Что такое цирк - история, описание, виды и интересные факты. Под куполом: история циркового искусства Что такое цирк

Цирк — так называемый вид искусства, основу которого составляют развлекательное представление. Но цирк — это не только зрелище. Здание для этих мероприятий тоже может называться цирком.

Но что же было ранее, до этого определения? В Древнем Риме цирками назывались специальные огороженные пространства на открытом воздухе, где проводились захватывающие конные скачки, гонки на колесницах, соревнования по борьбе и акробатике. Современные цирки появились в XVIII веке. Сейчас в цирке выступают жонглеры, клоуны и акробаты. Во многих цирках показывают представления с участием дрессиро-ванных животных — слонов, медведей, тигров и львов. Не все знают, что во всех цирках мира арены имеют одинаковый диаметр - 42 фута или 13 метров. Выбор такой окружности не случаен, это профессиональная необходимость для тех, кто участвует в конных аттракционах. Спина лошади бегущей с определённой скоростью галопом по арене такого диаметра всё время имеет одинаковый наклон по отношению к центру окружности. Современный цирк начал свою историю именно с акробатических номеров, выполняемых на лошадях.

Амфитеатр Астли

Родоначальником цирка в современном понимании считается Филипп Астли, который в 1768 году создал «Амфитеатр Астли» и дал первое выступление в Лондоне. Однако его конкурент Джон Хьюджес решил использовать другое название, поэтому он заимствованное у римлян слово цирк. Хьюджес открыл свой «Королевский цирк» поблизости от «Амфитеатра», чтобы переманивать зрителей. В ответ на такую ярую конкуренцию Астли разнообразил программу жонглёрами, канатоходцами, гимнастами и клоунами. В итоге цирк приобрёл современные черты.

Среди трюков выполняемых бродячими циркачами самым опасным является «мелкий нырок». Он представляет собой прыжок в емкость наполненную водой с большой высоты, единственная тонкость заключается в том, что уровень воды в водоёме очень маленький, так что артист может легко разбиться насмерть.

Не зря любители адреналина взяли за основу этот экстремальный трюк и стали соревноваться между собой. Чем горизонтальней шлёпнется человек об воду, тем больше она поглотит скорость его падения, но сила удара о поверхность может быть весьма ощутимой. С каждым годом экстремалы забираются всё выше и выше. В Книге рекордов Гиннеса зафиксировано достижение, установленное Дарреном Тэйлором, который 9 октября 2009 года нырнул в бассейн наполненный водой до уровня 30,5 см (1 фут) с высоты 10,9 метра. Так что пока это самый высокий «мелкий нырок».

Давно ли, вы были в Цирке?
Спросите ребенка, куда он предпочтет пойти, например, в кино, театр, оперу или цирк...
Ведь "устами младенца глаголит истина", не правда ли?
Красочное и яркое зрелище не может оставить никого равнодушным к этому виду искусства.
А искусство это возникло сравнительно недавно, несмотря на то, что герои этого представления существовали за долго до того как появился, так называемый цирк!

Цирк происходит от латинского слова circus, что обозначает круг, и это неслучайно! Цирковая арена предназначалась для конной акробатики, которая по сути является первым цирковым трюком. Основатель цирка Филип Астлей был английским цирковым артистом и блестящим наездником. В 1770 году, в Лондоне, он основал Школу верховой езды, где показывались так же конные представления.
Огородив натянутыми веревками территорию для выступлений, Астлей в красной куртке, коротких штанах из чертовой кожи и треуголке с плюмажем (в слегка измененном виде костюм этот станет в последствии униформой наездников), под звуки оркестра, состоящего из двух флейт и барабана, в который била миссис Астлей показывал лондонцам вольтаж на одной и двух лошадях.

В 1780 году Астлей построил манеж под открытым небом, окруженный крытыми трибунами, который получил название "Амфитеатр Астлея". В этом году на манеже дебютировал его десятилетний сын Джон.
Вдобавок к конно-акробатическим номерам, он ввел в свое представление канатных плясунов, прыгунов, акробатов, жонглеров, пантомиму и впервые появляются цирковые клоуны.
Эти представления и стали праобразом современного .

Амфитеатр Астлея

Представления труппы Астлея были настолько популярны, что он был приглашен в 1772 году во Францию в Версаль, выступать перед королем Людовиком XV. А в 1782 году Астлей открыл первый парижский цирк.

1770-е. Цирк Астлея
Астлей построил аналогичные здания в девятнадцати городах. Первый из них был открыт в 1773 году в Дублине.

Верховая езда оставалась центральным выступлением в цирке, в течение более чем ста лет. И участвовали в этом не только мужчины но и женщины.

На этой картинке показано, как нелегко приходилось наездницам Эдвардианской эпохи. Женщина-всадник должна была не только выполнять все прыжки и трюки верхом, но и быть затянутой в тугой корсет сидя боком на лошади, что значительно ограничивало ее движения и при этом в огромной шляпе с перьями (не буду перечислять все элементы, которые лепились на эти шляпы), надежно крепившиеся на голове несколькими крупными и жесткими шпильками. Она всегда должна была оставаться элегантной и изящной.

Канатоходцы, как их часто называли, было обычным зрелищем на ярмарках по всей Европе от Средневековья до 18-го века. Эта знаменитая голландская девушка одетая в мужскую одежду конца 17 века. Камзол, чулки и поверх чулок стеганые штанишки на ватной подкладке, шарообразной формы с разрезами (О-де-шосс), которые были популярны в мужской одежде 16 века. А почему в мужской? Да очень просто, девушки того периода носили юбки, представляете, смотрите вы вверх и что вы видите?, а в то время, в принципе, и нижнего белья не было, наверно это шоу называлось бы по-другому! Ну и формы юбок в моде росли в разные стороны, вот и наряд этот позволял ей двигаться легко, и защищал ее скромность. Хотя знаменитая канатоходец 19-го века, Мадам Саки выполняла свои номера в юбке.

Мадам Саки выступала на арене с пятилетнего возраста. Приехала в Париж с родителями, бродячих актеров и ярмарочных плясунов Жана Батиста Лаланна и Элен Масгомьери. У её отца, под именем Navarin le Fameux, брал уроки танца брат короля Людовика XVI граф д’Артуа.
В 1816 открыла собственный театр на парижском бульваре дю Тампль. Театр Мадам Саки (официально он назывался Театром акробатов) давал представления до 1830.
Мадам Саки продолжала танцевать на проволоке до 75 лет.

ЛЕОТАР (Leotard), Жан Мари Жюли (1830-70). Он был французским цирковым артистом и первым воздушный гимнастом. Леотар создал номер "Полет с трапеции на трапецию", другое его великое наследие является частью одежды, названную его именем: (с англ. the leotard) трико, то есть сегодняшний купальник. Оригинальный купальник был трикотажным костюмом. Это позволяло свободу передвижения и не представляло опасности запутаться одежде в веревке.

Леотар в своем леотаре:)

Леотар в детстве

(Первый мужской и женский купальник начало 20-го столетия)


(Трико 20-х)

Жан Мари Жюли в 1859 дебютировал в цирке Наполеона в Париже. И приобрел широкую известность в Европе.

(Еще парочку костюмчиков Леотара.)

Не могу не сказать о красивом мальчике со светлыми вьющимися волосами и не боящимся высоты, это Уильям Леонард Хант, или как его называли Эль-Ниньо Фарини. Он родился Wasgate где-то в штате Мэн, США, в 1850-х годах и был сиротой, который был принят, и обучен известным канатоходцем Гильермо Антонио Фарини.

Эль-Ниньо (в переводе с испанского"мальчик") в 1886 году, ему было всего 10, окончательно шокировал публику своим номером называющимся "Le Tambour Aerial" - воздушный барабанщик. Он держась шеей за канат и раскачиваясь, умудрялся солировать на барабане.

Воздушнные гимнастки, литография Calvert Litho. Co., 1890

Воздушная гимнастка, конец 19 века

Одной из самых известных воздушных гимнасток- женщин, стала неподражаемая Barbette. В 1923 году Барбетт переехала в Париж и стала там известна, как «Барбетт Загадка». Она была очень убедительна, как женщина, несмотря, на выполнение своих номеров, практически голая. А теперь самое интересное, настоящее имя Барбетт- Вандер Клайд. И никому и в голову не приходило, что легкая, летающая на трапециях как пушинка Барбетт вовсе не женщина. Только после того, как она в конце представления снимала парик, все понимали, что это не розыгрыш и перед ними мужчина.

Барбетт, 1926 год

Путешествие зверинца или коллекционирование диких животных существовало еще в Древнем Египте, Греции и Риме. Император Август имел тигров, львов, леопардов и гепардов. В 12 веке Генрих I импортировал диких животных в свой дворец в Вудстоке, Оксфордшир, а в 1251 году Генрих III создал Королевский Зверинец в Лондонском Тауэре.

В 17 веке диких животных можно было увидеть на ярмарках, а в 1793 году человек по имени Пидкока создал обмен животных в Лондоне.

Постер, 1818 год

Первым появлением экзотических зверей в цирке мы также обязаны Астлею. В 1838 году в цирке появился первый укротитель, американец Исаак ван Амбург (1808-1865) со своей группой хищников, львом, тигром, леопардом и пантерой. Он был первым дрессировщиком, положившим свою голову в львиную пасть. И произошло это в 1833 году, во время гастролей Амбурга в Лондоне. Это представление королева Виктория посетила шесть раз. Она очень любила цирк, в особенности, шоу Исаака ван Амбурга и его кошек. Одетый как римский гладиатор, он выступал со львом, тигром, леопардом и пантерой. Виктория так восторгалась его представлениями, что заказала картину, где был изображен великий дрессировщик в клетке со своими кошками.

Эдвин Ландсир, «Исаак ван Амбург со своими животными»

Укротитель тигров в греческом наряде, 1874

Королева тигров, 1874

Во все времена люди любили смеяться и развлекаться и никак не могли обойтись без шутов, мимов, гаеров, паяцев и клоунов.

Средневековые шуты.

Астлею пришла идея нанять крестьян, которые не умели скакать на лошадях и все время падали. Первыми исполняли это Портер и Фортунелли.Так он хотел подчеркнуть мастерство своих наездников. Когда публика начинала скучать, они появлялись на арене.

Если перевести английское слово clown, то это будет деревенщина, невоспитанный, неотёсанный человек, в основном клоунами, такие и были, бедняки и пьяницы, отсюда и взялся традиционный красный нос.

Джозеф Гримальди (англ. Joseph Grimaldi) — один из самых известных клоунов Англии, считающийся первым клоуном с белым лицом. Именно выступления Гримальди сделали Клоуна, как персонажа, центральной фигурой британских арлекинад.

Устойчивая традиционная клоунская пара — «рыжий» и «белый» клоуны. Белый клоун является серьезным персонажем, это глупый господин, у него белый грим и остроконечная шляпа. Традиционное белое лицо позаимствовано у клоуна Пьеро, французского клоуна 17 столетия, с лысой головой, у которого лицо было обсыпано мукой. Костюм на этом клоуне должен был хорошо сидеть, украшенный стразами, тесьмой и другой отделкой из красочной ткани. Часто этот наряд имел пуфы на плечах и бедрах.

(Предшественники клоунов)

Поль Легранд в роли Пьеро.

Антуан Ватто: Жиль, Лувр, Париж. На голове остроконечная шапочка.

Арлекин, 1671.

Арлекин и Коломбина, картина Д. Д. Ферретти (XVIII в.)

Рыжий -его помощник, над которым все смеются, так как он подражает белому, но у него ничего не получается. Зовут его Август. Август имеет свое происхождение из Германии с 1869 года. Как-то американский акробат по имени Том Беллинг выступал в Германии со своей цирковой группой и остался в раздевалке, в качестве наказания за отсутствие дисциплины и не подготовленные им трюки. Чтобы скоротать время, он надел одежду, которая была слишком велика на него и перед его друзьями стал пародировать управляющего, который только что зашел в комнату. Беллинг побежал за ним, чтоб извиниться и оказался на арене цирка, где он споткнулся и упал на бордюр. Это заставило зрителей смеяться и начать кричать- "Auguste!" (по немецки"дурак"). С тех пор, управляющий приказал Беллингу надевать непутевый огромный костюм и продолжать свои спектакли, как клоун Август.

Армия из 50 клоунов
Ringling Brothers and Barnum & Bailey, 1910

(эти клоуны скорее напугают, чем насмешат!)

Клоун Август, начало 19 го столетия

Клоунесса


Клоун Франк Бэйл со своим шоу « обезьяна и собака»

Середина 20го столетия

Клоун "Richo", 1957-59

И еще немножко картинок и Нередко дети циркачей, принимали профессию своих родителей.

Джо Гримальди

30е годы 20-го века

Прыжок из пушки

Лев принимает ванную

Сегодняшний цирк совершенно другой! И огромная заслуга артистов цирка, вызывающих восторг у нынешних зрителей!

Цирк веселый, разноцветный. Яркие персонажи, смешные клоуны и невероятные акробаты. Кто из нас не помнит этого зрелища из детства? Яркое пятно праздника. Так что такое цирк на самом деле? Очередное развлечение для детей и взрослых?

Во взрослом состоянии кто-то остается поклонником этого своеобразного вида искусства, кто-то становится равнодушным, а у некоторых остаются подсознательные страхи. Почему? Так ли безобиден этот вид развлечения?

Честно говоря, я цирк не очень жалую. Хотя бы потому, что там слишком шумно, слишком много движения и каких-то примитивных шуток. Но так случилось, что мне пришлось недавно посетить это совместное развлечение детей и родителей, поприсутствовав на юбилее одного местного цирка и задержаться там до самого конца.

Почти под конец в качестве особо оригинального развлечения для детей был представлен необычный номер. С «милым» зайкой, у которого светились глаза в темноте (не для слабонервных), и было 8 конечностей, смотрящихся совсем уж неуместно. Нетрудно представить, что происходило с лишними конечностями. Под зловеще-веселую музыку зайке бензопилой отрезали лапки… по очереди. Апогеем была отрезанная голова, которая взмыла в воздух, подсвечивая зал своими желтыми глазами. Как бы шутка, как бы развлекательный номер, но что в корнях? Так что такое цирк? И так ли он безобиден?

Мне всегда интересно, о чем думают организаторы, которые придумывают подобные «развлечения» для детей? (Ведь у них еще только формируется мировоззрение...) Понимают ли взрослые, сколько бессознательных страхов закладывается таким образом в юные головы? Какие последствия тянут за собой эти «увеселительные» мероприятия? И сколько детей из присутствующих перестанут спать спокойно?

Ведь именно в детстве впечатления оставляют наиболее яркий след. Ребятня, как губки, впитывают в себя информацию об окружающем мире. А родители? Отдают ли себе отчет в том, что такое цирк на самом деле и какие детские страхи он способен вызвать?

Дети - они как маленькие животные (а вовсе не ангелы, как это принято представлять). У них еще отсутствует культура, которая ограничивает неприязнь. И им необходимо объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо», прививая культурные нормы. Смех, нивелируя смыслы и чувства , не дает сформироваться культурным ограничениям, и животная сущность выходит наружу во всей красе. И попробуй потом успокоить ребенка.


Мы получаем на выходе то, что закладываем. Кричим на звукового ребенка, - получаем аутиста, бьем кожного - выходит вор/проститутка, пугиваем ребенка со зрительным вектором, как итог - он закатывает истерики и не может освободиться от детских страхов.

Мы, сами того не понимая, лишаем детей счастливой судьбы. Делая выбор в пользу совместного развлечения детей и родителей в виде цирка или усилий для создания чего-то большего, мы закладываем определенную базу для его будущей жизни.

Необходимо ответить для себя на вопрос - что такое цирк сегодня? - безобидное развлечение для детей или платформа для будущих страхов ребенка? Нужны ли ребенку образы страшного зайки с отпиленной головой? Может, стоит задуматься о последствиях? И перед тем как купить билет тщательно ознакомиться с репертуаром, чтобы после не бегать к психотерапевту на сеансы?


На деле подобные мероприятия в основном несут деструктив, особенно для звуковиков, которые не переносят шумных зрелищ, и для зрительников, которые получают серьезные психотравмы от страшных номеров. Опять же оральные клоуны способны довести до истерики впечатлительных зрительных детишек.

Как правильно воспитывать малышей? В какие секции отдавать, на какие мероприятия водить и что читать на ночь, какие развлечения для детей выбирать? Чтобы развивать их природные способности. Детки такие разные… и то, что подходит одному, совершенно противопоказано для другого. Сегодня информации слишком много, ее стоит давать дозированно и очень вдумчиво.

Ведь мы не кормим детей, чем попало, а выбираем только натуральные и полезные для здоровья продукты. И не отпускаем зимой в школу без шапки, потому что понимаем последствия в виде болезни. Хотелось бы, чтобы родители понимали и последствия неправильного психологического воспитания, которые обязательно проявятся позже. И исправить их будет в разы сложнее.

Пониманию особенностей своих детей необходимо учиться. Это не модное направление, течение, следование. Это необходимость. Сегодня уже необходимость. Как правильно и без травм вырастить будущее поколение

Цирк так любим всеми, с ним связано так много легенд и волшебства, что трудно поверить, что он не существовал всегда. Но всё-таки это правда.

Первые цирки были совершенно не похожи на те, с которыми знакомы мы все. Они существовали в древнем Риме и давали представления не большой арене под названием «Великий цирк»(лат. Circus Maximus).Слово Circus обозначает всякое кольцо (лат. omnis ambitus vel gyrus), всякую фигуру без углов. Отсюда и место, на котором в Италии по греческому образцу устраивали конные ристания и которое в большинстве случаев было удлинённой долиной между двумя холмами, стали звать этим именем исходя не от назначения места, как в Греции (см. Гипподром), а из его наиболее обычной формы. С течением времени площади для конных ристаний обстраивались по образцу греческих гипподромов и италийских амфитеатров, появлялись места для зрителей, старт и т. п.; но и в то время, когда архитектурный тип цирка совершенно выработался, целый ряд местностей принуждён был довольствоваться более или менее приспособленной площадью с временными местами для зрителей.

«При первых царях местом цирковых представлений было Марсово поле; затем, как гласит предание, Луций Тарквиний Приск устроил за счёт добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка» . Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара, опустошившего Рим, выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций, заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году». <…> (Кузнецов.Е. 1971, с.125)Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи. В Риме кроме «Великого Цирка» находилось ещё три: построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия Цирк Фламиния, в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов, среди арены, наполненной водою; Цирк Нерона (называвшийся также Цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкою при Калигуле, оконченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров; Цирк Каракаллы, выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция, и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков. Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в 1823 г. остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор, на Аппиевой дороге. Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Почти полное разрушение цирка объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть цирка была каменной. Все же и при этом состоянии разрушения мы можем себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве -- о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части Ц. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры цирка. Длина здания -- 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Главным зрелищем, собиравшим народ в цирк, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника, украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр, украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии -- и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Одновременно открывались ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. « Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina. Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. <…> Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, -- средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц.» (Доминик Жандо 1984, с.30) Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и театральные представления окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения. С 12 в. в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, постепенно они переносились на городские площади (где с учётом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи). К середине 18 в. в Европе получили известность многие мастера конной дрессировки и фигурной верховой езды, главным образом англичане: Ш. Прайс, Джонсон, Уийр, Самсон и др. Их труппы зачастую включали эквилибристов, акробатов, клоунов.В 1772 английский предприниматель Ф. Астлей создал в Лондоне школу верховой езды, в 1780 он построил т. н. Амфитеатр Астлея для показа фигурной езды на лошадях и конной дрессировки. Здесь выступали также клоуны, дрессировщики собак, акробаты, ставились сюжетные спектакли, в которые включались конные батальные сцены. Амфитеатр Астлея -- первый в мире стационарный цирк в современном понимании.

«Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 г. они выстроили в Париже, в предместье Temple, круглую залу, названную ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических. <…>Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений ещё и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.» (Доминик Жандо 1984, с.128)

Э. Ренц в 1851 открыл стационарный цирк в Дюссельдорфе, в 1856 -- в Берлине. Не отказываясь от конных номеров, он ввёл представителей др. жанров, бытовавших ранее в ярмарочных балаганах. Здесь зародился образ Рыжего клоуна, своеобразная пародия на горожанина, главным образом мелкого буржуа.

По пути Ренца пошли многие деятели Ц. -- немцы А. Шуман, Э. Вульф, итальянцы Г. Чинизелли, А. Саламонский и др.

В середине 19 в. продолжалось расширение цирковых жанров. В 1859 французский спортсмен Ж. Леотар впервые продемонстрировал воздушный полёт, позже ставший одним из самых романтических видов циркового искусства. Этот номер потребовал в дальнейшем реконструкции цирковых зданий -- сооружения сферического купола, на колосниках которого помещались грузоподъёмные механизмы и др. технические приспособления.

В 1873 американский предприниматель Т. Барнум открыл большой передвижной цирк («сверхцирк»), где представление проходило одновременно на трёх манежах. Барнум соединил цирк с паноптикумом и различными аттракционами. В 1886 в Париже был построен Новый цирк, арена которого в течение нескольких минут заполнялась водой. В 1887 К. Гагенбек, крупнейший торговец животными, владелец зоопарка в Гамбурге, открыл т. н. зооцирк. Здесь в большинстве номеров участвовали животные, в том числе хищные. Номера дрессировщиков быстро завоевали популярность.

Конец 19 в. характерен обращением к спорту (что также расширило границы цирковых жанров) -- выступлениям силачей, гимнастов на кольцах и турниках, жокеев, жонглёров, велофигуристов, роликобежцев. В 1904 в петербургском цирке Чинизелли проведён первый всемирный чемпионат борцов. Оригинальные номера и целые жанры принесли на арену цирка японские, китайские, персидские, арабские артисты.

С конца 19 в. буржуазный цирк переживал творческий кризис. Отдельные номера отличались грубостью, вульгарностью, зачастую очевидной жестокостью (например, т. н. дикая дрессировка). В псевдопатриотических военных пантомимах восхвалялась империалистическая экспансия. Клоунада в значительной степени утратила сатирическую направленность, строилась на грубых шутках и трюках цирки теряли зрителей, ориентировались в значительной мере на детей. Этот процесс продолжался и в 20 в. Даже в 70-е гг. стационарные цирки отсутствуют в США, нет их в Латинской Америке, Африке, Австралии. В Западной Европе работают 5--6 стационарных цирков, там отсутствует планомерная подготовка цирковых артистов, нет и специальных учебных заведений.После 2-й мировой войны цирковое искусство социалистических стран получило значительное развитие, построены и строятся стационары в Венгрии, Монголии, Румынии, Болгарии, КНДР; в Чехословакии, ГДР и Югославии действуют крупные передвижные цирковые коллективы. В ГДР, Венгрии, Болгарии существуют также училища и студии циркового искусства.

Обычно цирк ассоциируется с характерным круглым шатром, в котором разыгрываются красочные развлекательные представления, включающие элементы циркового искусства — например, эквилибристику и акробатические номера, жонглирование, танцы, выступления клоунов или дрессированных животных. Однако цирк не всегда выглядел так, как сегодня, а его история уходит корнями в древность. В Древнем Китае цирковое искусство было представлено выступлениями акробатов, сохранявшими равновесие при исполнении сложных упражнений: в китайском цирке не было номеров с участием животных. В свою очередь, древнеримские цирки — монументальные сооружения для нескольких тысяч зрителей — были прежде всего местами соревнований конных повозок. Позднее, после изобретения складного циркового шатра, появились передвижные цирковые труппы. В наши дни в цирке, кроме классических номеров, можно увидеть также разнообразные спецэффекты — не только известные на протяжении веков пиротехнические фокусы, но и управляемые посредством компьютера.

Circus Maximus.
В Риме цирк был открытым сооружением с ареной, окружённой многоярусными трибунами. Зрителям показывали захватывающие акробатические трюки, танцы, сражения, верховую езду, в частности гонки на колесницах. Слово «цирк» (лат. circus — круглый) появилось потому, что здания строились в форме, близкой к окружности, чтобы в них можно было расположить беговую дорожку. Подобные зрелища в древности пользовались большой популярностью: в самом большом цирке — римском Circus Maximus — размещалось 250000 зрителей, в несколько раз больше, чем в Колизее.

Цирковые шатры.
Цирк в привычном нам виде появился только в XVIII в. Первый стационарный цирк, где регулярно проходили выступления артистов и дрессированных животных, был построен в 1772 году англичанином Ф. Астлеем в Великобритании. Вскоре — после того, как был сконструирован складной шатёр в форме конуса или эллипса, названный шапито — начала развиваться традиция странствующего цирка. А французское слово шапито стали употреблять для названия самого странствующего цирка, путешествовавшего с выступлениями из города в город.

Волшебство тела.
Цирковое искусство намного старше, чем собиравшие тысячи зрителей римские зрелища. Впервые (3500 лет до н.э.) оно появилось в Китае. Китайские циркачи демонстрировали в основном эквилибристику, акробатические и гимнастические номера, а также жонглирование. Именно этими номерами китайцы знамениты и по сей день. Китайский цирк — зрелище, в котором артисты демонстрируют немыслимую гибкость тела. Однако в китайском цирке не бывает дрессированных животных.

Цирковые парады.
Приезд цирка был важным и заранее ожидаемым событием. Чтобы сообщить о своём прибытии, циркачи часто организовывали парады, в которых принимали участие ярко украшенные животные, атлеты с мощными фигурами, тянущие за собой гружёные телеги, а также акробаты на ходулях и пожиратели огня. Парадное шествие замыкали характерные цирковые фургоны, в которых путешествовали странствующие артисты.

Бродячие артисты.
В Европе цирковое искусство расцвело в средние века, когда появились странствующие циркачи и артисты. Их выступления проходили на больших аренах, в шатрах или просто на городских улицах во время ярмарок и народных гуляний. Особенный восторг публики вызывали канатоходцы, исполняющие опасные номера, удерживая равновесие на канате, натянутом прямо над улицей между крышами домов. В странствующих труппах были также жонглёры, пожиратели огня, мимы и комедианты.

Клоуны.
Современный цирк — прежде всего развлечение, поэтому его обязательным элементом является выступление клоунов. Любимцы детей — ярко раскрашенные актёры в огромных башмаках с искусственными красными носами призваны смешить зрителей. Это нелегко, и зачастую требует разнообразных талантов — актёрских, музыкальных и гимнастических. Наиболее популярные представители этой группы циркачей — акробаты, мимы — «рыжие» и «белые», чьи образы произошли от традиционных комедийных персонажей — Арлекина и Пьеро.

Опасная работа.
Эквилибристка и акробатические номера требуют необычайного умения, которое приходит лишь в результате многолетних тренировок, как, например, в акробатических трюках на трапециях под куполом цирка, изобретенных во Франции в середине XIX в. Для этого необходимо точное чувство времени, ловкость, сила и гибкость тела. Не менее трудными номерами являются езда на одноколёсном велосипеде, требующая исключительного чувства равновесия, а также метание ножей в цель. Каждое неверно выполненное движение связано с огромным риском и может угрожать жизни артиста.

Дрессированные животные.
В большинстве цирков мира выступления дрессированных животных давно стали классическими номерами. В программу могут входить выступления катающихся на велосипедах собачек, жонглирующих мячами тюленей, а также верховая езда. Особенно популярны номера с участием опасных животных — например, медведей, львов, тигров и слонов. Зрелище дрессировщика, вкладывающего голову в пасть льва, заставляет замирать сердце, но настолько же захватывающим может быть вид огромных слонов, стоящих на двух ногах как маленькие собачки.

Знаете ли вы, что:

  • В былые времена зрителей очень привлекали выступления пожирателей огня.
  • Под огромным цирковым шатром находятся места для зрителей и оркестра, а также арена для артистов.
  • Помимо обычного цирка, существуют также «Цирк на воде» и «Цирк на льду», в котором циркачи исполняют трюки в воде и на коньках.
  • Автомобили, на которых циркачи переезжают из города в город, обычно покрыты цветными рекламами.
  • Одним из самых известных клоунов был Грок (1882-1959). Свою карьеру он начал, выступая в цирках и кабаре вместе с отцом. Грок выступал по всему миру и амплуа печального клоуна, борющегося со злобными неодушевлёнными предметами, снялся в нескольких фильмах и написал несколько автобиографических книг.
  • Многие считают, что показывать дрессированных животных — жестоко. Чтобы животные — например, львы — стали послушными, безопасными и выполняли приказы человека, их приходится годами обучать самыми безжалостными методами. Часто животных содержат в несоответствующих условиях, например, в слишком маленьких клетках, где они лишены возможности свободно двигаться и играть. Поэтому некоторые современные цирки возвращаются к китайским формам развлечений — без выступлений животных, только с фантастическими номерами великолепно обученных людей.

Отец современного цирка в том виде, в котором он существует сейчас - английский кавалерист старший сержант Филипп Эстли (Philip Astley; 1742-1814). А начинался его цирк как... школа верховой езды!


Филиппа Эстли

Филипп Эстли с детства любил лошадей и был одним из лучших наездников своего времени. Отслужив в драгунском полку, Эстли стал инструктором по верховой езде.

По легенде, счастливый случай помог ему открыть собственное дело. По легенде, гуляя вдоль Вестминстерского моста, он нашел бриллиантовое кольцо. А через некоторое время на том же месте судьба свела его с Георгом III. Эстли помог остановить лошадь короля, которая ни с того ни с сего вдруг понеслась. Спасенный король щедро отблагодарил Филиппа. На вырученные деньги Филипп в 1768 г. открыл ездовую арену на Хэлфпенни Хатч в Ламбете. Она представляла собой круглую площадку.



Школа верховой езды Филиппа Эстли, 1777

Для привлечения внимания людей и увеличения числа обучающихся, в школе после занятий проводились показательные выступления. Вход был свободным, но по обычаю конных показов тех времён после каждого представления собирались деньги.

Конные представления очень быстро стали пользоваться большой популярностью, и Филипп принял решение построить для них отдельное здание. В 1769 г. он перебрался на более прибыльное место возле Вестминстерского моста. В новом помещении Эстли ввёл платный вход: театрам в те времена уже трудно было существовать на деньги меценатов, и требовалось привлекать как можно больше аудитории на спектакли. Билет на представление стоил шиллинг за сидячее место, шесть пенсов за стоячее. Хотя это здание не имело крыши, но уже было защищено от лондонских сюрпризов погоды, будучи постоянной постройкой из дерева. Также здесь Эстли построил защитные верёвочные барьеры, окружавшие сцену. Кроме того, он нанял барабанщика, ответственного за звуковые эффекты. Чтобы сделать представления более интересными, Эстли обратился к опыту успешных театров Лондона, и решил привлечь к представлениям артистов оригинальных визуальных жанров - акробатов, жонглеров, танцоров, канатоходцев.

Кроме лошадей, в цирке показывали и других зверей. В 1769 году на арене Эстли выступала «военная обезьяна», по кличке Генерал Джеку, однако более крупные звери появились только в 1816 году, когда в парижском цирке два слона представляли публике целый спектакль: брали хоботом яблоки, открывали бутылки и выпивали их содержимое, играли на шарманке.

Таким образом, к 1770 г. представления Филиппа Эстли были смесью верховой езды, акробатики и пантомимы.

Как он и ожидал, новая форма представлений имела большой успех. Так родился цирк, каким мы его знаем. А заведение, получившее название «Амфитеатр Эстли», было первым цирком в Европе.

Честь изобретения круглой формы арены принадлежит вовсе не Эстли, как иногда ошибочно утверждают. Наездники-акробаты в те времена уже устраивали представления на круглых площадках. Так они постоянно могли находиться на виду у зрителей, чего нелегко добиться, несясь галопом по открытой местности. Однако именно Эстли разработал оптимальный диаметр арены. Поначалу диаметр цирковой арены Эстли составлял 62 фута (около 19 метров). Во время тренировок с наездниками Филипп нашел оптимальный диаметр арены, составляющий 42 фута (около 13 метров). Он был выбран таким образом, чтобы для наездника создавалась оптимальная центробежная сила скачущей лошадью.



Амфитеатр Эстли в Лондонском цирке, 1808

4 августа 1777 года состоялось открытие необычного заведения в Лондоне. Посетителей ждал настоящий сюрприз: первое в Европе театрализованное цирковое представление. В нем преобладали конные номера: фигурная езда, дрессировка, жокеи-акробаты, «живые пирамиды из наездников», которые строились на полном скаку. Эстли первым показал вольтижировку – комплекс гимнастических упражнений на лошади, движущейся шагом, рысью и галопом по кругу.

В 1780 Амфитеатр Эстли стал крытым помещением с партером, ложей и балконом.

Видя успех своего изобретения, Филипп организовал подобные амфитеатры также в других городах. При его жизни по всей Европе было открыто восемнадцать филиалов. Он уделил много времени цирку, построенному в Париже в 1782 году, получившему название «Английский амфитеатр».

Сам Эстли никогда не называл свое заведение "цирком", потому что это слово придумал его конкурент Чарльз Дибдин (Charles Dibdin), который 4 ноября 1782 г. вместе с Чарльзом Хьюзом (бывшим участником группы Эстли) создал еще один амфитеатр и по совместительству школу верховой езды. Он назвал свое заведение "Королевский цирк и конная филармоническая академия" (Royal Circus and Equestrian Philharmonic Academy ) недалеко от "Амфиетатра Эстли" в Ламбете. Часть этого помпезного и громоздкого имени стала общим названием нового развлечения - цирка.

Эстли умер в январе 1814 года в Париже. Его наследники продолжили цирковое дело. Французский амфитеатр существовал до 1826 года, лондонский цирк – до 1893 года.