Основные проводки по бухучету – примеры. Учет бюджетных обязательств Учет в бюджетном учреждении 500 счетов

Издательство ООО "1С-Паблишинг" (ISBN 978-5-9677-2510-4), стр. 222, формат 60х90 1/8 (А4).

Серия "1С:Бухгалтерский и налоговый консалтинг. Учебные материалы"

В книге представлены актуальные вопросы ведения бухгалтерского учета различных хозяйственных ситуаций, возникающих в деятельности государственных и муниципальных учреждений в соответствии с нормативными документами по бюджетной классификации, бухгалтерскому учету и отчетности. Хозяйственные операции рассмотрены на практических примерах с использованием редакции 2 "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8".

Книга может оказать большую практическую помощь бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений для ведения качественного учета с применением программного продукта "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8", а также рекомендована для использования в учебном процессе и подготовки к аттестациям "1С:Профессионал" и "1С:Специалист-консультант" по прикладному решению "1C:Бухгалтерия государственного учреждения 8".

Второе издание книги подготовлено на основе материалов семинаров 1С:Консалтинг.

КНИГУ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ У ПАРТНЕРОВ ФИРМЫ "1С" ИЛИ В ОТДЕЛЕ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ: МОСКВА, СЕЛЕЗНЕВСКАЯ,21

Санкционирование расходов государственного (муниципального) учреждения

Для учета операций по санкционированию расходов государственных (муниципальных) учреждений предусмотрена группа синтетических счетов 500 "Санкционирование расходов экономического субъекта" или, как принято говорить, счета раздела 5 ЕПСБУ (обращаем ваше внимание, что порядок их применения описан в разделе VI Инструкции № 157н).

Несмотря на то, что процедура санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений, по сравнению с казенными, существенно менее строгая, а данные по остаткам на счетах 500 не включаются ни в Баланс ф. , ни в Баланс ф. , пренебрегать в процессе ведения учета своевременным отражением операций по санкционированию расходов на счетах бухгалтерского учета не следует.

Напомним, что информация по разделу 5 является основой заполнения форм "Отчет о бюджетных обязательствах" (квартальная, годовая) и ф. "Отчет об обязательствах учреждения" (квартальная, годовая), а также форм "Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств" (для учреждений, являющихся участниками бюджетного процесса) и ф. "Сведения о принятых и неисполненных обязательствах" для бюджетных и автономных учреждений, представляемых в составе Пояснительной записки при составлении годовой отчетности.

Рассмотрим общие требования ведения учета на счетах санкционирования расходов.

Указанные счета предназначены для ведения учета показателей

  • бюджетных ассигнований,
  • лимитов бюджетных обязательств,
  • прогнозных показателей по доходам бюджета,
  • сумм утвержденных плановых показателей доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения)
  • показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) (далее – сметные (плановые, прогнозные) назначения соответственно по доходам (поступлениям), расходам (выплатам),
  • принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств)

на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год.

Учет на счетах ведется в разрезе финансовых периодов (22-й разряд кода счета):

  • 10 – текущий финансовый год;
  • 20 – очередной финансовый год;
  • 30 – второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным);
  • 40 – второй год, следующий за очередным;
  • 90 – иные очередные года (за пределами планового периода).

В 24-26 разрядах указывается КОСГУ по видам расходов.

Поскольку процедуры санкционирования расходов и увязка их с фактами хозяйственной жизни учреждения, подлежащими отражению на счетах бухгалтерского учета, у казенных и у бюджетных (автономных) учреждений различны, рассмотрим порядок ведения учета на счетах раздела 5 отдельно по этим типам учреждений, одновременно знакомясь с особенностями применения программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" в каждом случае.

Санкционирование расходов казенных учреждений

Хозяйственная деятельность государственного учреждения с типом "казенное" осуществляется за счет средств бюджетов соответствующего уровня, доводимых в виде лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, а также в некоторых случаях в виде предельных объемов финансирования.

Доведение бюджетных данных в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" осуществляется с помощью документа "Бюджетные данные" в разделе "Планирование и санкционирование".

После получения расходного расписания с доведенными бюджетными данными от финансового органа или распорядителя соответствующего уровня, для формирования в бюджетном учете соответствующих бухгалтерских записей необходимо сформировать и заполнить соответствующие закладки документа "Бюджетные данные", выбрав одну из необходимых типовых операций в соответствии с бюджетными полномочиями (рис. 1-2).

Каждая из типовых операций формирует необходимые бухгалтерские записи:

Если казенной учреждение наделено функциями распорядителя бюджетных средств, то для последующей передачи бюджетных данных подведомственным учреждениям, а также доведения себе бюджетных данных, как получателю бюджетных средств, необходимо сформировать документ "Расходное расписание" из раздела "Планирование и санкционирование".

При доведении бюджетных данных подведомственным учреждениям, первая закладка документа заполняется следующим образом (рис. 4):

Выбранная типовая операция "Бюджетные данные, переданные подведомственным распорядителям и получателям" формирует бухгалтерские записи (рис. 5).

Если же учреждение. Обладающее полномочиями распорядителя бюджетных средств, доводит бюджетные данные себе как получателю бюджетных средств, то первая закладка документа будет выглядеть таким образом (рис. 6):

Типовая операция "Бюджетные данные ГРБС, РБС доведенные себе как получателю" сформирует бухгалтерские записи (рис. 7):

Санкционирование расходов бюджетных и автономных учреждений

Операции по отражению операций на счетах раздела 5 "Санкционирование расходов" приведены ниже в таблице. Несмотря на то, что санкционированию органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета, подлежат только расходы за счет субсидий на иные цели (КФО 5), на счетах раздела 5 должны своевременно отражаться все данные об обязательствах учреждения.

Таблица. Операции по санкционированию расходов бюджетного учреждения

Операция Счет дебета Счет кредита Порядок определения суммы
Принятие обязательств и их изменение 0.506.00 0.502.01 Согласно закону, иному НПА, договору, соглашению. Изменение – на сумму изменения, уменьшение – "красным"
Принятие денежных обязательств (возникновение обязанности уплатить в соответствующем финансовом году юридическому лицу, бюджету бюджетной системы РФ, физическому лицу определенную сумму денежных средств) и их изменение 0.502.01 0.502.02 В соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора (соглашения). При уменьшении – "красным"
Суммы расходов (выплат), утвержденные сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом ФХД) на соответствующий финансовый год 0.504.00 0.506.00
Суммы доходов (поступлений), утвержденные сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом ФХД) на соответствующий финансовый год 0.507.00 0.504.00 В соответствии со сметой, ПФХД. Уменьшение – "красным"
Исполнение в текущем финансовом году по доходам (поступлениям) 0.508.00 0.507.00 На сумму поступлений
Возвраты полученных ранее доходов (поступлений) 0.508.00 0.507.00 На сумму возвратов "красным"

Помимо порядка формирования движений по каждому из счетов раздела 5 Инструкция № 174н содержит пояснения о назначении счетов и смысле сформированных на них текущих и итоговых показателей.

Дебетовый 0.504.00 "Сметные плановые назначения" отражает сумму сметных (плановых) назначений по расходам (выплатам) бюджетного учреждения, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом ФХД) бюджетного учреждения на текущий (очередной) финансовый год, с учетом изменений в показатели сметных (плановых) назначений, утвержденных в текущем финансовом году.

Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0.504.00 "Сметные плановые назначения" отражает сумму сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) бюджетного учреждения, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом ФХД) бюджетного учреждения на текущий (очередной) финансовый год, с учетом изменений в показатели сметных (плановых) назначений, утвержденных в текущем финансовом году.

Кредитовый 0.502.01 "Принятые обязательства" отражает сумму обязательств, принятых бюджетным учреждением на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году.

Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0.502.02 "Принятые денежные обязательства" отражает сумму денежных обязательств, принятых бюджетным учреждением, на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом их изменений, принятых в текущем финансовом году.

Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0.506.00 "Право на принятие обязательств" отражает объем обязательств бюджетного учреждения в денежном выражении, принятие которых обеспечено сметными (плановыми) назначениями по доходам (поступлениям), утвержденными (с учетом их изменений) на соответствующий финансовый год – объем права бюджетного учреждения на принятие обязательств в пределах утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом ФХД) бюджетного учреждения доходов (поступлений).

Дебетовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0.508.00 "Получено финансового обеспечения" отражает сумму полученных в текущем финансовом году финансовых обеспечений (доходов (поступлений), с учетом произведенных в текущем финансовом году возвратов ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений) бюджетного учреждения.

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" предусмотрена регистрация данных плана ФХД с помощью документа "Плановые назначения", доступного из меню "Санкционирование" – "План ФХД" – "Плановые назначения". В документе регистрируются плановые (прогнозные) показатели поступлений и выбытий, а так же с его помощью эти показатели впоследствии корректируются. В документе должны быть указаны (рис. 8) План поступлений (выбытий) – элемент одноименного справочника, год плана, периодичность, КФО, вид показателя (тип КПС) и субсидия. В табличной части документа указываются собственно плановые назначения по поступлениям и выбытиям. При этом должны быть указаны отчетный период, статья плана и сумма поступления либо выбытия по выбранной статье. При использовании документа для регистрации изменений плановых назначений в табличной части указываются суммы изменений, при уменьшении – со знаком "минус".

Для заполнения документа (либо непосредственно в процессе его заполнения) необходимо внести соответствующие значения в справочники.

Справочник "Планы поступлений (выбытий)" содержит перечень применяемых в деятельности учреждений, учет по которым ведется в программе, планов поступлений и выбытий по доходам, расходам, источникам финансирования дефицитов бюджетов (рис. 9). В учреждении может быть зарегистрировано несколько планов поступлений (выбытий), различающихся КФО, уровнем бюджета, а также составом показателей, хранящемся в подчиненном справочнике "Статьи планов поступлений и выбытий" (рис. 8). "Увязываются" планы поступлений (выбытий) с учреждением, в котором они применяются, с помощью регистра сведений "Планы по поступлениям (выбытиям) учреждений" (рис. 9).

Заполнение справочника "Статьи планов поступлений (выбытий)осуществляется на основании проекта Плана ФХД или Закона (решения) о бюджете (бюджетной росписи). Элементы могут содержать и группировочные коды по бюджетной классификации.

Код каждой статьи 20-значный, в бюджетном учреждении согласно действующему законодательству применяются только КОСГУ (КЭК), т.е. 18-20 разряды кода. Заполняются они автоматически при выборе соответствующего кода в реквизит "КОСГУ (КЭК)". Наименование формируется автоматически на основании наименования кода экономической классификации, при необходимости пользователь может его откорректировать.

Справочник "Субсидии" содержит сведения субсидиях как предоставленных учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с гос. заданием государственных услуг, так и целевых субсидиях, предоставленных учреждению (рис. 12).

Кроме того, для заполнения документа "Плановые назначения" необходимо указать соответствующие отчетные периоды.

Для хранения сведений об отчетных периодах в конфигурации предусмотрен одноименный справочник. Для получения единообразной структуры и, одновременно, с целью не перегружать базу данных неиспользуемыми значениями, заполнение этого справочника осуществляется автоматически на основании настроек, указанных пользователем. Для этого в форме списка справочника необходимо нажать кнопку "Заполнить". В результате открывается диалог обработки "Генерация отчетных периодов".

Автоматическое заполнение возможно двумя способами: создание новых периодов и детализация выбранного периода. Для этого пользователь должен установить переключатель в соответствующее положение. Далее необходимо указать годы начала и окончания периода автоматического формирования и необходимую периодичность.

Генерация периодов осуществляется при нажатии на кнопку "Заполнить" обработки (рис. 13).

В части санкционирования расходов бюджетных учреждений, источником финансирования которых являются субсидии на иные цели, следует руководствоваться приказом Минфина РФ

Очень много вопросов возникает с применением 500 счетов, а именно: 1) при закрытии 2013 года возникла кредиторская задолженность по 302.34. В 2013 были приняты бюджетные и денежные обязательства. При закрытии года 500 счета закрываются полностью. Какими документами и проводками в 2014 году отразить бюджетные и денежные обязательства по кредиторской задолженности? 2) при закрытии 2013 года возникла дебиторская задолженность по 208.21, 206.34, 303.06. В 2013 были приняты бюджетные и денежные обязательства. При закрытии года 500 счета закрываются полностью. Какими документами и проводками в 2014 году отразить бюджетные и денежные обязательства по дебиторской задолженности? 3) в какой период лучше принять бюджетные и денежные обязательства по авансовому отчету?

Ответ

В соответствии с приведенным материалом обязательства (денежные обязательства) учреждение может принимать к учету в пределах утвержденных плановых назначений. Так же при завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования этого года на следующий год не переносятся. А показатели по этим счетам, сформированные в отчетном году за первый следует перенести на аналитические счета санкционирования текущего года. Следовательно если обязательства (денежные обязательства) были приняты на 2013 год на основании утвержденных плановых назначений на 2013 год, то на 2014 год обязательства (денежные обязательства) не переносятся. Если же обязательства (денежные обязательства) были приняты в 2013 году но на 2014 год (очередной финансовый год - счета 0.502.12.000, 0.502.22), то в 2014 году на основании справки по форме 0504833, показатели по данным счетам подлежат переносу на счета 0.502.11.000, 0.502.12) прямой проводкой. Принятые обязательства (денежные обязательства) по дебиторской задолженности при завершении текущего финансового года на следующий год не переносятся, так как дебиторка принята на основании утвержденных плановых назначений на 2013 год. Обязательства (денежные обязательства) по авансовым отчетам в соответствии с приведенным материалом нужно принимать в сумме начисленных обязательств (выплат). Следовательно, принимать обязательства (денежные обязательства) по авансовым отчетам нужно на дату утверждения авансового отчета.

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Исполнение Плана по расходам

Исполнение Плана ФХД по расходам предполагает принятие учреждением обязательств (денежных обязательств). Обязательства (денежные обязательства) принимайте к учету в пределах утвержденных плановых назначений.

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств ведите на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утвердите в рамках формирования учетной политики (с учетом требований по санкционированию, установленных финансовым органом). Например, основанием для принятия обязательств могут быть приказы руководителя о премировании в межрасчетный период по формам № Т-11 и № Т-11а , заявления на выдачу подотчетных сумм, подписанные руководителем, и т. п.*

Аналитический учет сумм принятых обязательств (денежных обязательств) ведите в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064) в разрезе видов выплат (расходов), утвержденных Планом ФХД.

Такой порядок установлен пунктами , Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 163 Инструкции № 174н,пунктом 189 Инструкции № 183н, Методическими указаниями , утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н .

Операции по санкционированию обязательств, принятых в текущем году, формируйте с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств)* (п. 310 Инструкции к Единому плану счетов № 157н , п. 162 Инструкции № 174н , п. 188 Инструкции № 183н).

Принятие обязательств

К принятым обязательствам текущего года относятся расходные обязательства, которые предусмотрены к исполнению в текущем финансовом году (в т. ч. принятые и неисполненные обязательства прошлых лет).*

В бухучете обязательства отражайте в следующем объеме:*

  • выплата зарплаты (вознаграждения) сотрудникам - в объеме утвержденных плановых назначений на эти цели (т. е. принимать данные обязательства ежемесячно не нужно);
  • выплата сотрудникам командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами - в сумме начисленных обязательств (выплат);*
  • внесение обязательных платежей в бюджет (налоги, сборы, пошлины, взносы и иные выплаты) - в сумме начисленных обязательств (платежей);
  • возмещение вреда (причиненного учреждением при осуществлении им деятельности) и иные выплаты на основании вступивших в законную силу решений суда - в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • иные расходные обязательства - в сумме принятых обязательств.*

Полный перечень обязательств (и порядок их принятия) приведен в пункте 1 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155. В данном пункте разъяснен порядок принятия бюджетных обязательств получателями бюджетных средств. Бюджетные и автономные учреждения вправе применять данный порядок с учетом Инструкций № 174н и 183н (п. 3 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155).*

Принятие обязательств, исполнение которых предусмотрено Планом ФХД, отражайте на следующих счетах:*

  • 0.502.01.000 «Принятые обязательства»;
  • 0.502.02.000 «Принятые денежные обязательства».*

В 22 разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:*

  • 1 - текущий финансовый год;
  • 2 - очередной финансовый год;*
  • 3 - второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);
  • 4 - второй год, следующий за очередным.

Такой вывод следует из положений пункта 163 Инструкции № 174н, пункта 189 Инструкции № 183н, пункта 309 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Обратите внимание, что принятие обязательств отражается в учете корреспонденцией счетов 0.502.00.000 и 0.506.00.000. При этом, согласно положениям Инструкций № 174н и № 183н , счет 0.506.00.000 имеет детализацию по аналитическим кодам лишь на текущий и очередной финансовый годы. Поэтому в случае необходимости принятия обязательств на первый и второй годы, следующие за очередным, порядок их отражения в учете пропишите в учетной политике учреждения. Например, в 22 разряде номера счета 0.506.00.000 можно предусмотреть также аналитические коды 3 и 4.

В бухучете принятие обязательств (денежных обязательств) отразите следующим образом.

В учете бюджетных учреждений:

Пример отражения в бухучете принятых в текущем финансовом году обязательств и денежных обязательств*

В январе ГУ НИИ «Альфа» заключило с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» договор на поставку оборудования на сумму 580 000 руб. Источником финансового обеспечения выплаты по договору является целевая субсидия на приобретение оборудования.

Согласно утвержденной в учреждении «Альфа» учетной политике обязательство принимается к учету на основании заключенного договора. Денежное обязательство - в момент получения товарной накладной.

В день подписания договора бухгалтер «Альфы» принял к учету обязательство:

Дебет 5.506.10.310 Кредит 5.502.11.310
- 580 000 руб. - приняты обязательства на основании подписанного договора поставки.

В феврале «Мастер» поставил оборудование и передал «Альфе» товарную накладную. На основании накладной бухгалтер «Альфы» принял к учету денежное обязательство:

Дебет 5.502.11.310 Кредит 5.502.12.310
- 580 000 руб. - приняты денежные обязательства на основании акта приема-передачи оборудования.

Перенос показателей при завершении года

При завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования этого года на следующий год не переносятся. Показатели по этим счетам, сформированные в отчетном году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) годом, следует перенести на аналитические счета санкционирования в следующем порядке:*

  • показатели первого года, следующего за текущим, - на счета санкционирования текущего года;*
  • показатели второго года, следующего за текущим, - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим;
  • показатели второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим.

Перенос показателей по санкционированию делайте в первый рабочий день текущего года на основании Справки (ф. 0504833).*

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

С уважением,

Екатерина Самодурова эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной

ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера«

Информация, собираемая учреждениями на 500-х счетах, является весьма важным инструментом контроля финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В 2016 году после внесения изменений в инструкции по учету бухгалтерам необходимо помнить о некоторых новых особенностях отражения информации на счетах санкционирования расходов.

Предназначение

Согласно пункту 308 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), счета раздела VI «Санкционирование расходов экономического субъекта» предназначены для ведения учета учреждениями, финансовыми органами:
·показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств,
·прогнозных показателей по доходам бюджета,
·сумм утвержденных плановых показателей доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения), показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам),
·а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной; первый год, следующий за очередным; второй год, следующий за очередным) финансовый год.
Аналитический учет операций по доведению показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений и принятых обязательств, в частности, государственными (муниципальными) учреждениями осуществляется на соответствующих счетах раздела VI Инструкции № 157н в разрезе подведомственных им структурных подразделений (филиалов), в том числе не являющихся юридическими лицами (п. 313 Инструкции № 157н).
В соответствии с пунктом 314 Инструкции № 157н учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми) назначениями и принятыми учреждением обязательствами (денежными обязательствами), осуществляется на основании первичных документов(учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением) с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренных для соответствующего типа учреждений Инструкцией № 157н.
Напомним также, что, согласно пункту 21 Инструкции № 157н, в 24–26-м разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражаются, в частности:
Очевидно, что изменения в номере счета Рабочего плана счетов учреждения скоро коснутся не только КОСГУ , но и других кодов бюджетной классификации.
Применение 500-х счетов раздела VI «Санкционирование расходов экономического субъекта» Инструкции № 157н несколько различается в зависимости от типа учреждения. Особенности таких различий обусловлены, в частности, изменениями в законодательной и нормативно-правовой базе, произошедшими в 2015 году.

Казенные учреждения

Напомним, что последние изменения в Инструкцию по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н; далее – Инструкция № 162н) были внесены приказом Минфина России от 30.11.2015 № 184н (далее – Приказ № 184н). Однако в августе 2015 года в Инструкцию № 162н приказом ведомства от 17.08.2015 № 127н (далее – Приказ № 127н) также были внесены изменения, которые, в частности, затронули и счета раздела санкционирования расходов.
Обратите внимание! Согласно действующей редакции Инструкции № 162н учет на большинстве 500-х счетов ведется в разрезе соответствующих аналитических счетов. При этом в Плане счетов бюджетного учета (в редакции Приказа № 184н) 500-е счета даны без аналитических счетов (Таблица № 1).

Таблица №1

План счетов бюджетного учета (выдержка)

Наименование счета Номер счета
код
аналитический по БК <1> вида деятельности синтетического счета аналитический по КОСГУ
объекта учета группы вида
номер разряда счета
1 - 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Бюджетный учет, N 9, 2013
Т.В.Швыткина,
консультант

по бюджетному учету


Все бухгалтеры при подготовке квартального отчета сталкиваются с проблемой, как заполнить форму 0503128 . Что такое бюджетные обязательства? Чем же они отличаются от денежных обязательств? Как и с чем сверить данную форму отчетности? Предлагаю в настоящей статье рассмотреть эти вопросы более подробно.


В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

А согласно пункту 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений , утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н (далее - Инструкция N 157н), денежные обязательства - это соответствующая обязанность уже не получателя бюджетных средств, а обязанность учреждения (казенного, бюджетного, автономного) уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Можно сделать вывод, что бюджетные и денежные обязательства должны приниматься как участниками бюджетного процесса (казенными учреждениями), так и бюджетными и автономными учреждениями. В первом случае - в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущий год, а во втором и третьем случаях - в пределах доведенной субсидии на государственное задание в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности или субсидии на иные цели.

Итак, согласно статье 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам состоит из нескольких этапов.

На первом этапе учреждения принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных до них лимитов (для казенных) или прав на принятие обязательств (для бюджетных и автономных). Именно этот этап соответствует формированию учетных данных по кредиту счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства" в корреспонденции со счетом 0 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" (для казенных) или со счетом 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" . Поскольку порядок ведения учета и формирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств не раскрывается в Инструкции N 157н , он подлежит самостоятельной разработке учреждением и закреплению в учетной политике.

Основания для принятия бюджетных обязательств

Основаниями для принятия бюджетных обязательств являются заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами, расчеты с подотчетными лицами - на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету, начисление заработной платы и социальных взносов за определенный период (месяц).

Какие документы подтверждают данный факт?

Данный факт подтверждается следующими документами: заключенный договор, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, ведомость начисленной заработной платы.



На основании указанных документов происходит факт принятия бюджетных обязательств и оформляется бухгалтерская запись:

- датой договора на полную стоимость по договору;



- датой принятия к учету авансового отчета (необходима корректировка с учетом выданного аванса);



На следующем этапе исполнения бюджета по расходам происходит подтверждение принятых денежных обязательств. Согласно пункту 4 статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (учреждение) подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами. Именно данный этап соответствует формированию в бухгалтерском учете информации по счету 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства" .

Основания для принятия денежных обязательств

Основаниями для принятия денежных обязательств являются оплата аванса поставщику, акт выполненных работ (услуг), товарная накладная, подтверждающая факт получения товара, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, начисление заработной платы за определенный период (месяц).

Когда необходимо в учете отражать данную операцию?

На основании указанных документов необходимо принять денежные обязательства и оформить бухгалтерскую запись:

- датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой выписки органа казначейства, где перечислен аванс поставщикам;

- одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;

- одновременно с принятием к учету авансового отчета (корректировка на сумму выданного аванса);

- последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

Рассмотрим на примерах принятие бюджетных и денежных обязательств.

ПРИМЕР 1.

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 9

Согласно нормам Инструкции N 157н <1> процесс санкционирования расходов бюджетов предусматривает утверждение сметных назначений, распределение бюджетных ассигнований, получение лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), а также принятие и исполнение обязательств (денежных обязательств). Порядку отражения государственными (муниципальными) учреждениями в бухгалтерском учете операций, осуществляемых в рамках этого процесса, и посвящена данная статья.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Организация ведения учета операций по санкционированию расходов

Единым планом счетов бухгалтерского учета к Инструкции N 157н (далее - Единый план счетов) для отражения государственными (муниципальными) учреждениями (далее - учреждения) операций, осуществляемых в рамках санкционирования расходов бюджетов, предусмотрен счет 500 00 "Санкционирование расходов". Ведение учета показателей бюджетных ассигнований, ЛБО, утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) <2>, а также показателей принятых обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год и первый и второй годы планового периода производится учреждениями на соответствующих синтетических счетах в разрезе аналитических групп, которые формируются по следующим финансовым периодам (п. 309 Инструкции N 157н):

  • 10 "Санкционирование по текущему финансовому году";
  • 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (по очередному финансовому году)";
  • 30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (по первому году, следующему за очередным)" (далее - первый год планового периода);
  • 40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным" (далее - второй год планового периода).
<2> Суммы сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) утверждаются сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

Синтетические и группировочные счета, используемые учреждениями для отражения в бухгалтерском учете показателей по санкционированию расходов бюджетов, приведены в таблице.

Номер и наименование
синтетического счета
Номер соответствующего группировочного счета
0 501 00 000
"Лимиты бюджетных
обязательств"
0 501 10 000 - текущего финансового года;
0 501 20 000 - очередного финансового года;
0 501 30 000 - первого года планового периода;
0 501 40 000 - второго года планового периода
0 502 00 000
"Принятые
обязательства"
0 502 10 000 - текущего финансового года;
0 502 20 000 - очередного финансового года;
0 502 30 000 - первого года планового периода;
0 502 40 000 - второго года планового периода
0 503 00 000
"Бюджетные
ассигнования"
0 503 10 000 - текущего финансового года;
0 503 20 000 - очередного финансового года;
0 503 30 000 - первого года планового периода;
0 503 40 000 - второго года планового периода
0 504 00 000
"Сметные (плановые)
показатели"
0 504 10 000 - текущего финансового года;
0 504 20 000 - очередного финансового года
0 506 00 000
"Право на принятие
обязательств"
0 506 10 000 - текущего финансового года;
0 506 20 000 - очередного финансового года
0 507 00 000
"Утвержденный объем
финансового обеспечения"
0 507 10 000 - текущего финансового года;
0 507 20 000 - очередного финансового года
0 508 00 000
"Получено финансового
обеспечения"
0 508 10 000 - текущего финансового года;
0 508 20 000 - очередного финансового года

Аналитический учет операций по санкционированию расходов бюджетов осуществляется учреждениями в журнале по операциям санкционирования на основании первичных (учетных) документов, установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением), с отражением указанных операций на счетах санкционирования расходов в соответствии с Инструкциями, предусмотренными для соответствующего типа учреждений (п. 314 Инструкции N 157н):

  1. для получателей бюджетных средств (для казенных учреждений, а также для бюджетных учреждений, в отношении которых не принято решение о выделении субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ) - на основании Инструкции N 162н <3>;
  2. для получателей субсидий :
  • для бюджетных учреждений, в отношении которых принято решение о выделении субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, - согласно Инструкции N 174н <4>;
  • для автономных учреждений - на основании Инструкции N 183н <5>.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Бюджетные ассигнования и ЛБО для главных распорядителей бюджетных средств (далее - главные распорядители) по кодам групп, статей КОСГУ утверждают финансовые органы. Те в свою очередь детализируют их по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ с отражением оборотов по дебету и кредиту счетов 0 503 00 000 и 501 00 000 соответственно.

Причем главные распорядители (распорядители) не вправе распределять бюджетные ассигнования и ЛБО распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей, в соответствии со ст. 158 "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств" БК РФ. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть отнесены к подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств только одного главного распорядителя. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и ЛБО только от главного распорядителя (распорядителя), в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ).

Обратите внимание! Изменения показателей по санкционированию расходов бюджетов отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов (п. 311 Инструкции N 157н):

  • при утверждении увеличения - со знаком "плюс";
  • при утверждении уменьшения - со знаком "минус".

Согласно п. 312 Инструкции N 157н по завершении текущего финансового года показатели (остатки), сформированные по аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, ЛБО и утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года, на следующий год не переносятся (то есть показатели (остатки), сформированные по аналитическим счетам 0 501 10 000 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года", 0 503 10 000 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года" и 0 504 10 000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год").

При этом показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода (далее - показатели по санкционированию), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета:

  • показатели по санкционированию очередного финансового года - на счета санкционирования текущего финансового года;
  • показатели по санкционированию первого года планового периода - на счета санкционирования очередного финансового года;
  • показатели по санкционированию второго года планового периода - на счета санкционирования первого года планового периода.

Обратите внимание! Показатели по санкционированию второго года планового периода на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до утверждения в соответствии с ним главным распорядителям и главным администраторам дефицита бюджета бюджетных ассигнований и ЛБО отражению не подлежат (п. 312 Инструкции N 157н).

Лимиты бюджетных обязательств

Лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (очередном финансовом году, первом и втором годах планового периода) (ст. 6 БК РФ). Доводятся ЛБО по принципу адресности и целевого характера до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Для учета учреждениями ЛБО Единым планом счетов предусмотрен счет 501 00.

Исходя из сказанного, указанный счет применяется только получателями бюджетных средств (получатели субсидий его не используют). Поэтому для рассмотрения особенностей учета ЛБО обратимся к нормам п. 129 Инструкции N 162н. Так, согласно данному пункту учет ЛБО ведется на следующих аналитических счетах.

Номер счета Наименование счета Кто применяет
0 501 01 000 Доведенные лимиты
бюджетных обязательств

органы
0 501 02 000 Лимиты бюджетных
обязательств
к распределению
Главные распорядители
0 501 03 000 Лимиты бюджетных
обязательств получателей
бюджетных средств

финансовые органы
0 501 04 000 Переданные лимиты
бюджетных обязательств
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 501 05 000 Полученные лимиты
бюджетных обязательств
Распорядители, получатели
органы
0 501 06 000 Лимиты бюджетных
обязательств в пути
0 501 09 000 Утвержденные лимиты
бюджетных обязательств
Финансовые органы

Аналитический учет операций по счетам 0 501 04 000 и 0 501 05 000 ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета к Инструкции N 162н. Напомним, по остальным аналитическим счетам учет осуществляется в журнале по операциям санкционирования.

Корреспонденция счетов бюджетного учета по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых главными распорядителями (распорядителями), получателями бюджетных средств, приведена в разд. II Приложения 1 к Инструкции N 162н. Представим ее в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит
Главный распорядитель
Суммы ЛБО, доведенные в установленном порядке
финансовыми органами по кодам групп, статей
КОСГУ
1 501 01 000 1 501 02 000

1 501 02 000 1 501 02 000

средств
1 501 02 000 1 501 04 000
Распорядитель
1 501 05 000 1 501 02 000
Детализация показателей утвержденных ему ЛБО
по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ
1 501 02 000 1 501 02 000
Суммы ЛБО, переданные подведомственному
распорядителю и (или) получателю бюджетных
средств
1 501 02 000 1 501 04 000
Получатель
Суммы ЛБО, полученные в установленном порядке 1 501 05 000 1 501 03 000
Детализация показателей доведенных ему ЛБО
по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ
1 501 03 000 1 501 03 000
Суммы ЛБО, доведенные себе как получателю 1 501 02 000 1 501 03 000

Пример 1 . Учреждение здравоохранения - распорядитель бюджетных средств получило от главного распорядителя суммы ЛБО на текущий финансовый год в размере 44 800 тыс. руб., в том числе по статьям КОСГУ:

  • 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" - 7300 тыс. руб.;
  • 220 "Оплата работ, услуг" - 26 800 тыс. руб.;
  • 310 "Увеличение стоимости основных средств" - 6300 тыс. руб.;
  • 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - 4400 тыс. руб.

Из них учреждение здравоохранения передало обособленному подразделению - получателю бюджетных средств суммы ЛБО текущего финансового года в размере 11 900 тыс. руб., в том числе по статьям КОСГУ:

  • 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" - 2200 тыс. руб.;
  • 220 "Оплата работ, услуг" - 8400 тыс. руб.;
  • 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - 1300 тыс. руб.

В целях упрощения примера детализация ЛБО по подстатьям КОСГУ не рассматривается.

В бюджетном учете данные операции будут оформлены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
тыс. руб.
В учете учреждения здравоохранения
Получены суммы ЛБО текущего
статьям КОСГУ:
44 800

выплаты по оплате труда"
1 501 15 210 1 501 12 210 7 300
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 15 220 1 501 12 220 26 800

средств"
1 501 15 310 1 501 12 310 6 300
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 15 340 1 501 12 340 4 400
Переданы суммы ЛБО текущего
финансового года обособленному
подразделению по следующим статьям
КОСГУ:
11 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
1 501 12 210 1 501 14 210 2 200
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 12 220 1 501 14 220 8 400
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 12 340 1 501 14 340 1 300
Доведены суммы ЛБО текущего
финансового года себе как получателю
по следующим статьям КОСГУ:
32 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
(7300 - 2200) тыс. руб.
1 501 12 210 1 501 13 210 5 100
- 220 "Оплата работ, услуг"
(26 800 - 8400) тыс. руб.
1 501 12 220 1 501 13 220 18 400
- 310 "Увеличение стоимости основных
средств"
1 501 12 310 1 501 13 310 6 300
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
(4400 - 1300) тыс. руб.
1 501 12 340 1 501 13 340 3 100
В учете обособленного подразделения
Получены суммы ЛБО текущего
финансового года по следующим
статьям КОСГУ:
11 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
1 501 12 210 1 501 13 210 2 200
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 12 220 1 501 13 220 8 400
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 12 340 1 501 13 340 1 300

Бюджетные ассигнования

Бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). К бюджетным ассигнованиям относятся, в частности, ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд (ст. 69 БК РФ).

Доводятся бюджетные ассигнования, как и ЛБО, по принципу адресности и целевого характера до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Для учета учреждениями бюджетных ассигнований Единым планом счетов предусмотрен счет 503 00.

То есть указанный счет применяется только получателями бюджетных средств. В связи с этим при рассмотрении особенностей учета бюджетных ассигнований воспользуемся нормами п. 142 Инструкции N 162н, в соответствии с которыми для учета бюджетных ассигнований учреждения применяют следующие аналитические счета.

Номер счета Наименование счета Кто применяет
0 503 01 000 Доведенные бюджетные
ассигнования
Главные распорядители, финансовые
органы
0 503 02 000 Бюджетные ассигнования
к распределению
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 503 03 000 Бюджетные ассигнования
получателей бюджетных
средств и
администраторов выплат
Получатели бюджетных средств,
финансовые органы
0 503 04 000 Переданные бюджетные
ассигнования
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 503 05 000 Полученные бюджетные
ассигнования
Распорядители, получатели
бюджетных средств, финансовые
органы
0 503 06 000 Бюджетные ассигнования
в пути
0 503 09 000 Утвержденные бюджетные
ассигнования
Финансовые органы

Аналитический учет операций по счетам 0 503 04 000 и 0 503 05 000 ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета к Инструкции N 162н.

Бухгалтерские проводки по отражению бюджетных ассигнований в учете получателей бюджетных средств предусмотрены разд. II Приложения 1 к Инструкции N 162н. Приведем их в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит
Главный распорядитель
Суммы бюджетных ассигнований, доведенные в
установленном порядке финансовыми органами
1 503 01 000 1 503 02 000
Детализация доведенных ему бюджетных
ассигнований по соответствующим статьям,
подстатьям КОСГУ
1 503 02 000 1 503 02 000

получателю бюджетных средств
1 503 02 000 1 503 04 000
Распорядитель

установленном порядке
1 503 05 000 1 503 02 000
Детализация показателей утвержденных ему
статьям, подстатьям КОСГУ
1 503 02 000 1 503 02 000
Суммы бюджетных ассигнований, переданных
подведомственному ему распорядителю и (или)
получателю бюджетных средств
1 503 02 000 1 503 04 000
Получатель
Суммы бюджетных ассигнований, полученные в
установленном порядке
1 503 05 000 1 503 03 000
Детализация показателей доведенных ему
бюджетных ассигнований по соответствующим
статьям, подстатьям КОСГУ
1 503 03 000 1 503 03 000
Главный распорядитель (распорядитель) как получатель
Суммы бюджетных ассигнований, доведенных себе
как получателю
1 503 02 000 1 503 03 000

Принятые обязательства

Бюджетные обязательства - это расходные обязательства учреждения, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Под денежными обязательствами следует понимать обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или на основании положений закона, иного правового акта, условий договора или соглашения (ст. 6 БК РФ).

В силу п. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

Показатели принятых обязательств (денежных обязательств) учитываются на счете 502 00. Данный счет применяется как получателями бюджетных средств, так и получателями субсидий. Операции текущего (очередного) финансового года, первого и второго годов планового периода по принятию бюджетных обязательств (денежных обязательств), а также операции по внесению в текущем финансовом году изменений в эти показатели отражаются учреждениями на указанном счете на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утверждается в рамках формирования учетной политики (п. 318 Инструкции N 157н).

Например , обязательства (денежные обязательства) могут быть приняты к бухгалтерскому учету на основании:

  • расчетно-платежной ведомости - обязательства по заработной плате перед сотрудниками учреждения (в последний день месяца, за который производится начисление);
  • акта выполненных работ - обязательства по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг (в день подписания);
  • счета-фактуры - обязательства по коммунальным услугам (на дату составления счета-фактуры);
  • договора с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) - обязательства по всем видам хозяйственных операций, за исключением расчетов по заработной плате, расчетов с бюджетом по налогам и платежам, а также по долговременным договорам на оказание коммунальных услуг, услуг связи (на дату подписания договора) и т.п.

Обратите внимание! Принятие в текущем финансовом году обязательств осуществляется с учетом ранее принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) (п. 310 Инструкции N 157н).

Для обобщения информации о принятых обязательствах (денежных обязательствах) в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, ЛБО и объемах утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности учреждения используют следующие аналитические счета (п. 139 Инструкции N 162н, п. 163 Инструкции N 174н и п. 189 Инструкции N 183н).

Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале учета принятых обязательств в разрезе расходов (выплат) , предусмотренных сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (п. 320 Инструкции N 157н).

Учет принятых обязательств (денежных обязательств) получателями бюджетных средств. Бухгалтерские проводки по отражению в учете получателей бюджетных средств принятых бюджетных обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год, а также на первый и второй годы планового периода (с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году) предусмотрены п. п. 140 и 141 Инструкции N 162н. Приведем их в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит

обязательств (в пределах утвержденных ему на
соответствующий период ЛБО)
1 501 03 000 1 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
обязательств по расходам (выплатам), исполнение
которых предусмотрено за счет утвержденных ему
на соответствующий период бюджетных
ассигнований
1 503 03 000 1 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
обязательств в объеме утвержденных ему сметных
назначений по приносящей доход деятельности
2 506 00 000 2 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
денежных обязательств в пределах ЛБО, бюджетных
ассигнований и сметных назначений по приносящей
доход деятельности, утвержденных ему на
соответствующий период
0 502 01 000 0 502 02 000

Учет принятых обязательств (денежных обязательств) получателями субсидий. Операции по принятию указанными учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год, а также на первый и второй годы планового периода (с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году) предусмотрены п. 167 Инструкции N 174н и п. 193 Инструкции N 183н. Данные операции оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

Обратите внимание! Счета 0 502 01 000 и 0 501 02 000 применяются учреждениями всех трех типов по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200 "Расходы", 300 "Поступление нефинансовых активов", 500 "Поступление финансовых активов" и 800 "Уменьшение обязательств" (п. 164 Инструкции N 174н, п. 190 Инструкции N 183н).

Сметные (плановые) назначения

Для учета получателями бюджетных средств и получателями субсидий сумм утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также сумм внесенных в указанные показатели изменений, утвержденных в установленном порядке в течение текущего финансового года, предназначен счет 504 00. Аналитический учет по данному счету ведется в карточке учета сметных (плановых) назначений в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) и расходов (выбытий) в структуре, утвержденной на соответствующий финансовый год сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения (п. п. 324, 325 Инструкции N 157н).

Получатели бюджетных средств применяют данный счет для учета сумм сметных (плановых) назначений по расходам (внесенных в текущем финансовом году изменений), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности. В бухгалтерском учете эта операция оформляется проводкой (п. 150 Инструкции N 162н):

Дебет счета 2 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения" (по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800)

Кредит счета 2 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800).

Получатели субсидий, в отличие от получателей бюджетных средств, учитывают на счете 0 504 00 000 утвержденные сметные (плановые) назначения по доходам и расходам (внесенные в текущем финансовом году изменения) по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (п. 168 Инструкции N 174н, п. 198 Инструкции N 183н):

  • по дебету - в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800;
  • по кредиту - в разрезе видов доходов по группам 100, 600 и 700.

Операции по учету сметных назначений получателями субсидий оформляются следующими проводками (п. 171 Инструкции N 174н, п. 197 Инструкции N 183н):

<*> В данной проводке получатели субсидий указывают в 18-м разряде номеров счетов код финансового обеспечения в соответствии с экономическим содержанием операции: 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания", 5 "Субсидии на иные цели", 6 "Бюджетные инвестиции" и 7 "Средства по обязательному медицинскому страхованию".

Право на принятие обязательств

Информация об объеме права на принятие учреждением обязательств в пределах утвержденных ему на соответствующий финансовый год сумм сметных (плановых) назначений по приносящей доход деятельности собирается на счете 506 00. Аналитический учет по нему ведется в структуре, предусмотренной сметой либо планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, по аналогии с утвержденными сметными (плановыми) назначениями - в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) и расходов (выбытий) (п. п. 326, 327 Инструкции N 157н).

Согласно п. 151 Инструкции N 162н получатели бюджетных средств по кредиту счета 2 506 00 000 учитывают утвержденные суммы сметных (плановых) назначений по расходам в рамках приносящей доход деятельности (бухгалтерская проводка, которой оформляется данная операция, была приведена ранее при рассмотрении учета сметных (плановых) назначений). Также на этом счете отражаются суммы обязательств, исполнение которых предусмотрено сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, следующей проводкой:

Дебет счета 2 506 00 000 "Право на принятие обязательств"

Кредит счета 2 502 01 000 "Принятые обязательства".

Получатели субсидий оформляют операции по счету 0 506 00 000 следующим образом (п. 174 Инструкции N 174н, п. 200 Инструкции N 183н):

Обратите внимание! Счет 0 506 00 000 применяется учреждениями всех трех типов по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800 (п. 172 Инструкции N 174н, п. 198 Инструкции N 183н).

Финансовое обеспечение получателей субсидий

Суммы сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности), предусмотренных к поступлению в соответствующем финансовом году, учитываются получателями субсидий по дебету счета 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (п. 176 Инструкции N 174н, п. 202 Инструкции N 183н). В свою очередь, информация о суммах полученного в текущем финансовом году финансового обеспечения (доходов, поступлений) и суммах возвратов ранее поступившего финансового обеспечения обобщается по дебету счета 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" (п. 179 Инструкции N 174н, п. 205 Инструкции N 183н).

В бухгалтерском учете операции по санкционированию финансового обеспечения отражаются получателями субсидий следующими проводками (п. 177 Инструкции N 174н, п. 203 Инструкции N 183н):

Обратите внимание! Счета 0 507 00 000 и 0 508 00 000 применяются получателями субсидий по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе групп 100 "Доходы", 600 "Выбытие финансовых активов" и 700 "Увеличение обязательств" (п. п. 175 и 178 Инструкции N 174н, п. п. 201 и 204 Инструкции N 183н).

Аналитический учет по указанным счетам ведется в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения на соответствующий финансовый год (п. п. 329 и 331 Инструкции N 157н).

Пример 2 . Поликлиника (бюджетное учреждение - получатель субсидий) заключила со строительной организацией договор на осуществление текущего ремонта бытовых помещений здания на сумму 450 тыс. руб. Условиями договора предусмотрен авансовый платеж в размере 20% для приобретения стройматериалов. Ремонт будет проводиться за счет субсидий на . На текущий финансовый год на эти цели планом финансово-хозяйственной деятельности поликлинике предоставлены средства в размере 900 тыс. руб. по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ, которые поступили ей на лицевой счет.

Бухгалтерией поликлиники в рамках санкционирования расходов будут произведены следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
тыс. руб.


по доходам на выполнение
государственного задания <*>
4 507 10 150 4 504 10 150 900
Утверждены сметные (плановые)
назначения на текущий финансовый год
по расходам на выполнение
государственного задания <*>
4 504 10 225 4 506 10 225 900
Поступило на лицевой счет
поликлиники финансовое обеспечение
выполнения государственного задания
<**>
4 508 10 150 4 507 10 150 900
Приняты обязательства по текущему
финансового обеспечения на
выполнение государственного задания
<***>
4 506 10 225 4 502 11 225 450
Приняты денежные обязательства
по авансовому платежу по текущему
ремонту бытовых помещений за счет
финансового обеспечения на
выполнение государственного задания
<***>
(450 тыс. руб. x 20%)
4 502 11 225 4 502 12 225 90
<*> Основание - план финансово-хозяйственной деятельности.
<**> Основание - выписка из лицевого счета.
<***> Основание - заключенный со строительной организацией договор.

После завершения ремонтных работ на основании подписанного обеими сторонами (поликлиникой и строительной организацией) акта выполненных работ бухгалтерией будет произведена проводка по принятию денежных обязательств на сумму 360 тыс. руб. (450 - 90).

К сведению. Рассмотренные в примере 2 операции по санкционированию расходов в бухгалтерском учете автономного учреждения будут оформлены аналогичным образом.

Пример 3 . Психиатрическая больница (казенное учреждение - получатель бюджетных средств) заключила со строительной организацией договор на осуществление текущего ремонта рентгеновского кабинета на сумму 90 тыс. руб. Условиями договора предусмотрен авансовый платеж в размере 30% на приобретение стройматериалов. Ремонт будет проводиться за счет средств от приносящей доход деятельности. Сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год на эти цели (по подстатье 225 КОСГУ) предусмотрены средства в сумме 150 тыс. руб. В силу норм Федерального закона N 83-ФЗ <6> больница в 2011 г. имеет право использовать средства от приносящей доход деятельности на собственные нужды.

<6> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Бухгалтерией психиатрической больницы в рамках санкционирования расходов будут произведены следующие записи:

<*> Основание - смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
<**> Основание - заключенный со сторонней организацией договор.

После завершения ремонтных работ на основании подписанного обеими сторонами (психиатрической больницей и строительной организацией) акта выполненных работ бухгалтерией будет произведена проводка по принятию денежных обязательств на сумму 63 тыс. руб. (150 - 90).

В.Лахматова

Главный редактор журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"