Молитва мусульман от долгов. Самое лучшее дуа для избавления от долгов

Занимать определённое количество материальных средств. В таких случаях всегда встаёт вопрос с своевременным возвратом долга . Если имеется возможность вернуть одолженное, но это намеренно не делается, тогда мы становимся притеснителями и впадаем в грех . В хадисе , который приводит имам ат-Тирмизи, говорится: «Должнику , имевшему возможность вернуть долг , но не сделавшего это, ежедневно будет записываться грех притеснителя» . Да убережёт нас Всевышний от подобных деяний!

Но порою долги могут оказаться такими огромными, что их возврат становится для нас большой проблемой. Тому, кто оказался в подобном положении, следует попросить займодателя об отсрочке с выплатой. При этом нужно проявить максимум стараний для возврата долга, вплоть до продажи имущества, в котором нет крайней необходимости. Со стороны займодателя также желательно пойти навстречу должнику , отсрочить возврат долга, а в случае крайней его бедности и вовсе простить одолженную сумму. Посланник Божий ﷺ сказал: «Тому, кто даёт в долг , за каждый день даётся благость милостыни . Тому, кто не спешит с получением долга от бедняка , за каждый день даётся такая же благость, как если бы он всё имущество отдал в качестве милостыни » (аль-Хаким).

Существуют ли дуа, которые помогут избавиться от долгов?

Посланник Божий ﷺ обучил Му’аза ибн Джабала следующей мольбе из священного (26-27 аяты суры «Алю-Имран») для избавления от долгов:

اللَّهُمَّ مَالِكَ الْمُلْكِ تُؤْتِي الْمُلْكَ مَنْ تَشَاءُ وَتَنْزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَاءُ وَتُعِزُّ مَنْ تَشَاءُ وَتُذِلُّ مَنْ تَشَاءُ بِيَدِكَ الْخَيْرُ إِنَّكَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ * تُولِجُ اللَّيْلَ فِي النَّهَارِ وَتُولِجُ النَّهَارَ فِي اللَّيْلِ وَتُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَتُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَتَرْزُقُ مَنْ تَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ

يَا رَحْمٰنَ الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَرَحِيمُهُمَا تُعْطِي مَنْ تَشَاءُ مِنْهَا وَتَمْنَعُ مَنْ تَشَاءُ، ارْحَمْنِي رَحْمَةً تُغْنِينِي بِهَا عَنْ رَحْمَةِ مَنْ سِوَاكَ

Транскрипция: «Аллаhумма малика-ль-мульки туъти-ль-мулька манн ташау ва танзи’у-ль-мулька мимманн ташау ва ту’иззу манн ташау ва туҙиллю манн ташау биядика-ль-хайру иннака ‘аля кулли шайин ḱадирун. Тулиджу лляйля фи ннаhари ва тулиджу ннаhари фи лляйли ва тухриджу-ль-ẍаййя мина-ль-маййити ва тухриджу-ль-маййита мина-ль-ẍаййи ва тарзуḱу мин ташау биґайри ẍисаб.

Йа Раẍмана ддунйа ва-ль-ахирати ва раẍимуhума, ту’ҭи манн ташау минhа ва тамна’у манн ташау, ирẍамни раẍматан туґнини биhа ‘ан раẍмати ман сивак» .

Смысл: «О Аллах , Властелин всего сущего! Ты даруешь, кому пожелаешь, и отнимаешь, у кого пожелаешь. Всё происходит по твоей воле; возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Ты даёшь все блага. Воистину, Ты над всем сущим властен. Ты удлиняешь день за счёт ночи и удлиняешь ночь за счёт дня. Ты выводишь живое из мёртвого и выводишь мёртвое из живого (то есть семена превращаешь в растения, а растения в семена и т.п.). Ты даруешь удел без счёта, кому пожелаешь», и даруешь, не считая, удел, кому пожелаешь.

Вопрос: Ассаламуалайкум. Человек попал в долги. Как избавится от долгов? Есть ли какие-нибудь молитвы и рекомендации в Исламе, которые помогают избавиться от долгов?

Ответ: Уа алайкум ассалам. Практически каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с долгом, занимал у кого-либо или кому-нибудь, попадал в такие ситуации, по стечению которых волей-неволей оказывался в долгах и т.п. Порой размеры долгов бывают настолько большими, что превышают всё имущество человека. Но даже на такие ситуации в Исламе есть ответ, указан выход из них.

От Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), однажды пришел в мечеть и увидел там человека, которого называли Абу Умама. Пророк (мир ему и благословение) спросил у него: «О Абу Умамат, почему я вижу тебя в мечети, не во время намаза?» Абу Умама ответил: «Заботы и долги охватили меня, о Посланник Аллаха». «Научить ли тебя словам, из-за которых Всевышний избавит тебя от забот и долгов?» - спросил Пророк. «Научи, о Посланник Аллаха», - сказал Абу Умама. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Перед сном и после пробуждения ото сна ты скажи:

اللهم إني أعوذ بك من الهم والحزن وأعوذ بك من العجز والكسل وأعوذ بك من البخل والجبن وأعوذ بك من غلبة الدين وقهر الرجال. قال: فقلت ذلك فأذهب الله عز وجل همي وقضى عني ديني

«Аллахумма инни а’узу бика мина ль-хамми уа ль-хузни уа а’узу бика мин аль- ’аджзи уа ль-касали уа а’узу бика миналь бухли уа ль-джубни уа а’узу бика мин гъалабати-ддайни уа къагьри-рриджал».

«О Аллах, я прощу Твоей защиты от забот и печали, прощу защиты у Тебя от немощности и лени, также прощу защиты у Тебя от скупости и жадности, от того, чтобы долги одолели меня, и от насилия людей». Абу Умама говорил: «Я сказал эти слова, и Аллах избавил меня от забот и возместил мои долги». (Абу Дауд)

Также Ибн "Абу Ддунйа передает хадис от Му"аза ибн Жабала

«Пожаловался я Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), что у мне есть долги. Он спросил меня: «О Му"аз, хочешь ли ты освободиться от долгов?». «О да!» - ответил я.

Тогда он прочитал мне айаты».

Это были айаты 26 и 27 из суры Ал-и "Имран:

ُقُلِ اللَّهُمَّ مَالِكَ مَالِكَ الْمُلْكِ تُؤْتِي الْمُلْكَ مَن تَشَاءُ وَتَنزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَاءُ وَتُعِزُّ مَن تَشَاءُ وَتُذِلُّ مَن تَشَاءُ ۖ بِيَدِكَ الْخَيْرُ ۖ إِنَّكَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ (٢٦) تُولِجُ اللَّيْلَ فِي النَّهَارِ وَتُولِجُ النَّهَارَ فِي اللَّيْلِ ۖ وَتُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَتُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ ۖ وَتَرْزُقُ مَن تَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ (٢٧ )

[الجزء: ٣ | آل عمران (٣)| الآية: ٢٦- ٢٧ ]

«Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Скажи: «О Аллах, Властелин всего сущего! Ты даруешь, кому пожелаешь, и отнимаешь, у кого пожелаешь. Все происходит по твоей воле; возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Ты даешь все благо. Воистину, Ты над всем сущим властен. Ты удлиняешь ночь, укорачивая день, и удлиняешь день, укорачивая ночь. Ты делаешь мертвое живым и живое – мертвым, то есть семена превращаешь в растения, а растения в семена, косточку фиников в пальму, а из пальмы финики и т.п., и даруешь, не считая, удел, кому пожелаешь». (3:26-27)

رَحْمنَ الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَرِحِيمَهُمَا تُعْطِي مَنْ تَشَاءُ مِنْهَا وَتَمْنَعُ مَنْ تَشَاءُ ، ارْحَمْني رَحْمَةً تُغْنِيني بِهَا عَنْ رَحْمَةِ مَنْ سِوَاكَ

«Рахману ддунйа уа ль-ахирати уа рахимухума, ту’ти манн ташау минха уа тамна’у манн ташау, ирхамни рахматан тугнини биха ’ан рахмати манн сиуака».

«О Милостивый этого мира и мира грядущего, о Аллах, Милосердный, дай мне от Себя и сними с меня долги!».

Прочитав это, Он (мир ему и благословение) сказал: «Если даже ты будешь должен кому-то все золото мира - ты все равно освободишься от долга!».

На протяжении многих веков наличие финансовой зависимости приводило к тому, что человек терял свою свободу. В настоящее время рабство официально отменено практически во всех странах мира, но долговое бремя остаётся существенным ограничением человеческой свободы - пусть и не физической, но духовной.

Банки и разнообразные микрофинансовые организации активно призывают людей на невыгодных для них условиях вступать в долговые отношения, загоняя в процентную кабалу. Но современным мусульманам стоит понимать, что поддаваться на такие призывы ни в коем случае нельзя, так как под удар ставится не только преуспевание в этом мире, но и мире вечном. И не важно, кто выступает в качестве кредитора - какая-то организация или же обычный человек (т.е. физическое лицо в современной правовой терминологии).

Долг Шариатом разрешён…

В арабском языке употребляется слово «дайн», которое и переводится как «долг». Шариатское значение «дайн» можно интерпретировать как «обязанность, которая непременно должна быть выполнена» . Богословы ссылаются на известный хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.), согласно которому должник фактически оказывается на положении заключённого. «Ваш сотоварищ оказался в заключении собственного долга» (Абу Дауд).

Вместе с тем долговые отношения между людьми рассматриваются в исламском праве в качестве нормальной ситуации. Так, в Священном Коране о долге подробно говорится в суре «Аль-Бакара»:

«О вы, которые уверовали! Записывайте условия, если вы заключаете договор долга на какой-то срок…» (2:282)

… но есть одно "но"

Тем не менее, ислам в целом рассматривает долг как явление, которого мусульмане должны избегать. Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) многократно произносил дуа (молитву) с просьбой избавить его от долга и тяжелого греха. Хадис с таким содержанием, переданный через Аишу (р.а.), можно найти в сборниках Аль-Бухари и Муслима.

Также в книге имама Ахмада приводится история о том, как Пророк (с.г.в.) отказался выполнять тому, у кого остался долг в размере двух динаров. Пришедший проститься с усопшим Абу Катада (р.а.) пообещал закрыть его долг и выплатить необходимую сумму. Когда это произошло, Милость миров Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Наконец, кожа мертвеца стала холодной».

Саубан (р.а.) передаёт слова Посланника Всевышнего (с.г.в.): «Тот, кто умрёт свободным от трёх вещей - высокомерия, обмана (мошенничества) и долга, - попадёт в Райскую обитель» (Ат-Тирмизи).

Из этих хадисов видно, насколько серьезна ответственность, которая возникает при долговых отношениях. Фактически финансовое бремя становится серьёзным раздражителем для берущего взаймы, мысли о выплате занимают его мысли. Подобная ситуация воспринимается как унижение, вследствие чего человек теряет веру в собственные силы, склонен заниматься самобичеванием. А сторона, выступающая в качестве займодавца, в свою очередь, вынуждена переживать о том, будет ли соблюдаться соглашение. То есть долговые отношения способствуют накалу межличностных отношений и может привести к .

Когда мусульманам разрешено брать в долг?

Исламские учёные выделяют три случая, когда взятие займа признаётся дозволенным:

1) берущий взаймы должен иметь намерение выплатить долг, то есть он не должен рассчитывать на то, что это финансовое обязательство ему могут простить или забудут;

2) должник обладает возможностью выплатить долг, то есть сумма для него должна быть подъёмной;

3) долг можно брать только на то, что не запрещено Шариатом. Исходя из этого, нельзя давать или брать в долг под проценты.

Перевод долга на другого человека

Отдельного внимания заслуживает ситуация переуступки долгового бремени или его части на другого человека. Исламское право предусматривает такую возможность. В арабском языке используется даже специальный термин «аль-хаваля» . В этом случае подписывается договор между человеком, на котором висит долг, и тем, кто готов отвечать по этим обязательствам. Неотъемлемыми основами такой сделки являются предложение от должника и согласия как от кредитора, так и от того человека, который принимает перевод долга.

Есть две ситуации, когда такая финансовая схема аннулируется:

  • если принявший перевод долга человек отрицает этот факт, принося клятву, а передающее лицо не может предъявить доказательств;
  • если принявший долг человек умирает в состоянии банкротства.

Дуа для избавления от долгов

В заключение представим упомянутую выше дуа (молитву), которую читал Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) чтобы избавиться от испытания долгом:

Аллахумма, инни агузу бикя мин аль-масям валь-магрям

Перевод: «О Всевышний, ищу прибежище у Тебя от тяжелого греха и долга»

Кроме того, существует риваят, гласящий, что Печать всех пророков (с.г.в.) посоветовал одному из сахабов читать в такой ситуации 26 и 27 аяты суры .

Хадисы о пропитании

Поистине, Всевышний Аллах распределил между вами ваш нрав, как Он распределил между вами и ваш удел. И поистине, Всевышний Аллах дарует мир этот тому, кого Он любит и тому, кого не любит. Однако, Он не дарует религию никому, кроме того, кого любит!»

Предопределение удела

«Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же – в виде кусочка плоти. А затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух, и получает веление записать четыре вещи: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным».

«Аллах завершил четыре вещи для сына Адама: его облик, нрав, удел и срок».

«Джабариль внушил мне, что человек не умрет, пока не придет его срок и пока он не исчерпает своего удела».
«О люди! Бойтесь Аллаха и стремитесь к вашему уделу наилучшим образом, ведь поистине, ни одна душа не умрет, пока сполна не получит своего удела, даже если и будет задержка».

Источники увеличения пропитания

«Если вы хотите большой удел, жить долго, хорошо относитесь к своим родственникам».

«Если бы вы полностью уповали и надеялись на Аллаха, то Он пропитал бы вас также, как пропитает птиц».

«Каждый день к человеку спускаются два ангела. Один из них говорит: «О Аллах! Умножь пропитание тому, кто дает», а второй говорит: «О Аллах! Уничтожь имущество того, кто жадничает».

«О сын Адама, посвяти себя Мне для поклонения, и Я наполню твое сердце богатством, покрою твою бедность, но если ты не посвятишь себя Мне, то наполню твои руки делом и я не покрою твою бедность».

Обещание Аллаха

«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).

«Я говорил: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (71:10-12).

«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он – Наилучший из дарующих удел» (34:39).

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65: 2-3).

В хадисе-кудси сказано: «О сын Адама! Посвяти себя поклонению Мне, Я наполню твое сердце богатством, благословлю твой удел и вселю в твое тело покой. Не будь беспечным в поминании Меня. Если станешь забывать Меня, Я наполню твое сердце нуждой, тело – усталостью и страданием, а душу – заботой и тревогой. Если бы ты знал, сколько осталось тебе прожить, то отрекся бы от оставшихся твоих надежд».

«О сын Адама, расходуй, и Я буду расходовать на тебя»

Лишение пропитания

«Поистине, человек лишается пропитания по причине греха, который он совершил».

«Тот, кого постигла нужда, а он обратился к людям для избавления от нее, они не помогут избавиться от нее. А тот, кого постигла нужда, и он обратился с ней к Аллаху, то Он обязательно пошлет ему его удел рано или поздно».

Дуа от долгов

Однажды пророк Мухаммад (мир ему) вошел в свою мечеть и увидел опечаленного своего сподвижника, который сказал: «Я в горести и печали, меня одолели долги, и нет денег, чтобы выплатить их».

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Не научить ли тебя мольбе, прочитаешь ее и исчезнет все, что тебя тяготит?».

Пророк Мухаммад (мир ему) наставил ему прочитать следующее дуа по утрам и по вечерам:

Аллахумма, инни а’узу би-кя мин аль-хамми уа-ль-хазани, уа-ль-‘аджзи уа-ль-кясали, уа-ль-бухли уа-ль-джубни уа даля’и-д-дайни уа галябати-р-риджаль.

«О Аллах, поистине я прибегаю к Твоей помощи от беспокойства и грусти, слабости и нерадения, скупости и малодушии, бремени долга и притеснения людей».

Хадисы о пропитании

Поистине, Всевышний Аллах распределил между вами ваш нрав, как Он распределил между вами и ваш удел. И поистине, Всевышний Аллах дарует мир этот тому, кого Он любит и тому, кого не любит. Однако, Он не дарует религию никому, кроме того, кого любит!»

Предопределение удела

«Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же - в виде кусочка плоти. А затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух, и получает веление записать четыре вещи: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным».

«Аллах завершил четыре вещи для сына Адама: его облик, нрав, удел и срок».

«Джабариль внушил мне, что человек не умрет, пока не придет его срок и пока он не исчерпает своего удела».

«О люди! Бойтесь Аллаха и стремитесь к вашему уделу наилучшим образом, ведь поистине, ни одна душа не умрет, пока сполна не получит своего удела, даже если и будет задержка». Источники увеличения пропитания

«Если вы хотите большой удел, жить долго, хорошо относитесь к своим родственникам».

«Если бы вы полностью уповали и надеялись на Аллаха, то Он пропитал бы вас также, как пропитает птиц».

«Каждый день к человеку спускаются два ангела. Один из них говорит: «О Аллах! Умножь пропитание тому, кто дает», а второй говорит: «О Аллах! Уничтожь имущество того, кто жадничает».

«О сын Адама, посвяти себя Мне для поклонения, и Я наполню твое сердце богатством, покрою твою бедность, но если ты не посвятишь себя Мне, то наполню твои руки делом и я не покрою твою бедность».

Обещание Аллаха

«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).

«Я говорил: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он - Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (71:10-12).

«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он - Наилучший из дарующих удел» (34:39).

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65: 2-3).

В хадисе-кудси сказано: «О сын Адама! Посвяти себя поклонению Мне, Я наполню твое сердце богатством, благословлю твой удел и вселю в твое тело покой. Не будь беспечным в поминании Меня. Если станешь забывать Меня, Я наполню твое сердце нуждой, тело - усталостью и страданием, а душу - заботой и тревогой. Если бы ты знал, сколько осталось тебе прожить, то отрекся бы от оставшихся твоих надежд».

«О сын Адама, расходуй, и Я буду расходовать на тебя»

Лишение пропитания

«Поистине, человек лишается пропитания по причине греха, который он совершил».

«Тот, кого постигла нужда, а он обратился к людям для избавления от нее, они не помогут избавиться от нее. А тот, кого постигла нужда, и он обратился с ней к Аллаху, то Он обязательно пошлет ему его удел рано или поздно».

Дуа от долгов Однажды пророк Мухаммад (мир ему) вошел в свою мечеть и увидел опечаленного своего сподвижника, который сказал: «Я в горести и печали, меня одолели долги, и нет денег, чтобы выплатить их».

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Не научить ли тебя мольбе, прочитаешь ее и исчезнет все, что тебя тяготит?».

Пророк Мухаммад (мир ему) наставил ему прочитать следующее дуа по утрам и по вечерам: Аллахумма, инни а’узу би-кя мин аль-хамми уа-ль-хазани, уа-ль-‘аджзи уа-ль-кясали, уа-ль-бухли уа-ль-джубни уа даля’и-д-дайни уа галябати-р-риджаль. «О Аллах, поистине я прибегаю к Твоей помощи от беспокойства и грусти, слабости и нерадения, скупости и малодушии, бремени долга и притеснения людей».

Islam-Today