Как узнать срок сдачи дома в эксплуатацию. Как узнать, сдан ли дом в эксплуатацию

Застройщик не согласен с отказом в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Возможность передачи и приема в автоматизированном режиме информации и документов, предусмотренных ч. 2 ст. 55, должна быть обеспечена не позднее одного года с 27.06.2019 (ФЗ от 27.06.2019 N 151-ФЗ).

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Застройщики, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также могут обратиться с указанным заявлением с использованием единой информационной системы жилищного строительства, за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Документы, предусмотренные п. 13 ч. 3 ст. 55 (в ранее действующей ред.), поданные до 04.08.2018 вместе с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, являются приложением к разрешению, а само разрешение является решением об установлении охранной зоны.

3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

(см. текст в предыдущей редакции)

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

(см. текст в предыдущей редакции)

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 , , и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

3.3. Документы, указанные в пунктах 1 , , , , и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. По межведомственным запросам органов, указанных в части 2 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), предусмотренные частью 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся эти документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

4. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

4.1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и настоящей статьи документы. Документы, предусмотренные частями 3 и настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи , в которых направление указанных в частях 3 и настоящей статьи документов и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию осуществляются исключительно в электронной форме. Порядок направления документов, указанных в частях 3 и настоящей статьи, в уполномоченные на выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в течение пяти рабочих дней со дня выдачи такого разрешения обеспечивают (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) передачу в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведения, документы, материалы, указанные в пунктах 3 , - 9.2 , и 12 части 5 статьи 56 настоящего Кодекса.

10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

10.1. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.

11.2. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия разрешение на ввод в эксплуатацию такого объекта выдается с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, в течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие такое разрешение, направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию такого разрешения в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением объекта, в отношении которого выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

КонсультантПлюс: примечание.

Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется также в случаях, указанных в ст. 16 ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ.

15. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

16. В случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - , и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:

2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

17. В случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.

18. Форма уведомления об окончании строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

19. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;

2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;

5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

20. Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию. пунктом 1 настоящей статьи.

Срок окончания процесса строительства, указанный в договоре, определяет дату окончания именно строительных работ. Ввод же здания в эксплуатацию возможен после получения разрешения.

Процесс ввода постройки в эксплуатацию состоит из нескольких этапов:

  1. На момент ввода все строительные работы должны быть закончены, проложены коммуникации.
  2. Техники приезжают на место и осуществляют замеры площадей квартир и всего здания, в частности, для оформления техпланов.
  3. Приемная комиссия проводит заседание, по результатам которого выдается разрешение. В нем указывается соответствие постройки градостроительному и генеральному плану.
  4. Затем проектно-инвентаризационное бюро оформляет техпаспорт.
  5. Органы, выдавшие техусловия для строительства, принимают готовое здание.

В зависимости от сложности объекта выдача разрешения на ввод в эксплуатацию может произойти через 3–6 месяцев после окончания постройки . Только после этого владельцы квартир в новостройке могут получить свои ключи и оформить права собственности на жилье.

Приемка квартиры и документов на нее от застройщика

В процессе приемки квартиры оформляются два документа:

  • смотровой лист, если обнаружены какие-либо недостатки.

Принятие квартир дольщиками происходит по истечении недели с даты ввода дома в эксплуатацию .

Нарушение сроков как приемки квартиры, так и ввода здания в эксплуатацию грозит застройщику уплатой неустоек, если долевое участие оформлено по всем правилам по нормам закона №214-ФЗ.

Процедура приемки квартиры:

  1. Изучите документы, которые выдаст застройщик.
  2. Осмотрите помещение. Все недостатки, обнаруженные в процессе осмотра, опишите подробно в смотровом листе.
  3. Акт приемки-передачи подписывайте только в том случае, если недостатков не обнаружено или они уже устранены. После подписания этого документа обязанности компании-застройщика считаются исполненными, и устранять недочеты придется жильцам.

С найденными недочетами в квартире можно «разобраться» несколькими путями:

  • застройщик самостоятельно все устранит;
  • устранит недостатки собственник, а застройщик компенсирует затраты на ремонт;
  • стоимость жилья может быть уменьшена на сумму, необходимую для ремонта.

На руках у собственника должен остаться , подписанный представителем застройщика. Один экземпляр остается у застройщика. Однако не всегда с первого раза получается принять квартиру.

Куда обратиться для регистрации прав собственности?

Когда квартира осмотрена, недочеты устранены, необходимо зарегистрировать право собственности на жилье и получить свидетельство. Только с этого момента дольщик становится полноправным владельцем квартиры.

Возможна при условии:

Процедура оформления прав собственности на квартиру в новостройке осуществляется Федеральной регистрационной палатой.

Пакет документов для регистрации

От дольщика потребуются документы:

Приведенный перечень документов для регистрации не является исчерпывающим .

В отдельных регионах РФ могут потребоваться дополнительные документы, поэтому лучше предварительно уточнить это в территориальном отделении Кадастровой палаты.

Процедура и сроки оформления права собственности

Занимает процесс регистрации около месяца, но может длиться и дольше . Оформить право можно самостоятельно, через юридическую фирму или воспользоваться платными услугами того же застройщика.

На квартиру в новостройке выглядит таким образом:

При регистрации обязательно участвуют не только все собственники, но и представитель застройщика .

Если одним из владельцев будет несовершеннолетний, от его имени подписывает документы родитель или законный представитель.

Возможные сложности при оформлении

Срок оформления права собственности может сильно затянуться по нескольким причинам.

Для совершения сделок с любой недвижимостью нужен свой пакет документов, а чтобы продать, подарить или оставить в наследство жилой дом прибавляется еще один документ – разрешение на ввод в эксплуатацию. И даже в том случае, если дом давно построен и используется для постоянного проживания, все равно при регистрации перехода права собственности обязательно затребуют этот документ.

Так можно узаконить и самовольную постройку, если у местных властей получить этот документ. Если есть подтверждение, что дом введен в эксплуатацию, то на практике это будет означать, что любые строительные работы были проведены в соответствии с Градостроительным Кодексом и нормативами, соблюден строительный проект.

Когда можно ввести дом в эксплуатацию

Вводом жилого дома в эксплуатацию занимается специально созданная при муниципалитете комиссия, и чтобы это действие совершилось, вначале необходимо благоустроить жилье строение, то есть обеспечить проживающим всеми жизненно важными коммуникациями:

  1. Водой : подключение к центральному или местному (колодец, скважина) снабжению.
  2. Светом: установкой линии передач электроэнергии, подключение к ним.
  3. Канализацией: в загородных домах нет централизованной услуги, но все равно необходимо обустройство стока нечистот, отвечающего санитарным нормам.
  4. Отоплением: газовым, бойлерным или печным, каждый выбирает свой вариант.
  5. Удобным подъездом к жилищу : обустройство асфальтовых или гравиевых дорог.

И только при полной готовности всех этих объектов можно будет вести дом в эксплуатацию.

Как ввести дом в эксплуатацию

Чтобы у приемной комиссии не было никаких претензий к вашему строению, необходимо проделать несколько шагов:

  1. Обратиться в кадастровую палату по месту нахождения строения, вызвать инженера для уточнения границ и фиксации новой постройки. Дом должен быть оборудован окнами, дверьми, крышей, межэтажными перекрытиями, крыльцом.
  2. Для приезда комиссии необходимо подать заявление в местный орган исполнительной власти о выезде специалистов для приемки дома. К заявлению нужно приложить правоустанавливающие документы на земельный участок, выданное разрешение на ведение строительных работ.
  3. Организовать приезд кадастрового инженера для уточнения границ участка, после окончания строительных работ.
  4. Инспектору градостроительной организации представляют следующие документы: ходатайство об обследовании, паспорта на строение, выданное инженером кадастровой службы.
  5. Отправиться в отделение по градостроению местной власти, уплатить за проведение работ по вводу дома, получить список организаций, с которыми необходимо провести различные согласования: кадастровая служба, свидетельство о собственности на земельный участок, строительный проект строения, разрешение на ведение строительных работ по указанному адресу, справку о проведенном обследовании надела под строительство.
  6. Пройти согласование в пожарной, газовой и электроснабжающих службах, получить одобрение на ввод в эксплуатацию дома.
  7. Подать все заверенные документы в отдел по градостроению, оплаченную квитанцию, акт приемки дома, и получить документ под название «Ввод дома в эксплуатацию».
  8. После этих действий можно подавать пакет документов для получения свидетельства о собственности на жилой дом.


Пошаговая инструкция ввода дома в эксплуатацию

  1. Необходимо прийти в местное отделение , принести собой оригинал и ксерокопию свидетельство о праве собственности на земельный надел и кадастровый план участка, если есть. При отсутствии необходимо его заказать в соответствующих службах. Если есть геодезия участка, то - это хорошо, но иметь его необязательно. Затем оплатить заказанные услуги через кассу, после этого получить талон с датой приезда специалиста. Чтобы не делать одно и то же дело два раза, в доме должны быть минимальные обустройства: крыша, перекрытия, окна-двери, пол и лестницы, внутренняя отделка не имеет значения.
  2. Используем выжидательный момент готовности паспорта с пользой: фотографируем дом со всех сторон, пишем заявление местной власти о вводе дома в эксплуатацию.
  3. Обращаемся в ЕГРП, делаем запрос об арестах, ограничениях, сервитуте на земельный участок.
  4. В кадастровой палате получаем паспорт, проверьте все данные, если что-то указано неверно, то необходимо обратиться к инспектору за внесением изменений, предоставив ему фото, схему размещения на местности.
  5. Теперь нужно отправиться в комитет по архитектуре и градостроению.С собой иметь: правоустанавливающий на землю документ, разрешение на ведение строительных работ, выписка из реестра прав на имущество с отсутствием арестов, схема строений на сегодняшний день, проектная документация на дом, схематичное расположение строения к привязкой, к границам участка. Он обязан выдать список организаций, с которыми необходимо согласование для ввода дома в эксплуатацию: газовое службы, электротехнические и водоснабжения.
  6. Подписанные, значит, согласованные, документы на дом передаем тому же сотруднику, кто уже занимался вашим вопросом. Заходите в этот отдел почаще, так процесс может ускориться.
  7. Со всеми согласованиями и подписанными разрешениями обращаемся в орган местного самоуправления, пишем заявление на ввод дома. Там же можно получить и адрес расположения строения.
  8. Теперь опять приходим в градостроительный отдел со всеми перечисленными выше документами, пишем окончательное ходатайство о вводе. Если пакет будет отвечать установленным требованиям, то через 30 дней можно получить акт о вводе дома в эксплуатацию.
  9. Затем опять нужно отправиться в БТИ: принести все заверенные документы. Второй раз заказывать вызов специалиста не нужно.
  10. Все. Теперь можно регистрировать дом как собственность, а после можно делать с ним все, что установлено Законом.

Упрощенная схема

Смысл этого оформления в простоте подготовки необходимых согласований и разрешений, да и надзор за строительством не ведется, то есть жестких регламентных правил. Просто нужно заняться сбором всех документов, а обязательные согласования с разными межведомственными организациями проходить не нужно. Список документов общий и для упрощенного, и обычного ввода дома в эксплуатацию, и обращаться также нужно в градостроительный отдел местной администрации.

Решение выносится через месяц, если по документам дом построен, подключен к коммуникациям без нарушения общепринятых правил.

Но для этого необходимо провести техническое обследование участка, то есть, к какому типу земель он относится, какие коммуникации проходят по участку.

Это должны сделать сами представители местной власти, то есть приехать на участок и все осмотреть. Этого документа будет достаточно для вынесения акта о приемке работ и вводе дома.

Законодательная база

  • По основаниям п. 3 ст. 48 Градостроительного Законодательства для ведения строительных, капитальных или реконструкционных работ нет необходимости подготавливать традиционную документацию проекта. В ст. 54 того же Кодекса, даются определение об отсутствии надзора архитектурного отдела.
  • Упрощенный порядок ввода регламентируется положениями п.4 ст. 8 ФЗ№191 «О введение в действие норма градостроения», по которому даны разъяснения по получению необходимых документов.

Необходимые документы:

  1. Свидетельство, подтверждающее права на земельный надел.
  2. Если дом будет возводиться впервые – кадастровый план и характеристики надела.
  3. Заверенное разрешение на ведение строительных работ: дается на основании составленного проекта.
  4. Документ о приемке органами исполнительной власти дома.
  5. Справка о соответствии взведенного дома строительным, санитарным и экологическим требованиям, подписывает ответственный за строительство инженер.
  6. Справка о соответствии дома противопожарной безопасности.
  7. Документ о проведении жизненно важных коммуникаций, их соответствие установленным нормам.
  8. Схематичное расположение дома относительно других строений и границ.
  9. Акт проверки дома строительным и другим правилам.

Стоимость

Все официальные услуги кадастрового инженера или БТИ осуществляются на платной основе, в разных регионах стоимость услуг может варьироваться от 10 до 30 тысяч рублей.

Стоимость регистрации права собственности составляет 2200 рублей для физических лиц. Все справки и согласования должны предоставляться бесплатно, но это очень спорный вопрос.

Следует документально зафиксировать осуществленные изменения. Процедура продиктована тем, что акт ввода в эксплуатацию частного дома должен прилагаться при осуществлении любых операций с недвижимостью.

В частности, произвести налоговый вычет, переоформить, купить, продать либо передать по наследству домовладение, не имеющее законной регистрации, будет невозможно. Застройщик обязан подтвердить, что дом построен без нарушения строительных норм, повреждения или создания угрозы коммуникациям, грамотно "вписан" в границы принадлежащего ему участка.

Изготовление техпаспорта на жилье

Разрешение на ввод в эксплуатацию частного дома можно получить только при наличии технического паспорта на оформляемое жильё.

Если было много отклонений от проекта, все потребуется согласовать в управлении архитектуры. Недостатки и недоделки также потребуют устранения. После чего можно вызвать представителя БТИ на дом и заказать изготовление техпаспорта.

Требования к дому, вводимому в эксплуатацию:

  • Дом должен иметь окна и двери, быть пригодным для жилья.
  • Стены с черновой штукатуркой сдать проблематично, следует их хотя бы оштукатурить под чистовую отделку (сама отделка необязательна). Данное требование продиктовано изменением размеров комнат после завершения основных строительных работ.
  • Стены неотапливаемого подвального помещения можно не штукатурить, пол не бетонировать. Однако если высота подвала составит 2,1 м и выше, будут предъявлены требования как к полноценному жилью, также потребуется пересмотреть этажность дома. Вследствие чего не стоит спешить очищать подвал от лишнего песка либо грунта.
  • Полы в санузлах должны быть сделаны под ключ, в остальных помещениях стяжки вполне будет достаточно. Дощатое покрытие предъявляется в полной готовности. "Тёплый пол", увеличивающий стоимость дома, ставку налога и страховку, нужно показать в готовом виде.
  • Потолок - допустима черновая отделка.
  • Балконы и террасы должны быть с обязательным ограждением.
  • Лестница в многоэтажном доме предъявляется в готовом виде, замена её стремянкой недопустима.
  • Разводка отопления, электроснабжения и водосток должны быть выполнены согласно проекту. Функционирование системы обмерщиков не интересует, главное - её наличие.
  • Если предусмотрен гараж, то без установки ворот техпаспорт оформлен не будет.
  • Наличие хозяйственных построек, дорожек на территории, проездов, забора, озеленения для ввода в эксплуатацию частного жилого дома в сельской местности необязательно.

Что делать, если дом не совсем готов?

Порою сил, времени либо средств недостаточно для выполнения работ в полном объёме: мансарда или верхние этажи долго остаются незавершёнными. Оформить техпаспорт на подобное жильё невозможно, и следовательно, не получится присвоить почтовый адрес, прописаться, подключить газ и т. д. Выход - в поэтапном вводе в эксплуатацию, поэтажно.

Как оформляется самострой?

При большом количестве недоделок или переделок выписывается ведомость технических характеристик, отражающая факт планировки, но не подтверждающая её выполнение согласно проекту. Допустим, из-за отсутствия отопления дом классифицируется как нежилой. Оформить документы ввода в эксплуатацию частного дома, основываясь на ведомости, невозможно.

Последняя проверка - кто и что проверят?

Представители архитектурного управления, санстанции и пожарной охраны должны зафиксировать выполнение требований по их профилю в акте ввода в эксплуатацию частного дома.

  • Архитектор проверит совпадение геометрических размеров строения с проектными.
  • Представитель санстанции, в первую очередь, проверит действующую канализацию. Затем его заинтересует отопление, водопровод, электроснабжение, наличие договора на вывоз мусора. Также к его приходу нужно обязательно убрать строительный мусор с придомовой территории.
  • Пожарный проверит вентиляционные каналы, дымоходы, наличие предусмотренных проектом устройств для извещения о пожаре и гибких "рукавов" для транспортирования огнетушащих веществ.

Как сдать дом без затруднений?

Сложностей со сдачей коттеджа можно избежать, предусмотрительно заказав проект и авторский надзор за ним у "ТопДом". Профессиональный мониторинг качества строительных работ позволит получить документы для ввода в эксплуатацию частного дома без проблем.