Тех карта по фэмп на тему объем. НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Времена года

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Формирование элементарных математических представлений

(старший дошкольный возраст)

Тема: Волшебные цифры.

Цель: закрепить полученные знания по изучению чисел первого десятка.

Задачи: способствовать умению составлять простые задачи и записывать её решение; закре пить навык прямого, обратного и порядкового счёта, правильного написания цифр; разви вать умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, находить цифру в число вом ряду; развивать память, логическое мышление, внимание; воспитывать интерес к ма тематике.

Билингвальный компонент: один - б і р, два - ек і , три - ү ш, четыре - т ө рт, пять - бес, шесть - алты , семь - жет і , восемь - сег і з, девять - тоғыз, десять – он.

Ход занятия

    Мотивационно – побудительный

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в математическое путешест вие.

Появляются Красная Шапочка и Волк (под музыку).

Волк: Красная Шапочка, куда ты идешь?

Красная Шапочка: Я иду к бабушке, несу ей пирожки и горшочек масла.

Волк: Я по этой дорожке пойду (выбирает план с длинной дорожкой), а ты иди по этой (дает Красной Шапочке план с короткой дорожкой). У меня маленький план, добегу быстрее девчонки.

(план дороги Волка) (план дороги Красной Шапочки)

Красная Шапочка приходит к бабушке первой.

Воспитатель: А как, вы, думаете, почему Красная Шапочка пришла первой?

Дети: У Волка лист маленький, а на нём план дороги длинный. У Крас ной Шапочки всё наоборот: лист большой – план дороги короткий.

Волк плачет, бабушка его успокаивает.

Волк: Бабушка, я хотел съесть тебя. Извини меня (плачет).

Бабушка: Ну, хорошо, волк, я тебя прощу, если ты справишься с моими заданиями.

Волк: Я, наверно, не смогу.

Воспитатель: Ребята, поможем волку?

Дети: Да!

    Организационно – побудительный

Бабушка: Ребята, чтобы помочь Волку, мы отправимся в страну Умняшек, где нас ждут интересные, увлекательные задания.

Звучит песня «Паровозика», дети отправляются в путешествие.

Воспитатель: Вот и наша остановка.

Дети ( читают) : Страна Умняшки.

    «Закрась по порядку»

    Дидактическая игра «Веселый поезд»

Порядковый счет. Дети рассаживают в вагоны пассажиров – зверюшек по би летам, первая цифра – номер вагона, вторая – место.

    Работа с карточками «Закрась по порядку»

Порядковый счёт. Дети закрашивают фигуры.

Закрась по порядку

2 , 8 - 3 , 7 - 6 , 9 -

1 , 5 - 4 , 10 -

_____________________________________________________________________________

Бабушка: Мариша, направо пойдешь, второе задание найдешь.

    Реши «Считалки - задачки»

Логическое мышление (в случае неправильного ответа, показывается картинка).

Сколько хвостов, Сколько ножек,

У двух петухов? У двух хрюшек?

Сколько лапочекк, Над рекой летели птицы,

У двух котяточек? Голубь, щука, две синицы.

Сколько птиц летело над рекой?

    Игра с мячом «Продолжи счет»

Прямой, обратный счет (на казахском и русском языках).

    Работа с карточками «Соседи»

Самостоятельная работа детей по карточкам.

_____________________________________________________________________________

Вставь пропущенные цифры

9

6

3

1

_____________________________________________________________________________

Бабушка: Саша, налево пойдешь, третье задание найдешь.

    «Реши примеры»

Работа в тетрадях. Дети пишут под диктовку.

5 + 1 = 4 – 2 = 9 + 1 = 10 – 2 =

Физминутка: «Три медведя»

Три медведя шли домой,

Папа был большой – большой.

Мама чуть пониже ростом,

А сынок – малютка просто!

Очень маленький он был,

Всё с игрушками ходил.

Бабушка: Алеша, сзади тебя четвёртое задание.

    «Составь задачу»

Показ воспитателя схемы составления задачи.

    Условие

    Вопрос

    Решение

    Ответ

?

В парке посадили 3 ели и 2 осины. Сколько деревьев посадили в парке?

Условие задачи

Вопрос

3 + 2 = 5 Ответ: 5 деревьев посадили в парке

Решение Ответ

Решение задачи дети записывают в тетрадях.

Игровое упражнение «Урожай» (пальчиковая гимнастика).

Вырастала репка - жёлтая и крепкая.

Перед домом свёкла, смотрит прямо в окна.

Корешочком удалась, поедим её мы всласть.

И морковки урожай, сочной, сладкой собирай.

Бабушка: Толя, пятое задание там, где есть цифры (возле часов).

    «Сравни числа».

    На мольберте пары чисел. Дети сравнивают их, ставят знаки: < , > , =

3 7 10 5 3 3 7 9 2 8

    Работа детей по карточкам.

Дети проводят линии от числа к такому же количеству предметов.

9

5

7

    Рефлексивно – корригирующий

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии по математике. Что вам понравилось делать? А кто это там плачет? Ребята, что это за число? Нолик, почему ты плачешь?

Нолик: Со мной цифры не хотят дружить.

Воспитатель: Ребята, почему вы не хотите дружить с Нолём?

Дети: Потому что он ничего не значит. Он пустое место. Уходи от нас!

Воспитатель: Ребята, все цифры в математике важные, значимые. Когда ноль стоит слева от любой цифры он ничего не значит, а когда ноль стоит справа от любой цифры …

Какие, ребята, получились числа? Молодцы!

Воспитатель: А давайте помирим числа друг с другом и пусть они никогда не ссо рятся.

Дети надевают маски понравившихся им цифр, находят себе пару и танцуют под весёлую музыку.

Воспитатель: Ребята, давайте расселим цифры в домики.

Дидактическая игра «Рассели в домики».

Бабушка: Какие, ребята, вы молодцы! И Волку помогли решить все задания, и цифры живут теперь дружно и мирно. Спасибо вам за интересное занятие, за активность, умение слушать, отвечать полным ответом. Угощайтесь, ребята, пирожками.

Задание 1. У вас на столах лежат геометрические фигуры.

Я буду называть предметы, а вы выкладывать ту геометрическую фигуру, на которую предмет похож. Например: тарелка, какой формы? Круглая, значит, выкладываем круг. (мяч, телевизор, пирамидка, книга,бараюан.)

Какие геометрические фигуры выложил Максим, Ярослав, Кристина?

Сколько всего фигур?

Молодцы, быстро справились с заданием.

А давайте теперь найдем в группе предметы, которые похожи на геометрические фигуры.

Молодцы, ребята! Как много предметов, похожих на геометрические фигуры вы нашли у нас в группе.

Игра «Чудесный мешочек»

Я – чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры(тела: конус, цилиндр, шар, куб) разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.

Какие геометрические фигуры могут спрятаться за геометрическими телами?

Все верно показали. Молодцы.

Маша устала и приглашает вас отдохнуть.

Физкультминутка

Нам сейчас не будет скучно,

Сделаем зарядку дружно?

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Задание 2 Игровое задание со счетными палочками.

Ход: воспитатель дает детям задание:

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

Очень хорошо, а сейчас игра «Назови пропущенное слово». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

Солнце светит днем, а луна... (ночью)

Ночью мы спим, а гуляем …(днем)

Утром вы пришли в детский сад, а вернетесь домой…(вечером)

Завтракаем утром, а обедаем…(днем)

Ночью вы спите, а просыпаетесь …(утром)

Задание 3

Помоги зверятам выполнить это задания.

Обведи шары- красным цветом, кубы – желтым, конусы зеленым, цилиндры-синим, пирамиды-голубым

Татьяна Титова
НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Времена года»

Цели :

Закрепить знания детей о различных временных промежутках ;

Закрепить умение составлять модель суток, недели, года , ориентироваться на модели;

Познакомить детей с моделью суток, недели, года .

Демонстрационный материал :

Модель частей суток в виде круга, разделенные на 4 сектора (розового, белого, серого, черного цветов) ;

Модель недели в виде «Семицветика» ;

Модель года с выраженными временами года ;

Картинки зубной щетки, игрушечная тарелка, игрушка Степашка, подушка;

Раздаточный материал : карточки разного цвета (белый, розовый, серый, черный) ;

Цифры от 1 до 7.

Сегодня мы закрепим с вами знания о разных временных промежутках и познакомимся с основными правилами отсчета времени .

1. Вначале я познакомлю вас с понятием «сутки» .

Кто знает что такое сутки?

День и ночь.

Да, правильно. Кто-то слышал как люди говорят «День и ночь сутки прочь» . Но посмотрите, у меня в руках модель суток кружок, разделенная почему-то не на 2, а на 4 части и цвет у каждой части свой. Заметили?

Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели серым, черным, белым и розовым?

Ночь, день…

Хорошо, я помогу вам : на каждый цвет я положу подсказочки – предметы (зубная щетка, глубокая тарелка, Зайка – Степашка и подушка) . Кто мне скажет к какому цвету подойдет этот предмет ?

Д : Утро (розовое) – зубная щетка, день (белый) – глубокая тарелка (суп кушаем, вечер (серый цвет) – Степашка, ночь (черный) – подушка.

В : Молодцы. А сейчас я задам вам трудную задачку (показываю модели зимних и летних суток) . Подумайте и скажите летние и зимние сутки чем различаются? Почему на модели летних суток больше белого, а на зимней – черного?

Д : Потому что летом день длиннее, а зимой короче. А зимой ночь длиннее, а день короче.

В : Ребята, а зимой и летом изменяется последовательность частей суток?

Д : Нет, не изменяется.

2. Игра «Что мы делаем?»

дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Вопрос задается о других частях суток. Сначала угадывает воспитатель то, что изображают играющие, а затем один из детей.

3. Гимнастика для глаз.

Потереть ладонью о ладонь

Закрыть глаза и положить ладони на них

Поморгать, открыть глаза (ладони не убирать, поморгать, закрыть глаза

Потереть глаза кулачками, поморгать и открыть глаза.

4. Работа над закреплением понятия «неделя» .

В : Ребята, кто знает, как называется промежуток времени , состоящий из семи суток?

Д : Неделя.

Воспитатель показывает детям «Семицветик» .

Проводится игра «Живая неделя» карточки с цифрами (от 1 до 7) перемешиваются и раскладывают на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они «превратились в дни недели» . Первый ребенок делает шаг вперед и говорит : «Я первый понедельник. Кто следующий?»

Я второй – вторник … и т. д.

В : Задание : сделайте шаг «выходные дни» , … «рабочие дни» … Какой день между понедельником и средой, четвергом и пятницей? и т. д.

Ответы детей.

5. Игра с пальчиками.

В понедельник я стирала

Пол во вторник подметала

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чешки в пятницу купила

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

6. Сравнение моделей «Сутки» и «Времена года » .

В : Ребята, посмотрите, пожалуйста, на еще одну модель времени . Кто помнит, это модель чего?

Д : Модель года .

В : Чем отличается и чем похожа модель года и модель суток ?

Д : Они похоже тем, что состоят из четырех частей, а отличаются цветом частей.

В : Что на модели года мы отмечаем синим , зеленым, красным, желтым?

Д : Времена года . Синий цвет – это зима, зеленый цвет – это весна (листочки, трава, красный цвет обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени (желтых листочков) .

В : Посмотрите, на модели года все части равны , а на модели суток серая и розовая части меньше, чем черная и белая. Кто-то догадался почему?

Д : Времена года все равны , а части суток разные утро и вечер короче дня и ночи.

Физкультминутка.

Мы руками - хлоп - хлоп- хлоп,

Мы ногами - топ- топ – топ,

Кулачками постучим,

Повернемся и молчим

(рот закрыть рукой) .

7. В : Ребята, давайте поиграем в игру «Когда это бывает?» . Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывайте. И показывайте кружочек (модельный знак) того цвета, когда это бывает?

В : Дел у меня немало : я белым одеялом всю землю убираю. Белые поля, леса, дома, а зовут меня?

(Дети показывают карточку белого цвета. Зима)

В : Тает снежок, ожил кружок, день прибывает, когда это бывает?

(Дети показывают зеленый – весна.)

Очень душно, очень жарко, солнце светит ярко-ярко.

Побежим купаться, с рыбками плескаться.

(Дети показывают красный – лето) .

Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,

под ногами шелестят и летят, летят, летят.

(Дети показывают кружок желтого цвета - осень) .

В : Какое время года между зимой и летом ?

В какое время года птицы улетают в теплые края?

В какое время года мы отмечаем Новый год?

Назовите осенние месяцы.

1. сюрпризный момент: Воспитатель сообщает детям, что в детский сад пришло письмо(открывает конверт).

Приглашаю всех детей в путь отправится скорей!

Ждут вас испытания,

Сложные задания.

Путь не в Антарктиду,не в Артику-на острова Математики!

Испытать себя хотите?

На корабль поспешите!

Здесь нет подписи, думаю в конце путешествия мы узнаем автора письма.

Итак, принимаем приглашение? Но нам нужны билеты, чтобы пройти на корабль.

– на корабль нет билетов служат пропуском ответы.

2.игра на логику (с мячом)

2.сколько солнышек на небе?

3.сколько пальцев на руке?

4.какое число входит в название сказки о Ниф- Нифе,Наф-Нафе,Нуф-Нуфе?

5.В каких сказках встречается число 7?

6.какая цифра вкусная?

7. назови2 месяц зимы.

8. какой день недели был вчера?

9.сколько пальцев на руке?

10.какой сегодня день недели?

11.назови цифру больше 4.

12.какой завтра будет день недели?

Воспитатель хвалит детей, приглашает на корабль. Вот мы и на корабле. Что необходимо всем путешественникам, чтобы не сбиться с пути? Карта! Такая карта есть и у нас.

Ты не знаешь куда плыть?

Подскажу уж так и быть!

Быстро карту рассмотри.

Где сигнал туда плыви!

3. «остров Занимательных задач»

На этом острове много диких животных. Нам нужно посчитать сколько всего зверей

– что нужно сделать, чтобы животных стало 10?

– сколько стало зверей?

Что больше 10 или 9? На сколько больше? На сколько меньше?

– десять животных это…

– какой цифрой обозначается число 10?

3. «остров Цифроград»

Здесь цифры в беспорядке маются

И в вашей помощи нуждаются.

А кто посчитает до 10 на каз.яз?

Мы, цифры вас благодарим!

А еще сказать хотим, что мы запомнили того, кто нас местами переставил.очень просим вас, друзья

Его фоторобот составить.

3. «остров Подумай»

Вот и следующий остров.(выставляет картинку с изображением человечка из геом.фигур).

Вот как описали цифры того, кто их перепутал.(убирает картинку)

Вам он кого нибудь напоминает?

4.Разминка. «ничего не говори, лишь руками покажи».

Чтобы попасть на следующий остров, необходимо проплыть канал, который называется « ничего не говори, лишь руками покажи»

Воспитатель говорит: «высоко, далеко, низко, близко,слева, справа, широко, узко, много, мало, поровну, быстро, медленно!»

5 «остров Линиягорск»

карандашик, устремись

Вправо, влево, вверх и вниз.

От исходной точки

Вверх 2 клеточки, вправо 1, вверх 2,вправо1, вверх2,вправо1,вниз2, вправо 6, вверх 4,вправо 6, вниз 8.

– цветные палочки нам послужат вагонами. Разложите палочки в одну линию, начиная от самой короткой до самой длинной. всего 6 вагонов.

Каким по порядку стоит красный вагон?

Вагон какого цвета стоит 6?

Какой по порядку вагон находится между2 и 4?и т.д.

6. « морской шторм»

Звучит аудиозапись.воспитатель задает вопросы на временные ориентиры.

Сколько дней в неделе? Назови будние дни, выходные.

Сколько частей в сутках?разложи правильно.

Назови времена года по порядку? Скажи,к какому времени года относится картинка.

6. «остров Посчитай»

Сколько елок? Выложи на красной полоске.

Белки тоже есть смотри, сосчитай и назови. Сколько белок? Выложи на зеленой.

– сколько у вас получилось?

А кто знает как на каз яз. слово белка?

Итог:

– а кто это прячется между елок?

Незнайка! Вот кто пригласил нас на острова Математики!

Вам понравилось занятие, а какое задание понравилось больше всего?

Кто сегодня лучше всех отвечал?

Незнайка приготовил для вас всех

угощение. Вы сегодня отлично поработали!

Лена Егорова
Технологическая карта по ФЭМП

Технологическая карта по ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Группа : вторая младшая

Тема : один, много, длинный-короткий.

Длительность занятия : 15 минут

Цели :

Образовательные :

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения.

Обобщить умение детей различать и называть свойства предметов – размер (длинный-короткий, количество (много-один) .

Развивающие :

Развивать умение обозначать совокупности словами один, много.

Развивать логическое мышление, умение устанавливать элементарные связи.

Развивать умение достигать намеченного замысла, исполнять роль, высказывать свое мнение.

Воспитательные :

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.

Воспитывать соблюдение культуру этикета.

Дидактический материал :

Демонстрационный материал : картинка , три-четыре групп игрушек, бумаги А4 .Раздаточный материал : детские бумажные кошельки, денежки разного размера.

Этап, продолжительность. Задачи этапа Используемые методы и формы, приемы работы на этапах Действия педагога Деятельность детей Предполагаемые результаты

1 Организационная часть.

2мин. Создание настроя на учебную деятельность Вводная беседа тема «Магазин» .

Рассматривание и рассуждение картинку про магазин . Спрашивает знают ли дети о профессии продавца. Показывает иллюстрацию про магазин.

Вопросы :

Дети, вы были в магазине?

Что интересного увидели?

Еще что в магазине можно купить?

Одежду откуда покупают?

Вспоминать что продают в магазине, отвечать на вопросы. Возможные ответы детей :

Я был (а) с мамой в магазине.

Там продается еда

Еще продают много игрушек

Мне купили платье (игрушку, сладкое)

Ознакомление с деятельностью продавца. Захотеть быть в роли покупателя

2 Мотивационно-побудительный.

3 минут. -включение детей в образовательную деятельность.

Сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения. Сюрпризный момент

Воспитатель :

Дети, я по пути в детский сад нашла на дороге шарфики, чьи эти шарфы? Воспитатель кладет на стол два шарфа-длинный и короткий.

Вдруг звонок в телефон. Воспитатель узнает по телефону, что пришли гости и выходит их встречать.

В гости приходит Мишка с другом. Он замерз, где-то потерял шарфик. Мишка :

Ой, это же наши шарфики, но мы не помним какой из них нам подойдет. Дети, пожалуйста помогите разобраться1. Задание. Выбрать подходящий по размеру шарфик. Дети :

Нет, это не наш шарфик, мы не теряли. Высказывают мнение почему нужно носить шарфик? Помочь Мишке завязывать шарфик.

Игровая ситуация

«Собери лестницу»

Дети группами собирают лестницу. Дети различают размер длины короткий-длинный.

Воспитатель показывает детям как правильно собрать лестницу, а потом все разбирает.

3 Динамическая пауза.

1мин. 20секунд Физ. минутка «Пяточка носочек раз, два, три» Выполнение движений под музыку.

4 Объяснение нового материала.

5-6 минут. -учить находить один и много предметов

Закрепить умение детей различать размер длинный-короткий

Игровая ситуация «Магазин игрушек» 2. Задание. Купить Мишке игрушку.

Воспитатель раздает детям кошельки с деньгами по одной или несколько штук. Дети по длинной дорожке идут в магазин и возвращаются по короткой. Если у ребенка в кошельке есть 1 денежка, то покупает одну игрушку, если много денег, то много игрушек. Умеют различать количество предметов (один-много) и длину (длинный-короткий) .

2 минуты -закрепление. Рассуждение Рассуждение.

Что мы делали сегодня?

Какие игры вам понравились?

Покажите каких игрушек у нас много?

Меня здесь много или я одна?

В нашей группе сколько детей?один или много?

Завязывали шарфики Мишек

Играли в «Магазин»

Составили «Лестницу»

Много машин,мячек и тд

Публикации по теме:

«Золотой луг» Технологическая карта ОУД в подготовительной группе Цель: пересказ рассказа от третьего лица Задачи: образовательные: учить пересказывать текст от третьего лица, различать литературные жанры;.

Технологическая карта организованной учебной деятельности по аппликации «Лягушка-квакушка» Оу жмысыныны йымдастыруды технологиялы картасы Технологическая карта организованной.

Технологическая карта «Домашние животные» Технологическая карта организованной учебной деятельности №15 Группа: подготовительная Дата:. Тема: Домашние животные Обучающая- сформировать.

Технологическая карта НОД «Чем нам нравится зима» Тематический модуль «Говорят дети. Театральная неделя» Технологическая карта проведения занятия по физической культуре с детьми старшего.

Технологическая карта организованной учебной деятельности йымдастырылан оу іс-рекетіні технологиялы картасы Технологическая карта.

Технологическая карта организованной учебной деятельности по ФЭМП «Путешествие в сказку» Технологическая карта организованной учебной деятельности. Образовательная область: Познание Разделы: ФЭМП Тема: «Путешествие в сказку».