Реформаторская церковь. Реформатская церковь

Реформатская церковь - возникла в XVI в., подобно лютеранской церкви, как результат реформации, но не германской, а швейцарской (см. зм и Реформация). Реформация в Цюрихе началась почти одновременно с реформацией Лютера в и во всем существенном была закончена уже в 1525 г.; в то же время там появилась первая часть перевода Библии, оконченного к 1531 г. (ср. Mezger, "Geschichte der deutschen Bibel ü bersetzung in der schweizerisch-reformierten Kirche", Базель, 1876). Символы веры новой церкви были установлены Цвингли в "Kommentar von der wahren und falschen Religion" (Цюрих, 1525) и "Fidei ratio ad Carolum Imperatorem" (Цюрих, 1530), и всего полнее изложены в "Christianae fidei brevis et clara expositio ad regem christianum" (изд. Буллингером, Цюрих, 1536). Наряду с исповеданием Цвингли, четыре города - , и Линдау - представили на аугсбургский сейм составленное Буцером (так называемое "confessio tetrapolitana"), к которому примкнули впоследствии исповедания швейцарских церквей.

С появлением Кальвина (см.) отступает на задний план учение Цвингли, более проникнутое духом гуманизма. Своими сочинениями (в особенности "Institutio religionis christianae") и поучениями Кальвин сделал Женеву средоточием Реформатская церковь церкви. Распространившись во многих странах - Гессене, Пфальце, северной и (Гамбурге, Бремене, е, Силезии), Польше, Венгрии, Франции, Англии, и и Нидерландах, - Реформатская церковь церковь получила в различных местах неодинаковую организацию и неодинаковое развитие. Хотя женевский являлся рассадником Реформатская церковь духовенства, однако строгое учение Кальвина о предопределении восторжествовало не вполне; из швейцарских исповеданий его приняли в чистом виде лишь "Consensus pastorum Genevensis ecclesiae" (1554) и "Formula consensus Helvetica" (1675); в большинстве исповеданий вне и оно или принимается инфралапсарически (см. ниже), или совершенно устраняется. В 1557 г. появилось для Реформатская церковь общин в Венгрии "Confessio Hungarica" или "Czengeriana". В Германии первым из владетельных князей присоединился к Реформатская церковь церкви курфюрст пфальцский III: по его поручению и ус составили в 1563 г. "гейдельбергский катехизис" (см.), который вскоре был признан всей немецко-Реформатская церковь церковью. Для Фридриха III было предназначено и подробное исповедание Буллингера, которое, в качестве второго гельветического исповедания, получило большое распространение. В и Реформатская церковь элемент, к которому, в интересах евангелического единения, примкнули было ученики а, вновь отделился от лютеранства, в 1577 г., вследствие формулы конкордии (см.). В е ландграф Мориц, после тщетных попыток соединить обе родственные церкви, перешел в Реформатская церковь церковь (1604). В е, где ранее преобладало учение Меланхтона, с 1589 г. получил перевес . Большое значение имел также переход в кальвинизм курфюрста бранденбургского а (в 1614 г.); исповеданием его служила так называемая "Confessio Marchica". Хотя в статьях аугсбургского религиозного мира прямо не упомянуты реформаты, однако, они подводились под их действие, поскольку признавали видоизмененное аугсбургское исповедание 1540 г. (см.) за свой символ веры. По вестфальскому миру 1648 г. Реформатская церковь церкви в Германии было предоставлено совершенно такое же положение, как католической и лютеранской. В Англии , наряду с англиканской церковью, сохранившей много католических элементов, образовалась чисто Реформатская церковь церковь пресвитериан (см.), исповедание которых было составлено первоначально в Шотландии и изложено в "Scotica" (1560), а впоследствии - в Лондоне, в "Confessio Westmonasteriensis" (1648). В Шотландии торжеству Реформатская церковь церкви больше всего способствовал Нокс (см.). В Нидерландах, для прекращения споров между арминианами (см.) и учениками а, состоялся в 1618-19 гг. синод в е, в качестве вселенского собора Реформатская церковь церкви; постановления его не получили, однако, всеобщего признания в Реформатская церковь общинах. "Confessio Belgica" и "Confessio Gallicana" были утверждены на синоде в Эмдене, созванном в 1571 г. голландскими реформатами, бежавшими во время испанского террора в германские нижнерейнские области (так называемое эмденское религиозное исповедание); к ним присоединилась, с течением времени, и Реформатская церковь община в нынешней прусской рейнской провинции. В XIX в. образовались в и, Швейцарии, Франции и Шотландии (с 1843 г.) так называемые свободные церкви (см.), придерживающиеся более строгого кальвинизма. Во Франции исповедание веры для реформатов (гугенотов) составил парижский проповедник Антуан де-Шандье; это исповедание было принято на синоде в Париже в 1559 г. и вновь признано на национальном синоде в и, как исповедание французско-Реформатская церковь общин (Gallicarum ecclesiarum confessio f idei). В 1830 г. Реформатская церковь церковь во Франции уравнена с католической. Борьба внутри французской Реформатская церковь церкви между направлениями ортодоксальным и свободным привела в 1849 г. к образованию правоверными реформатами так называемой евангелическо-реформатской церкви (U nion des églises é vangeliques de France). В Северной Америке Реформатская церковь церковь развивалась весьма свободно и приняла самые разнообразные направления, которые отчасти группируются вокруг пресвитериан, отчасти вокруг методизма (ср. Baird, "Kirchengeschichte von Nordamerika", Берлин, 1844).

Уже Цвингли стремился вернуть богослужебные обряды к простоте первых христиан, и поэтому изгнал из церкви алтари, образа, свечи при причастии, органы, священнические одеяния, частную исповедь; этим основным положениям Реформатская церковь церковь осталась верна до настоящего времени. Особенностью Реформатская церковь церкви, сравнительно с лютеранской, является последовательное демократических принципов; она приняла с самого начала пресвитериальное и синодальное устройство (см. ). Реформатская церковь общины ни от кого не зависимы и совершенно разрознены между собой; зато внутри отдельных общин существует гораздо более строгое, чем у лютеран, за исполнением церковных обязанностей и за ю отдельных членов. В области догматов Реформатская церковь церковь отличается от лютеранской более строгим и последовательным проведением принципов реформации. Она решительно отрицает церковное предание, в евхаристии признает хлеб и вино только символами, напоминающими христианам об ных страданиях Христа, духовную природу человека, предоставленную самой себе, считает как бы совсем мертвой, влечение ее к добру - совершенно подавленным, все естественные действия человека - греховными. Приписывая спасение людей исключительно Божией благодати, реформаты из этого положения последовательно вывели мрачное учение о безусловном предопределении одних к погибели, других - к блаженству, причем последние не могут противиться всесильной благодати, которая является для них благодатью непреодолимой (gratia irresistibilis). Относительно причины обречения одних на гибель, других - на спасение, в Реформатская церковь церкви преобладает учение инфралапсариев (infralapsarii), объясняющих различие людской участи актом всеведения Бога, предвидящего грехопадение, тогда как противники их (Ante- или S upralapsarii), осужденные на дордрехтском синоде 1618 г., усматривают здесь лишь проявление всемогущества воли Божией, этой причины всех причин. Разница в догматическом учении церквей реформатской и лютеранской с течением времени оказалась, однако, не столь глубокой, чтобы из-за неё необходимо было забыть их внутреннее родство и общий протестантский характер; попытки обеих церквей часто бывали успешны и в Пруссии привели к образованию евангелической церкви (см.).

Ср. Basnage, "Histoire de la reli gion des églises réformé es" (Роттердам, 1690); Schweizer, "Die Glaubenslehre der evangelisch-reformierten Kirche" (Цюрих, 1844-1847); его же, "Die protestantischen Zentraldogmen in ihrer Entwickelung innerhalb der reformierten Kirche" (Цюрих, 1854-56); Merle d"Aubigné, "Histoire de la reformation au XVI s." (Париж, 1835-47; новое издание 1877-78); Hundeshagen, "Beitr ä ge zur Kirchenverfassungsgeschichte des Protestantismus" (Висбаден, 1864); Schneckenburger, "Vergleichende Darstellung des lutherischen und reformierten Lehrbegriffs" (Штутгарт, 1855); Heppe, "Ursprung und Geschichte der Bezeichnungen reformierte und lutherische Kirche" (Гота, 1859); "Leben und ausgew ählte Schriften der Väter und Begrü nder der reformierten Kirche" (Эльберфельд, 1857-62).

В России Реформатская церковь церковь не имеет объединенного устройства. Наиболее цельной организацией располагает евангелическо-Реформатская церковь церковь в губерниях Царства Польского, насчитывающая 9 приходов. Во главе ее стоит евангелическо-Реформатская церковь синод, собирающийся один раз в год, в месте, указанном министерством внутренних дел, и состоящий из всех духовных, дворян, военных и гражданских чиновников евангелическо-Реформатская церковь исповедания, светских депутатов от приходов и всех членов того прихода, в котором синод собирается. На каждую сессию синода члены его избирают председателя и секретаря из светских, а нотариуса - из духовных лиц. Ведению синода, между прочим, подлежат: ежегодного пособия, назначаемого м евангелическо-Реформатская церковь церкви; выдача призывных грамот духовным и церковному причту; рассмотрение жалоб на духовных, перемещение и удаление их; составление инструкций церковным властям, подлежащих утверждению внутренних дел. Исполнительным органом является евангелическо-Реформатская церковь консистория в Варшаве, состоящая из светского президента, духовного а, двух светских членов, одного духовного и секретаря, которые избираются синодом на 3 года и утверждаются: президент - Высочайшей властью, а прочие чины - министерством внутренних дел. окончательно решает дела об уничтожении и расторжении браков, причем прокурорские функции исполняет прокурор варшавской судебной палаты. Консистория производит также испытание кандидатов на духовное звание и разрешает их в духовный сан. В остальной России евангелическо-Реформатская церковь общества образуют пять округов. Наиболее обширный округ составляют евангелическо-Реформатская церковь общества западных губерний; он разделяется на два дистрикта - виленский (12 приходов) и самогитский (7 приходов). округом вверено виленскому евангелическо-Реформатская церковь синоду и виленской евангелическо-Реформатская церковь коллегии. Первый составляется из всех почетных лиц Реформатская церковь исповедания, дворянского и духовного званий, в западном крае и собирается один раз или дважды в год для решения важнейших дел; вторая состоит из избираемых синодом светского президента, духовного вице-президента, трех духовных и трех светских членов. Только выбор президента и вице-президента подлежит утверждению, первого - Высочайшей властью, второго - министром внутренних дел. В четырех прочих округах окружное управление духовных евангелическо-Реформатская церковь дел принадлежит местным евангелическо-лютеранским консисториям, присутствия которых для рассмотрения этих дел изменяются в своем составе и именуются реформатскими заседаниями. Для составления этих заседаний духовные члены лютеранского исповедания заменяются одним, а где возможно - двумя пасторами и таким же числом церковных старшин Реформатская церковь исповедания. Реформатская церковь заседания производят экзамены кандидатам в духовный сан, посвящение же в сан производится местным Реформатская церковь пастором, в присутствии нескольких лютеранских духовных. Реформатская церковь заседания образованы в СПб. (в ведении Реформатская церковь заседания спб. консистории состоят 6 приходов СПб. и Херсонской губерний и ревельское Реформатская церковь общество), Москве, Риге и Митаве. Судные дела, производящиеся в Реформатская церковь заседаниях лютеранских консисторий, переносятся, по апелляциям и частным жалобам, в евангелическо-лютеранскую генеральную консисторию, в которой при рассмотрении и решении этих дел присутствуют, вместо духовного вице-президента, одного светского и двух духовных членов лютеранского исповедания, два светских и один духовный члены Реформатская церковь исповедания; духовный член призывается министром внутренних дел, а светские члены назначаются на 3 года Высочайшей властью из кандидатов, избираемых местными Реформатская церковь заседаниями из числа церковных старшин. Реформатская церковь приходские пасторы избираются прихожанами и утверждаются министерством внутренних дел, по представлениям местных Реформатская церковь заседаний. м прихода заведует церковный совет из выборных старшин, ответственных перед общим собранием прихожан. По данным 1885 г., в России (кроме губерний Царства Польского) насчитывалось 23845 прихожан-реформатов, в том числе в СПб. - 3838 (два прихода: немецкий - с 3338, французский - с 500 членами). В е лютеранский и Реформатская церковь приходы в 1817 г. соединились в один евангелический приход; совершается здесь на основании особых правил, дополненных в 1836 г.

H G Я O L Страна Город Москва Конфессия реформатство Архитектурный стиль эклектика Архитектор Герман фон Ниссен Дата основания Дата постройки год Статус памятник архитектуры (региональный)
Выявленный объект культурного наследия № 2949736 № 2949736 Медиафайлы на Викискладе

Историческое здание Реформатской церкви в Белом городе , которое в настоящее время делят общины евангельских христиан-баптистов и адвентистов седьмого дня , расположено по адресу: Малый Трёхсвятительский переулок , 3.

История

Реформатская церковь сгорела в пожаре 1812 года , во время которого сгорели также другие церкви Немецкой слободы, за исключением лютеранской церкви св. Михаила . После этого английская община временно обосновалась сначала в доме на углу Тверской улицы и Малого Гнездиковского переулка , а затем - в Вознесенском переулке , а голландская впоследствии переехала в Малый Трёхсвятительский переулок .

В Малом Трёхсвятительском переулке

Изначально общины реформатов на территории государства Российского не были столь многочисленными и изначально юридически были объединены вместе с лютеранами в единую Евангелическо-лютеранскую церковь. Только по указу Правительственного сената от 19 мая 1834 года при лютеранских консисториях Москвы, Санкт-Петербурга, Риги и Митау были основаны особые реформатские заседания, ведавшие делами Евангелическо-реформатской церкви, а в 1836 году были утверждены специальные правила церковного управления реформатов .

Орган

Органистами Реформатской церкви были Теодор Бубек , Генрих Мюллер (1908-1914) и др.

За всю свою историю, кроме замены аутентичной системы нагнетания воздуха на органный вентилятор с электрическим мотором в 1946 году , орган не подвергся каким-либо перестройкам, поэтому сохранил до наших дней первозданный звуковой облик. В 1990 году инструмент поставлен на учёт как памятник истории и культуры .

Диспозиция органа «Эрнст Рёвер»

I. Manual C-g 3
Bordun 16’
Principal 8’
Hohlflöte 8’
Gemshorn 8’
Gambe 8’
Bordun 8’
Dolce 8’
Rohrflöte 4’
Octave 4’
Octave 2’
Mixtur 3 f.
II. Manual C-g 3
Gedackt 16’
Principal 8’
Traversflöte 8’
Salicional 8’
Liebl. Gedackt 8’
Viola d’amour 8’
Flöte 4’
Gemshorn 4’
III. Manual C-g 3
Lieblich Gedackt 16’
Geigen Principal 8’
Concertflöte 8’
Spitzflöte 8’
Zartgedackt 8’
Aeoline 8’
Voix-céleste 8’
Dolce 4’
Fugara 4’

Реформатская Церковь

Происхождение Реформатской Церкви связано с событиями, произошедшими внутри Швейцарской конфедерации. В то время как Лютеранская Реформация брала начало в академической среде, Реформатская Церковь обязана своим происхождением попыткам привести мораль и богослужение (но не обязательно доктрину) Церкви в большее соответствие с библейскими принципами. Хотя большинство ранних реформатских богословов происходило из академического окружения, их программы реформ не были академическими по своей природе. Они были направлены на преобразование конкретной Церкви в том виде, в котором она существовала в швейцарских городах, таких как Цюрих, Берн, Базель. В то время как Лютер был убежден в том, что доктрина оправдания имела центральное значение в его программе социальных и религиозных реформ, ранние реформатские мыслители проявляли относительно небольшой интерес к доктринам, за исключением одной конкретной доктрины. Их программа реформ была организационной, социальной и этической, и во многом она была похожа на требования, исходящие от гуманистического движения. Ниже мы подробно остановимся на идеях гуманизма (стр. 57-87). Пока что важно отметить, что все крупные богословы ранней Реформатской Церкви имели некоторую склонность к гуманизму - склонность, которую не разделял Лютер, настороженно относящий к гуманистическому движению.

По общему убеждению, консолидация Реформатской Церкви началась после стабилизации Цюрихской Реформации, наступившей вслед за смертью Цвингли на поле битвы (1531 г.) при его приемнике Генрихе Булингере и завершилась после становления Женевы как основного центра и Жана Кальвина как ее лидера в 50-х годах шестнадцатого века. Постепенный переход власти внутри Реформатской Церкви (первоначально из Цюриха в Берн, а затем из Берна в Женеву) происходил в течение периода с 1520 по 1560 гг. и привел к тому, что Женева, ее политический строй (республика) и ее религиозные мыслители (первоначально Жан Кальвин, а после его смерти Теодор Беза) стали превалировать в Реформатской Церкви. Этот процесс был закреплен учреждением Женевской академии (готовящей пасторов для Реформатской Церкви).

По отношению к религиозным идеям Реформатской Церкви часто используется термин «кальвинизм». В настоящее время употребление этого термина не поощряется, т.к. становится все более очевидным, что богословие Реформатской Церкви конца шестнадцатого века является развитием идей Кальвина. Называть реформатскую богословскую мысль конца шестнадцатого и семнадцатого веков «кальвинизмом» - значит предполагать, что это по существу мысли самого Кальвина, хотя в настоящее время общепризнанно, что идеи Кальвина были в значительной степени изменены его преемниками. (Мы рассмотрим этот вопрос в связи с доктриной предопределения на стр. 162-166) Термин «Реформатская» является более предпочтительным как по отношению к Церквам (в Швейцарии, Голландии и Германии), так и в отношении религиозных мыслителей (таких, как Теодор Беза, Уильям Перкинс или Джон Оуэн), которые основывались на признанном «Наставлении в христианской вере» или церковных документах (таких, как знаменитый «Гейдельбергский катехизис»), основанных на нем.

Следует упомянуть еще об одном факторе, имеющем отношение к употреблению термина «кальвинизм», фактор. Происхождение этого термина относится к шестидесятым годам шестнадцатого века, когда происходили значительные изменения политической обстановки на территории Германии. Страна была серьезно дестабилизирована в 1540-х и начале 1550-х гг. столкновениями между лютеранами и католиками. Такие конфликты наносили вред Империи. Аугсбургский мир (сентябрь 1555 г.) решил религиозный вопрос в Германии, выделив определенные области страны лютеранам, а остальные - римо-католикам (знаменитый принцип, часто называемый «cuius regio, eius religio» («твоя область определяет твое вероисповедание»). Не было сделано никаких оговорок о Реформатской вере, которая была объявлена «несуществующей» в Германии. Однако в феврале 1563 г. был издан «Гейдельбергский катехизис», что указывало на то, что Реформатское богословие приобрело большое влияние прежде всего в лютеранских областях Германии. Этот катехизис незамедлительно подвергся нападениям лютеран, назвавших его «кальвинистским» - иными словами, иностранным. Термин «кальвинистский» был использован германскими лютеранами, пытавшимися дискредитировать этот новый влиятельный документ и объявившему его непатриотичным. Учитывая полемические ассоциации термина, для историка желательно отказаться от него в пользу более нейтрального термина. Термин «Реформатский», несомненно, кажется нам более подходящим для этой цели.

Из трех составных частей Протестантской Реформации - лютеранской, реформатской (или кальвинистской) и анабаптистской - именно реформатская представляет особый интерес для англоязычного мира. Пуританство, которое сыграло столь значительную роль в английской истории семнадцатого века и имело столь важное значение для религиозных и политических взглядов Новой Англии, начиная с семнадцатого века и далее, является особой формой Реформатского богословия. Для того, чтобы понять религиозную и политическую историю Новой Англии или идеи таких мыслителей, как, например, Джонатан Эдварде, необходимо разобраться, по крайней мере, с некоторыми богословскими воззрениями Пуританства, которое лежит в основе их социальных и политических позиций. Автор надеется, что настоящая работа окажется полезной в процессе этого знакомства.

Первая реформатская община в России была основана в Москве в 1629 году. В Санкт-Петербурге в 1712 году была основана первая Реформатская община, для которой в 1732 году был построен храм. Впоследствии в России было созданно еще несколько реформатских общин (так в Санкт-Петербурге существовали три общины - французская, немецкая и голландская). Все созданные общины существовали для окормления осевших в России иностранцев. К 1930 году советская власть все общины ликвидировала. Все ныне существующие общины созданы с нуля и фактического преемства со старыми не имеют. Из почти двух сотен реформатских и присвитерианских церквей большинство созданы корейскими миссионерами, поддерживают тесную связь с материнскими церквями, имеют значительную долю прихожан-корейцев и нередко пастора-миссионера из Южной Кореи, богослужение в некоторых общинах проводится на корейском языке. Также значительная их часть по вероучению являются практически пятидесятницами, т.к. признают дары Св.Духа в виде глоссолалии и т.п.

Евангелическо-реформатская церковь России

Краткая история церкви:

Евангелическо-Реформатская Церковь России (ЕРЦР) была создана в 2007 году. В ее состав входят семь приходов, из них 4 в Москве, а также в Реутове (Московская обл.), Казани и Ростове-на-Дону. Председатель Синода ЕРЦР: Тен Валериан Павлович. В церкви значительная часть корейцев, также поддерживаются связи с корейскими церквями.

Ссылки

Ссылки

Союз Евангелических Реформатских Церквей России

Краткая история церкви:

Центральная церковь Союза - тверская, основанная в 1991 году. Ее пастор Евгений Каширский является идеологом Союза. Также Союз, созданный в 1992 году, является единственной реформатской централизованной религиознаой организацией в России. Состоит из нескольких приходов (в том числе двух в Санкт-Петербурге) и является доктринально ортодоксальной кальвинистской организацией, принимая однако и современные формы богослужения. Церковь сотрудничает с НРЦ(О).

Реформированная Фундаменталистская Церковь

Краткая история церкви:

Община считает себя наследницей реформатской общины, созданной в Туле в 1632 году. РФЦ возникла среди российских немцев, проживающих в Туле, однако из-за миграции немцев и притока русских в общиу, к 2007 году церковь становится русской. Пресвитером Тульской церкви и главой консистории является Михаил Ваннах. Тульская церковь зарегистрирована в 1994 году, насчитывает ок. 350 членов (являясь, таким образом, крупнейшей реформатской церковью России). В своем богословии РФЦ жестко придерживается принципов фундаментализма (Богодухновенность и непогрешимость Св. Писания, Божественная природа Иисуса Христа, Его непорочное зачатие от Девы Марии, Искупительная жертва Сына Божиего, Его физическое Воскресение и грядущее Второе Пришествие). Свобода, демократия и права человека - сакральные ценности для церкви. Также в церковь входят ряд небольших церквей в Тульской и Рязанской областях.

Общество Славянской реформации

Краткая история церкви:

Ранее общины, входящие в Общество составляли "Реформатскую пресвитерианскую церковь России ". Общество Славянской реформации объединяет группу реформатских церквей в России (5 церквей) и по одной общине в Украине (Ровно) и Казахстане (Караганда).

Совет пасторов пресвитерианских церквей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Краткая история церкви:

Совет объединяет 13 общин Санкт-Петербурга и 2 общины в области. Общины сильно различаются между собой и по стилю богослужения, и по степени теологического либерализма, и в понимании различных догматов.

Реформатская церковь

возникла в XVI в., подобно лютеранской церкви, как результат реформации, но не германской, а швейцарской (см. Кальвинизм и Реформация). Реформация Цвингли в Цюрихе началась почти одновременно с реформацией Лютера в Виттенберге и во всем существенном была закончена уже в 1525 г.; в то же время там появилась первая часть перевода Библии, оконченного к 1531 г. (ср. Mezger, "Geschichte der deutschen Bibelübersetzung in der schweizerisch-reformierten Kirche", Базель, 1876). Символы веры новой церкви были установлены Цвингли в "Kommentar von der wahren und falschen Religion" (Цюрих, 1525) и "Fidei ratio ad Carolum Imperatorem" (Цюрих, 1530), и всего полнее изложены в "Christianae fidei brevis et clara expositio ad regem christianum" (изд. Буллингером, Цюрих, 1536). Наряду с исповеданием Цвингли, четыре города - Страсбург, Констанц, Мемминген и Линдау - представили на аугсбургский сейм составленное Буцером исповедание веры (так называемое "confessio tetrapolitana"), к которому примкнули впоследствии исповедания швейцарских церквей.

С появлением Кальвина (см.) отступает на задний план учение Цвингли, более проникнутое духом гуманизма. Своими сочинениями (в особенности "Institutio religionis christianae") и поучениями Кальвин сделал Женеву средоточием Р. церкви. Распространившись во многих странах - Гессене, Пфальце, северной Германии (Гамбурге, Бремене, Бранденбурге, Силезии), Польше, Венгрии, Франции, Англии, Шотландии и Нидерландах, - Р. церковь получила в различных местах неодинаковую организацию и неодинаковое развитие. Хотя женевский университет являлся рассадником Р. духовенства, однако строгое учение Кальвина о предопределении восторжествовало не вполне; из швейцарских исповеданий его приняли в чистом виде лишь "Consensus pastorum Genevensis ecclesiae" (1554) и "Formula consensus Helvetica" (1675); в большинстве исповеданий вне Швейцарии оно или принимается инфралапсарически (см. ниже), или совершенно устраняется. В 1557 г. появилось для Р. общин в Венгрии "Confessio Hungarica" или "Czengeriana". В Германии первым из владетельных князей присоединился к Р. церкви курфюрст пфальцский Фридрих III: по его поручению Урзинус и Олевианус составили в 1563 г. "гейдельбергский катехизис" (см.), который вскоре был признан всей немецко-Р. церковью. Для Фридриха III было предназначено и подробное исповедание Буллингера, которое, в качестве второго гельветического исповедания, получило большое распространение. В Саксонии Р. элемент, к которому, в интересах евангелического единения, примкнули было ученики Меланхтона, вновь отделился от лютеранства, в 1577 г., вследствие формулы конкордии (см.). В Гессен-Касселе ландграф Мориц, после тщетных попыток соединить обе родственные церкви, перешел в Р. церковь (1604). В Ангальте, где ранее преобладало учение Меланхтона, с 1589 г. получил перевес кальвинизм. Большое значение имел также переход в кальвинизм курфюрста бранденбургского Сигизмунда (в 1614 г.); исповеданием его служила так называемая "Confessio Marchica". Хотя в статьях аугсбургского религиозного мира прямо не упомянуты реформаты, однако, они подводились под их действие, поскольку признавали видоизмененное аугсбургское исповедание 1540 г. (см.) за свой символ веры. По вестфальскому миру 1648 г. Р. церкви в Германии было предоставлено совершенно такое же положение, как католической и лютеранской. В Англии , наряду с англиканской церковью, сохранившей много католических элементов, образовалась чисто Р. церковь пресвитериан (см.), исповедание которых было составлено первоначально в Шотландии и изложено в "Scotica" (1560), а впоследствии - в Лондоне, в "Confessio Westmonasteriensis" (1648). В Шотландии торжеству Р. церкви больше всего способствовал Нокс (см.). В Нидерландах, для прекращения споров между арминианами (см.) и учениками Гомаруса, состоялся в 1618-19 гг. синод в Дордрехте, в качестве вселенского собора Р. церкви; постановления его не получили, однако, всеобщего признания в Р. общинах. "Confessio Belgica" и "Confessio Gallicana" были утверждены на синоде в Эмдене, созванном в 1571 г. голландскими реформатами, бежавшими во время испанского террора в германские нижнерейнские области (так называемое эмденское религиозное исповедание); к ним присоединилась, с течением времени, и Р. община в нынешней прусской рейнской провинции. В XIX в. образовались в Голландии, Швейцарии, Франции и Шотландии (с 1843 г.) так называемые свободные церкви (см.), придерживающиеся более строгого кальвинизма. Во Франции исповедание веры для реформатов (гугенотов) составил парижский проповедник Антуан де-Шандье; это исповедание было принято на синоде в Париже в 1559 г. и вновь признано на национальном синоде в Ла-Рошели, как исповедание французско-Р. общин (Gallicarum ecclesiarum confessio fidei). В 1830 г. Р. церковь во Франции уравнена с католической. Борьба внутри французской Р. церкви между направлениями ортодоксальным и свободным привела в 1849 г. к образованию правоверными реформатами так называемой евангелическо-реформатской церкви (Union des églises évangeliques de France). В Северной Америке Р. церковь развивалась весьма свободно и приняла самые разнообразные направления, которые отчасти группируются вокруг пресвитериан, отчасти вокруг методизма (ср. Baird, "Kirchengeschichte von Nordamerika", Берлин, 1844).

Уже Цвингли стремился вернуть богослужебные обряды к простоте первых христиан, и поэтому изгнал из церкви алтари, образа, свечи при причастии, органы, священнические одеяния, частную исповедь; этим основным положениям Р. церковь осталась верна до настоящего времени. Особенностью Р. церкви, сравнительно с лютеранской, является последовательное проведение демократических принципов; она приняла с самого начала пресвитериальное и синодальное устройство (см. Пресвитерианство). Р. общины ни от кого не зависимы и совершенно разрознены между собой; зато внутри отдельных общин существует гораздо более строгое, чем у лютеран, наблюдение за исполнением церковных обязанностей и за нравственностью отдельных членов. В области догматов Р. церковь отличается от лютеранской более строгим и последовательным проведением принципов реформации. Она решительно отрицает церковное предание, в евхаристии признает хлеб и вино только символами, напоминающими христианам об искупительных страданиях Христа, духовную природу человека, предоставленную самой себе, считает как бы совсем мертвой, влечение ее к добру - совершенно подавленным, все естественные действия человека - греховными. Приписывая спасение людей исключительно Божией благодати, реформаты из этого положения последовательно вывели мрачное учение о безусловном предопределении одних к погибели, других - к блаженству, причем последние не могут противиться всесильной благодати, которая является для них благодатью непреодолимой (gratia irresistibilis). Относительно причины обречения одних на гибель, других - на спасение, в Р. церкви преобладает учение инфралапсариев (infralapsarii), объясняющих различие людской участи актом всеведения Бога, предвидящего грехопадение, тогда как противники их (Ante- или Supralapsarii), осужденные на дордрехтском синоде 1618 г., усматривают здесь лишь проявление всемогущества воли Божией, этой причины всех причин. Разница в догматическом учении церквей реформатской и лютеранской с течением времени оказалась, однако, не столь глубокой, чтобы из-за неё необходимо было забыть их внутреннее родство и общий протестантский характер; попытки соединения обеих церквей часто бывали успешны и в Пруссии привели к образованию евангелической церкви (см.).

Ср. Basnage, "Histoire de la religion des églises réformées" (Роттердам, 1690); Schweizer, "Die Glaubenslehre der evangelisch-reformierten Kirche" (Цюрих, 1844-1847); его же, "Die protestantischen Zentraldogmen in ihrer Entwickelung innerhalb der reformierten Kirche" (Цюрих, 1854-56); Merle d"Aubigné, "Histoire de la reformation au XVI s." (Париж, 1835-47; новое издание 1877-78); Hundeshagen, "Beiträge zur Kirchenverfassungsgeschichte des Protestantismus" (Висбаден, 1864); Schneckenburger, "Vergleichende Darstellung des lutherischen und reformierten Lehrbegriffs" (Штутгарт, 1855); Heppe, "Ursprung und Geschichte der Bezeichnungen reformierte und lutherische Kirche" (Гота, 1859); "Leben und ausgewählte Schriften der Väter und Begründer der reformierten Kirche" (Эльберфельд, 1857-62).

В России Р. церковь не имеет объединенного устройства. Наиболее цельной организацией располагает евангелическо-Р. церковь в губерниях Царства Польского, насчитывающая 9 приходов. Во главе ее стоит евангелическо-Р. синод, собирающийся один раз в год, в месте, указанном министерством внутренних дел, и состоящий из всех духовных, дворян, военных и гражданских чиновников евангелическо-Р. исповедания, светских депутатов от приходов и всех членов того прихода, в котором синод собирается. На каждую сессию синода члены его избирают председателя и секретаря из светских, а нотариуса - из духовных лиц. Ведению синода, между прочим, подлежат: распределение ежегодного пособия, назначаемого правительством евангелическо-Р. церкви; выдача призывных грамот духовным и церковному причту; рассмотрение жалоб на духовных, перемещение и удаление их; составление инструкций церковным властям, подлежащих утверждению министерства внутренних дел. Исполнительным органом является евангелическо-Р. консистория в Варшаве, состоящая из светского президента, духовного вице-президента, двух светских членов, одного духовного и секретаря, которые избираются синодом на 3 года и утверждаются: президент - Высочайшей властью, а прочие чины - министерством внутренних дел. Консистория окончательно решает дела об уничтожении и расторжении браков, причем прокурорские функции исполняет прокурор варшавской судебной палаты. Консистория производит также испытание кандидатов на духовное звание и разрешает посвящение их в духовный сан. В остальной России евангелическо-Р. общества образуют пять округов. Наиболее обширный округ составляют евангелическо-Р. общества западных губерний; он разделяется на два дистрикта - виленский (12 приходов) и самогитский (7 приходов). Управление округом вверено виленскому евангелическо-Р. синоду и виленской евангелическо-Р. коллегии. Первый составляется из всех почетных лиц Р. исповедания, дворянского и духовного званий, в западном крае и собирается один раз или дважды в год для решения важнейших дел; вторая состоит из избираемых синодом светского президента, духовного вице-президента, трех духовных и трех светских членов. Только выбор президента и вице-президента подлежит утверждению, первого - Высочайшей властью, второго - министром внутренних дел. В четырех прочих округах окружное управление духовных евангелическо-Р. дел принадлежит местным евангелическо-лютеранским консисториям, присутствия которых для рассмотрения этих дел изменяются в своем составе и именуются реформатскими заседаниями. Для составления этих заседаний духовные члены лютеранского исповедания заменяются одним, а где возможно - двумя пасторами и таким же числом церковных старшин Р. исповедания. Р. заседания производят экзамены кандидатам в духовный сан, посвящение же в сан производится местным Р. пастором, в присутствии нескольких лютеранских духовных. Р. заседания образованы в СПб. (в ведении Р. заседания спб. консистории состоят 6 приходов СПб. и Херсонской губерний и ревельское Р. общество), Москве, Риге и Митаве. Судные дела, производящиеся в Р. заседаниях лютеранских консисторий, переносятся, по апелляциям и частным жалобам, в евангелическо-лютеранскую генеральную консисторию, в которой при рассмотрении и решении этих дел присутствуют, вместо духовного вице-президента, одного светского и двух духовных членов лютеранского исповедания, два светских и один духовный члены Р. исповедания; духовный член призывается министром внутренних дел, а светские члены назначаются на 3 года Высочайшей властью из кандидатов, избираемых местными Р. заседаниями из числа церковных старшин. Р. приходские пасторы избираются прихожанами и утверждаются министерством внутренних дел, по представлениям местных Р. заседаний. Имуществом прихода заведует церковный совет из выборных старшин, ответственных перед общим собранием прихожан. По данным 1885 г., в России (кроме губерний Царства Польского) насчитывалось 23845 прихожан-реформатов, в том числе в СПб. - 3838 (два прихода: немецкий - с 3338, французский - с 500 членами). В Архангельске лютеранский и Р. приходы в 1817 г. соединились в один евангелический приход; общественное богослужение совершается здесь на основании особых правил, дополненных в 1836 г.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .