру. В списке контрактов - КАД Санкт-Петербурга, автодорога «Амур», трассы М-1 «Белоруссия», М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-9 «Балтия», М-10 «Россия», аэропорты в Нижнем Новгороде, Уфе, Адлере, московский авиационный узел, оснащение трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО).

Около $500 млн. из бюджета выделено ОАО «Трансстромеханизация». Компания занималась реконструкцией аэродрома Сочи-Адлер, аэропорта в Уфе и трассы М-5 «Урал». В числе заказчиков - Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), ФГУ «Автомагистраль» и другие подведомственные Минтрансу федеральные органы.

Все приведенные цифры не включают крупнейшие контракты, заключенные с аффилированными компаниями. Для предварительной оценки следует рассмотреть историю деятельности петербургского ООО «Дорстройпроект». Бенефициар упоминавшихся кипрских оффшоров приобрел 100% доли в этой фирме через ОАО «Трансстроймеханизация». В 2007-08 гг. «Дорстройпроектом» подписаны контракты со структурами Минтранса, выручка компании за 2008 г. превысила 2,15 млрд. руб. В 2009 г. «Дорстройпроект» был признан банкротом, открыто конкурсное производство.

Собственникам холдинга «Н-Транс» также принадлежит 50% ООО «Северо-Западная концессионная компания», осуществляющего прокладку через Химкинский лес трассы Москва - Санкт-Петербург. Ранее в качестве инвестора должен был выступать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), впоследствии финансирование было поручено консорциуму Внешэкономбанка (ВЭБ) и Сбербанка - обе российские структуры принадлежат государству. Отказ ЕБРР от участия в проекте вызван рядом факторов, включая длительные общественные протесты, коррупционно-политический скандал и критику со стороны экологических организаций.

Согласно докладу международной мониторинговой организации Transparency International, за строительством данной автострады и вырубкой Химкинского леса мог скрываться личный интерес министра транспорта Игоря Левитина. Соглашение с ООО «Северо-Западная концессионная компания» подписано подчиненным Минтрансу Федеральным дорожным агентством (Росавтодор). Оправданием проекта стал транспортный коллапс, произошедший на Ленинградском шоссе в июне 2006 г. По результатам проверки, проведенной Генеральной прокуратурой РФ причиной кризиса были названы нарушения в работе московского правительства и Росавтодора.

По мнению лидеров экологических протестов в Химках, «коллапс был срежиссирован специально и, скорее всего, именно в недрах Минтранса - как главного заинтересованного в получении европейских денег на строительство дороги». В 2011 г. глава движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова публично обвинила Игоря Левитина в наличии «откровенных коррупционных интересов» , организовав пикетирование Минтранса. Спустя короткое время в офисе Чириковой был проведен полицейский обыск и выемка документов, заказчиком которых активистка считает министра Левитина.

В ходе вырубки Химкинского леса были задействованы наемные охранники, избивавшие протестующих местных жителей. Жертвами нападений стали главный редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов, журналист газеты «Гражданское согласие» Виталий Кузьмин, эколог Константин Фетисов и другие противники проекта, лоббируемого Игорем Левитиным.

Семья:

Жена, Наталья Игоревна Левитина, домохозяйка. По данным СМИ, курирует работу ООО «Издательство «Пан-пресс», входящего в «Дормашинвест». Доходы Игоря Левитина за 2010 г. составили 22,66 млн. руб., доходы жены - 0,76 млн. руб. Супруги имеют в общей собственности два земельных участка площадью 0,23 и 0,17 га, 544-метровый частный дом, 118-метровую квартиру и автомобили - Мерседес S350 и Мерседес В200. Недвижимость и машины принадлежат исключительно Игорю и Наталье Левитиным, в доме и земельных участках доля каждого из них составляет 1/3. Оставшаяся треть может являться собственностью Юлии Зверевой.

Дочь, Юлия Игоревна Зверева (Левитина). Является доцентом кафедры социологии и политологии Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова, автором кандидатской диссертации «Правовое государство и гражданское общество в концепциях российских либералов». Занималась бизнесом, будучи учредителем транспортных компаний «Миликон сервис» и «Стальтехинвест». Согласно мнению критически настроенных к семье Левитиных СМИ , «роль компаньонов дочери министра транспорта можно сравнить с экономической функцией Елены Батуриной в бизнес-деятельности бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова». В 2010 г. в интервью газете «Ведомости» Юлия Зверева рассказала о продаже принадлежавших ей активов.

Ближайшие друзья:

Совладелец корпорации «Инжтраннстрой» и холдинга «Трансмеханизация», бывший заместитель министра строительства СССР Ефим Басин - один из наиболее давних личных друзей Игоря Левитина. По словам министра, он сблизился с Басиным во время прокладки Байкало-Амурской магистрали (БАМ), когда служил военным комендантом на станции Ургал.

Партнер Ефима Басина по ООО «Корпорация «Инжтранстрой» - его сын Олег Басин. Отец и сын - компаньоны неизвестного бенефициара кипрских оффшоров по ОАО «Трансстроймеханизация» и ряду других коммерческих структур, через которые по проектам Минтранса распределяется федеральный бюджет под строительство и реконструкцию автострад, причальных терминалов, взлетно-посадочных полос, аэропортов.

Олег Басин является учредителем ООО «СДС-Д», принадлежащего кипрскому оффшору «Фикифолия Инвестментс Лтд». В 2007-10 гг. «СДС-Д» получило через подведомственное Министерству транспорта ФГУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург» свыше 4 млрд. руб. Содержание контрактов - строительство автострад М-10 «Россия» и М-9 «Балтия». Кому принадлежит «Фикифолия Инвестментс Лтд» в настоящее время - неизвестно.

В 1995-96 гг. Ефим Басин в качестве министра строительства РФ, как сообщается в его официальной биографии , «принимал участие в возрождении экономики Чеченской Республики». Контроль расходования крупнейших транфертов, выделенных по данной программе, был заведомо невозможен - в силу уничтожения якобы восстанавливавшихся объектов в ходе первой чеченской войны, а затем существования в регионе неподконтрольной федеральным властям сепаратистской Ичкерии.

«Новой газетой» данный опыт упоминается в контексте коммерческой деятельностью Басиных в Сочи. В декабре 2009 г. штормом была смыта построенная под Олимпийские игры 2014 г. инфраструктура грузового порта в районе реки Мзымта. Контракт на восстановление уничтоженного порта получило ООО «Корпорация «Инжтрансстрой»

Игорь Левитин сыграл значительную роль в борьбе за портовые активы в районе Финского залива, включая Санкт-Петербург.

Назначение нового министра транспорта и связи РФ в 2004 г. совпало с окончательным уходом из руководящих органов ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» членов окружения Ильи Трабера . По данным СМИ, Игорь Левитин познакомился с этим бизнесменом во второй половине 1990-х гг., когда работал в компании «Северстальтранс» и курировал бизнес-проекты, связанные с петербургским портом.

Илья Трабер, по версии полиции Монако, «связан с тамбовской преступной группировкой» (соответствующие материалы размещены на сайте «Новой газеты»). В российских СМИ упоминается в публикациях, посвященных контрабанде предметов актиквариата и наркотиков, имущественным конфликтами вокруг топливного бизнеса, ряду заказных убийств в Санкт-Петербурге и Выборге . Упоминания эти зачастую носят предположительный характер, так как нередким является исчезновение материалов дел.

Значительная часть указанных преступлений связана с переделом собственности ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Согласно показаниям бывшего депутата Государственной Думы Вячеслава Шевченко (застрелен в 2003 г.) при его попытке изучить вопрос о реорганизации управления данным предприятием, «ко мне приехали двое бандитов от Трабера, которые мне пригрозили, что если я ещё раз появлюсь в порту, то мне голову отрубят топором» (показания опубликованы «Новой Газетой»).

С 1997 по 2004 гг. были убиты несколько предпринимателей и менеджеров, участвовавших в конфликтах вокруг порта. В их числе пытавшийся аннулировать приватизацию ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» в пользу компаний Ильи Трабера председатель Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Михаил Маневич, глава службы безопасности «Промстройбанка» Николай Шатило, директор «Северо-Западного таможенного терминала» Витольд Кайданович, капитан петербургского морского порта Михаил Синельников, его помощник по вопросам безопасности Сергей Боев.

Сумев взять под контроль бывшее госимущество, бизнесмен Трабер и его компаньоны владели ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» через лихтенштейнский оффшор «Насдор Инкорпорейтед». В дальнейшем порт был продан, в настоящий момент - принадлежит Владимиру Лисину.

Несмотря на отказ от причальных терминалов, учрежденное «Насдор Инкорпорейтед» ЗАО «Портовый флот» за символическую цену $204 тыс. удержало основную часть приписанного к порту буксирного флота. Коммерческими конкурентами через ОАО «Балтийский флот» официально предлагались $2 млн. только за аренду данных государственных буксиров, однако Минтранс не выступил против получения флота компанией Ильи Трабера. Напротив, при Игоре Левитине зафиксировано активное проникновение в систему Минтранса близких к Траберу физических лиц, назначаемых на ключевые государственные посты.

В частности, петербургский филиал ФГУП «Росморпорт» возглавил бывший директор ЗАО «Портовый флот» Анатолий Савкин, директором ЗАО стал его сын Евгений Савкин. Бизнес Савкина-младшего вскоре получил от государственных структур отрасли Савкина-старшего крупный заказ на очистку от нефтесодержащих вод акватории Финского залива.

В 2007 г. ЗАО «Портовый флот» и другие юридические лица, контролируемые командой Ильи Трабера, приобрели «Балтийский cудомеханический завод». Данное предприятие имеет собственные причальные стойки, объединяя часть портовых мощностей в районе Санкт-Петербурга. БСМЗ учреждено ООО «НЕБ - Буксирный сервис». Вместе с «Портовым флотом» эта фирма взяла на себя буксировочные операции.

Бывший сотрудник Ильи Трабера (в 1990-е гг. - генеральный директор ОАО «Морской порт Санкт-Петербург») Игорь Русу в 2005 г. стал руководителем ОАО «Компания Усть-Луга», созданного для выполнения курируемой Минтрансом программы строительства одноименного порта.

В 2008 г. Русу переведен на должность заместителя руководителя подведомственного Игорю Левитину Федерального агентства морского и речного транспорта (Росречморфлот). Снабжение программным обеспечением и электроникой морского и речного транспорта было поручено петербургскому ЗАО «Транзас», по сведениям прессы, учрежденному фигурантами уголовного дела по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов). Только за сентябрь-декабрь 2010 г., согласно СПАРК-Интерфакс, «Транзас» заключил с Росречморфлотом 19 контрактов, общая цена которых превысила 1,4 млрд. руб.

С 2009 г. Игорь Русу возглавляет ФГУП «Росморпорт» - организацию, которой Минтрансом поручено управление федеральным имуществом в портах России и распределение многомиллиардных контрактов по строительству портовых мощностей, включая усть-лужский проект.

Еще одним знакомым Игоря Русу, Игоря Левитина и Ильи Трабера является председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерий Израйлит, ранее неоднократно судимый за различные преступления.

Строительные и дноуглубительные работы в сфере деятельности Израйлита переданы ведомством Русу ОАО «Промышленно-строительное товарищество» и ООО «Северная дноуглубительная компания». По неполным данным, эти фирмы получили в 2008-10 гг. через ФГУП «Росморпорт» заказы более чем на 10 млрд. руб. Согласно СПАРК-Интерфакс, «Северной дноуглубительной компанией» владеет «Промышленно-строительное товарищество», основной пакет акций которого контролирует принадлежащая ОАО «Компания «Усть-Луга» компания «БПФ». Среди аффилированных лиц «Промышленно-строительного товарищества» присутствует Вадим Шлом, деловой партнёр Валерия Израйлита по ряду предприятий.

Другим подрядчиком работ в Усть-Луге является ЗАО «Балтийская дноуглубительная компания», в которую ФГУП «Росморпорт» перечислено свыше 2 млрд. руб. Владелец этого юридического лица - неизвестен, в качестве учредителя указано ликвидированное ООО «Балтгазкомплектимпэкс». ЗАО «Балтийская дноуглубительная компания» до 2010 г. регистрировалось по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гапсальская, 5, литер «А». Там же размещается ООО «СпецМонтажСтрой», которому ФГУП «Росморпорт» обязался перечислить более 100 млн. руб. Это частное предприятие принадлежит кипрскому оффшору «Техникс Маритайм Инвестментс Лтд», его конечный владелец - скрыт.

Схожим образом затруднена идентификация собственника ОАО «Компания «Усть-Луга», контролирующего этот финансируемый государством проект через лихтенштейнский оффшор «Инвестпорт Холдинг Истэблишмент». Есть некоторые основания предполагать, что среди бенефициаров оффшора присутствует Валерий Израйлит. Компания «Усть-Луга» на сегодняшний день имеет миллиардные долги, которые, вероятно, так или иначе будут гаситься за счет федеральных средств.

В 2009 г. заместителем министра Игоря Левитина был назначен бизнесмен, совладелец компании Volgo-Balt Transport Holding Limited Виктор Олерский . Вошедшие в этот холдинг ОАО «Северо-Западное речное пароходство» и ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» Олерский приобрел, как писали СМИ, с помощью своего ближайшего партнера, члена Совета Федерации от Республики Башкортостан Игоря Изместьева. Борьба за эти активы сопровождалась убийствами, совершенными членами «кингисепской» организованной преступной группировки. За эти преступления, а также пять покушений на убийство, включая попытку ликвидации сына президента Башкостостана Урала Рахимова, Изместьев в 2010 г. приговорен к пожизненному заключению. 26 участников «кингисеппской» ОПГ в 2007-10 гг. осуждены на сроки от 4,5 до 23 лет. Обвинение Виктору Олерскому не предъявлено.

Постоянными получателями контрактов от подведомственных Минтрансу органов являются, согласно СПАРК-Интерфакс, ЗАО «СтройЭТОН», ООО «РЭП «Мастеровой», ООО «Строй-деко» и другие коммерческие структуры, аффилированные с учредителем московских охранных агентств «Калигула М» и «Кречет СБ» Андреем Кузнецовым . В 2007-10 гг. его компании заключили со структурами Минтранса 14 контрактов на более чем 100 млн. руб. Несмотря на вмешательство Федеральной антимонопольной службы, Минтранс не отказался от услуг данных юридических лиц.

Фирмы Кузнецова получали контракты, в основном, через Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Тот же орган передал право заказа и бронирования билетов для собственных сотрудников частным фирмам - в рамках контракта из бюджета было перечислено 4,5 млн. руб. Характерно, что подрядчики менялись вместе с главами Ространснадзора. В 2008-09 гг. (службой руководил Николай Лямов), операциями с билетов занималась фирма «V.I.P. Сервис». При и.о. руководителя Ространснадзора Александр Касьянова ее сменило ООО «Группа компаний «Альтаир». В обоих случаях в конкурсе на оказание услуг участвовала только компания-победитель.

Параллельно Ространснадзор в 2009 г. заключил несколько контрактов в рамках закона о государственных закупках, вызвавших у журналистов «Новой газеты» подозрение в наличии коррупционной составляющей. Одним из таких договоров стал заказ на 19 млн. руб. на «разработку системы контроля и надзора за пожарной безопасностью» с ООО «АпСкэйл Софт». Опыта аналогичных работ у данной организации не зафиксировано, ООО впоследствии включено Федеральной антимонопольной службой в реестр недобросовестных поставщиков, решением столичного Арбитражного суда в компании введено наблюдение.

Другой пример - ООО «Транспортная безопасность и логистика» в - гг. заключила с Ространснадзором пять контрактов, суммарная цена которых превысила 12,5 млн. руб. Четыре из них посвящены выполнению неопределенной «научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы». Пятый предполагает «разработку специального программного обеспечения для ведения и поддержки в актуальном состоянии единого перечня субъектов транспортного комплекса, в отношении которых Ространснадзором осуществляются мероприятия государственного контроля (надзора)». Прессой отмечалось, что данная задача полностью совпадает с функциональным назначением программы Exсel, себестоимость которой отличается от цены контракта на несколько порядков.

В 2008 г. Игорь Левитин сменил Виктора Иванова на должности председателя совета директоров ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии». В 2010 г. коммерческим директором авиаперевозчика назначен советник Левитина Андрей Калмыков - владелец туристической корпорации «Санрайз». Супруга бизнесмена Оксана Калмыкова - дочь члена совета директоров компании «Нордавиа» и одного из руководителей «Аэрофлота» Юрия Фадеева. После назначения Калмыкова, инициированного министром транспорта, электронные торги «Аэрофлота» на блоки пассажирских мест для туроператоров регулярно выигрывала компания «Санрайз тур груп». При этом, по утверждениям СМИ, представители «Аэрофлота» открыто манипулировали с результатами торгов. Юридически Андрей Калмыков в последние месяцы не имеет отношения к данным частным хозяйствующим субъектам. Владельцем ООО «Санрайз эссет менеджмент», в состав которой входит «Санрайз Тур Груп», является его мать Евгения Калмыкова. Доли в компаниях «Санрайз аудит сервис» и «СанЭкспрессТрэвэл» оформлены на Оксану Калмыкову.

Помощник президента Российской Федерации с мая 2012 года. Бывший министр транспорта РФ, занимал этот пост с мая 2004 года по май 2012 года. До этого с марта 2004 года занимал должность министра транспорта и связи России. К моменту назначения в правительство не имел опыта государственной службы. Полковник запаса. Кандидат политических наук, доцент, преподаватель Московского государственного открытого педагогического института.
Игорь Евгеньевич Левитин родился 21 февраля 1952 года в Одесской области. С 1970 по 1973 год он служил в Вооруженных силах в Одесском военном округе и в Южной группе войск в Будапеште (Венгрия).
В 1973 году Левитин окончил Ленинградское училище железнодорожных войск и военных сообщений, в 1983 году - Военную академию тыла и транспорта, получив специальность "инженер путей сообщения". В 1983 году он стал военным комендантом железнодорожного участка Байкало-Амурской магистрали, затем заместителем начальника военных сообщений Московской железной дороги.
В апреле 1994 года Левитин пришел на работу в Финансово-промышленную компанию железнодорожного транспорта, в 1995 стал ее вице-президентом. По данным ряда СМИ, в 1995-1996 годах Левитин был начальником транспортного отдела ЗАО "Феникс-Транс". В 1996 году он стал работать в ЗАО "Северстальтранс" (курировал железнодорожные перевозки и транспортное машиностроение), в 1998 году занял пост заместителя генерального директора компании. Как представитель ЗАО "Северстальтранс" Левитин избирался в совет директоров ОАО "Туапсинский морской торговый порт".
В марте 2004 года Левитин был назначен руководителем созданного в ходе административной реформы Министерства транспорта и связи в правительстве Михаила Фрадкова (ранее существовавшее Минсвязи РФ было упразднено, а его глава Леонид Рейман стал заместителем Левитина). Из всего кабинета министров именно назначение Левитина СМИ назвали самым неожиданным, подчеркивая, что к моменту назначения он не имел опыта государственной службы.
Повышение Левитина, по версии ряда СМИ, было связано с его работой в Общественном совете при правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта. Кроме того, СМИ отмечали, что "Северстальтранс", где Левитин работал, стала одной из первых и крупнейших частных фирм, созданных в ходе реформы МПС для конкуренции с ОАО "Российские железные дороги". Другие издания утверждали, что назначению Левитина способствовал Алексей Мордашов - хозяин "Северстали". По третьей версии, Левитин стал не "человеком Мордашева" у Владимира Путина, а ранее был "человеком Путина" у Мордашева.
В мае 2004 года премьер-министр Фрадков объявил о воссоздании Министерства информационных технологий и связи, которое возглавил Рейман, а Левитин стал главой Министерства транспорта РФ. По словам источника "Ведомостей" в аппарате правительства, Левитину, не имевшему опыта управления ведомствами и плохо знакомого с отраслью, справиться с Минтранссвязи оказалась не под силу.
В 2006 году Левитин как министр транспорта России возглавлял правительственные комиссии по расследованию причин и оказанию помощи пострадавшим в авиакатастрофах близ Сочи, под Иркутском и под Донецком.
В сентябре 2007 года правительство Фрадкова ушло в отставку, и Левитин сохранил за собой пост министра транспорта в новом кабинете, который возглавил Виктор Зубков.
В марте 2008 года на президентских выборах победил первый вице-премьер России Дмитрий Медведев (его кандидатура была выдвинута в декабре 2007 года рядом политических партий страны, в том числе "Единой Россией", и поддержана президентом Путиным). 7 мая 2008 года Медведев вступил в должность президента России. В соответствии с конституцией страны, в тот же день правительство сложило свои полномочия, после чего новый президент страны подписал указ "О сложении полномочий правительством РФ", поручив членам кабинета, в том числе и Левитину, продолжать действовать впредь до формирования нового правительства России. Тогда же Медведев предложил Госдуме утвердить Путина председателем правительства РФ. 8 мая 2008 года на заседании Госдумы Путин был утвержден премьером.
12 мая 2008 года Путин произвел назначения в правительство РФ. В новом кабинете Левитин сохранил пост министра транспорта.
В августе-сентябре 2008 года Левитин фигурировал в сообщениях о создании нового российского авиаальянса. Толчком к его созданию послужил кризис в объединении AirUnion, когда задолженность по оплате топлива входящих в него авиакомпаний привела к массовым задержкам рейсов. После встречи Левитина с премьером Путиным в сентябре 2008 года было объявлено, что альянс AirUnion "реанимируют, включив в него новых акционеров". Формирование нового национального авиаперевозчика было поручено госкорпорации "Ростехнологии". Главным ответственным за кризис альянса AirUnion Генпрокуратура РФ назвала главу Росавиации Евгения Бачурина, который, в свою очередь, выступил с заявлением о глубоком кризисе отрасли и раскритиковал деятельность министерства Левитина. После совещания в Минтрансе было принято принципиальное решение об отставке Бачурина, однако впоследствии источник издания "Газета" в Минтрансе опровергал эту информацию. В ответ на это Бачурин подал в прокуратуру жалобу на руководство Минтранса, обвиняя его в давлении и угрозах с тем, чтобы он покинул свой пост. О результатах обращения не сообщалось. В начале октября стало известно, что Бачурин подал в отставку "в связи с переходом на другую работу".
14 сентября 2008 года в России произошла очередная авиакатастрофа: в Перми разбился пассажирский "Боинг-737", на борту которого находились 88 человек (все они погибли). Правительственную комиссию, созданную по поручению президента РФ в связи с катастрофой, возглавил Левитин. 30 октября того же года министр объявил, что к катастрофе самолета привели отсутствие взаимодействия экипажа и недостатки всей системы его подготовки к полетам. Впоследствии следствие подтвердило, что в падении самолета был виновен капитан корабля, однако адвокаты родственников погибших пассажиров оказались недовольны таким решением по уголовному делу. По их мнению, не был "исследован весь спектр должностных лиц, тех, кто допустил судно к полету".
28 октября 2008 года совет директоров ОАО "Аэрофлот" избрал Левитина своим председателем. На этом посту он сменил бывшего помощника президента Путина Виктора Иванова, который перестал занимать должность председателя совета директоров авиакомпании после перехода на пост руководителя Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).
В октябре 2010 года Левитин был включен в список кандидатур на пост мэра Москвы, предложенный президенту Медведеву партией "Единая Россия" после того, как тот отправил в отставку Юрия Лужкова. Однако решением главы государства 15 октября Мосгордуме для утверждения была предложена другая кандидатура - вице-премьера Сергея Собянина.
В апреле 2010 года были обнародованы данные деклараций членов правительства России. Левитин, согласно опубликованным сведениям, в 2009 году заработал более 21,59 миллиона рублей. Основываясь на этой информации, журнал "Власть" отнес его к числу чиновников, у кого "зарплата явно составляет менее половины доходов" (источники дохода в декларации не раскрывались). Сообщалось, что в долевой собственности (1/3) главы Минтранса находятся два земельных участка, дачный дом с хозяйственными постройками, квартира общей площадью 118,4 квадратных метров и одно машино-место (общее с супругой, вместе с которой они владеют двумя автомобилями Mercedes-Benz).
В конце марта 2011 года президент Медведев потребовал выхода высших чиновников из советов директоров государственных компаний, работающих в условиях конкуренции. 29 июня того же года Левитин вышел из состава совета директоров "Аэрофлота".
После победы Владимира Путина на президентских выборах в марте 2012 года, в начале мая того же года правительство РФ возглавил Дмитрий Медведев. 21 мая 2012 года стало известно, что в новый состав кабинета министров Левитин не вошел: вместо него министерство транспорта возглавил директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства России Максим Соколов. 22 мая 2012 года был обнародован указ о назначении Левитина помощником президента Путина.
Левитин - полковник запаса. Кандидат политических наук, доцент, преподаватель Московского государственного открытого педагогического университета. В январе 2008 года указом президента Путина "за большой вклад в развитие железнодорожного транспорта" Левитин был награжден медалью "За развитие железных дорог", а в сентябре 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил Левитину церковный орден преподобного Серафима Саровского II степени - за участие министра в воссоздании Свято-Введенского Толгского женского монастыря.
Левитин женат, у него есть дочь.